Театральное искусство и музыка

Литература

Под влиянием национально-освободительного движения развивалась украинская литература. Более разнообразными стали её направления и тематика. Писатели всё больше внимания обращали на социальные проблемы. Примером реалистического подхода к изображению жизни украинского общества было творчество Владимира Винниченко (1880-1951). В своих ранних произведениях 1902-1906 гг. писатель реалистически показал жизнь беднейших слоёв общества. Кроме того, в его произведениях отражена также жизнь провинциальных местечек, предпринимателей, интеллигенции.

Яркой личностью среди украинских литераторов был Михаил Коцюбинский, который в новелле «Fata morgana» показал социальные противоречия на накануне и в ходе революции 1905-1907 годов.

В своей поэзии Леся Украинка («Осенняя сказка», «В катакомбах», «Песня о свободе») затрагивала такие проблемы, как конфликт между властью и свободой, взаимоотношения между поэтом и народом, становление борцаза интересы трудящихся. Одним из лучших драматических произведений поэтессы является драма-феерия «Лесная песня», в которой раскрываются противоречия между высоким идеалом и суровой действительностью.

Реально отражал жизнь села начала XX в. Архип Тесленко. Мастером психологической новеллы, в которой отражалась тяжёлая жизнь крестьян, был Василий Стефаник. Близкими по содержанию к его произведениям были рассказы Марка Черемшины и Олеся Мартовича. Ярко раскрыла психологию мелких собственников-крестьян, их стремление иметь свою землю, работать на ней Ольга Кобылянская в повести «Земля». Эту повесть считают одной из лучших среди произведений мировой литературы о крестьянстве.

В этот период в украинскую литературу вошёл талантливый поэт Александр Олесь (Кандыба). На протяжении 1907-1917 гг. появилось пять его поэтических сборников. В первых двух поэт освещает революционные события 1905-1907 гг., призывает к борьбе за свободу, справедливость. В своих произведениях он много внимания уделял изображению родной украинской природы.

В начале XX в. в культурной сфере чётко определились две тенденции – сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадка на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм).

Модернизм (от франц. moderne – новейший, современный) представляет художественно-эстетическую систему, которая объединяла несколько относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений – экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм и т.д.

В украинской литературе первым модернистские призывы выдвинул в 1901 г. поэт Николай Вороной, который на страницах «Литературно-научного вестника» в программном открытом письме призывал повернуться к идее «настоящей поэзии», тематически и жанрово расширить существующие литературные рамки. Эстафету Н. Вороного приняла группа галицких писателей «Молодая муза» (П. Карманский, В. Пачевский, А. Луцкий и др.), которые в 1907 г. опубликовали свой манифест, содержавший критические замечания в отношении реализма в литературе и ориентировавший на общеевропейские образцы и тенденции.

Характерной чертой развития украинского варианта модернизма в литературе было значительное влияние романтизма, что является как традицией, так и ментальностью украинского народа.

Своеобразным синтезом народничества и модернизма была «новая школа» украинской прозы, представители которой (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина) в своём творчестве органически соединяли традиционные для украинской литературы этнографизм и новейшие европейские направления – символизм и психоанализ.

В начале XX в. возросла роль украинского профессионального театра. Его основоположники – М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, Н. Садовский, М. Заньковецкая – видели в нём эффективный способ национального воспитания народных масс. Первый стационарный украинский театр был основан в 1907 г. Н. Садовским в Киеве в Троицком народном доме (ныне Театр оперетты), где в 1908 г. торжественно отмечалось 25-летие сценической деятельности Марии Заньковецкой, гениальность которой отмечали В. Немирович-Данченко и К. Станиславский.

Во Львове продолжал творческую деятельность единственный на западноукраинских землях украинский профессиональный театр «Руська бесида».В городах и сёлах продолжали работать любительские театральные кружки.

В начале XX в. значительно расширился репертуар украинского театра. Его основой оставались классические пьесы М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого, но театральные коллективы всё чаще обращались к произведениям других национальных авторов – Леси Украинки, И. Франко, Г. Хоткевича, а также российских и западноевропейских классиков – А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, В. Шекспира, Ф. Шиллера и других. Лучшие спектакли театральных трупп Киева, Харькова, Екатеринослава, Полтавы реалистически изображали историческое прошлое украинского народа, его тяжёлую жизнь, раскрывали глубокие социальные противоречия в обществе, учили зрителей с оптимизмом смотреть в будущее.

В музыке продолжал творческую деятельность известный украинский композитор Н. Лысенко. В 1911 г. в театре Н. Садовского была поставлена его опера «Энеида». Очень популярным среди профессиональной общественности был созданный им хор-гимн «Вечный революционер», на слова И. Франко. В 1904 г. в Ки­еве Н. Лысенко была основана музыкально-драматическая школа, из стен которой вышло много дирижёров, певцов, исполнителей на народных инструментах, режиссёров, артистов. В 1913 г. эта школа была реорганизована в консерваторию. Одновременно во Львове по инициативе композитора А. Вахнянина был основан Высший музыкальный институт им. Н. Лысенко. Появление этих новых учебных заведений содействовало значительной активизации музыкальной жизни Украины. Наряду с ними активно популяризировали национальную музыкальную культуру украинские театры. Так, Киевский музыкально-драматический театр Н. Садовского в 1907-1915 гг. поставил около 15 опер и оперетт.

Непосредственным продолжателем традиций Н. Лысенко в музыкальной культуре стал К. Стеценко, который собирал, изучал, пропагандировал украинскую народную песню. Оригинальные композиции на основе народного фольклора создал Н. Леонтович. Монументальную кантату «Кавказ» на слова Т. Шевченко написал С. Людкевич. Он также организовал издание «Артистического вестника» – первого искусствоведческого журнала на украинском языке.

К вершинам мирового вокального искусства поднялась воспитанница Львов­ской консерватории Соломия Крушельницкая, совершенствовавшая своё мастерство в Милане. Она приобрела мировую славу как мастер пения бельканто. С. Крушельницкая пела на сценах ведущих театров мира: в Одессе, Петербурге, Варшаве, Риме, Париже, Милане. В её творческом репертуаре было около 60 оперных партий. За границей она пропагандировала также украинские народные песни, произведения украинских композиторов. Несмотря на свою мировую известность, певица выступала с концертами во Львове, Тернополе, Черновцах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: