Предмет науки экономики

Желательно использовать учебники по экономической теории и микроэкономике.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Базовый конспект лекций

по дисциплине

«Микроэкономика»

для студентов дневного отделения I курса

филиала МГОУ в г. Воскресенске

(по специальности 080200 «Производственный менеджмент»)

Лекции – 26 часов;

Практические занятия – 24 часа;

Самостоятельная работа- 70 часов;

К.э.н., доцент кафедры экономики _________________С.Н. Орлова.


1. Булатова А.С. Экономика. 3-е издание. - М.: Юрист, 2008.

2. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политэкономия).- М.: ПРОМО – Медиа, 2005г.

3. Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юрист, 2011.

4. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2010г.

5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 2010г.

6. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 400с.

7. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 2005. по 400с.

8. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. – М.: Дело, 2008. – 416с.

9. Иванова С.И. Основы экономической теории. Высшая школа экономики. 1 книга. – М.: Вита - Пресс, 2011г.

10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2009. 456 с.

11. Яковлева Е.Б. Экономика.– М.: СПб, Поиск, 2010 – 358с.


Тема 1. Предмет экономической теории. – 2 часа

Предмет науки экономики. Микроэкономика. Сферы экономического исследования. Основы экономического анализа. Методы исследования в экономической теории. Функции экономической науки. Фундаментальные проблемы экономики

Само название науки -. «экономика» - подразумевает экономию или максимизацию: все участники хозяйственной деятельности стремятся в конечном счете повысить свое благосостояние. Экономика является специфической наукой, которая изучает способы решения человечеством проблемы ограниченных ресурсов. У всякого общества потребности превышают ресурсы, и поэтому должна быть создана система распределения этих ресурсов.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Американский ученый А.Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных.

Именно потребности побуждают людей к деятельности. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - стимулируют интерес людей к приобретению. Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду. Реализуя свои интересы, субъекты хозяйствования обеспечивают себе самостоятель­ность, саморазвитие.

Любое общество сталкивается с проблемой ограниченности, редкости ресурсов или факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Под ресурсами понимается все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек может извлечь пользу.

Общество сталкивается с фундаментальной экономической проблемой - с противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для удовлетворения этих потребностей. Из этого универсального противоречия выводится предмет экономической науки - исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Как пишут К.Макконнелл и С.Брю, «экономика - это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов».

Общей исходной предпосылкой при постановке и решении экономических задач является выбор вариантов поведения в условиях ограниченности ресурсов. Выбор вариантов, направлений и способов распределения редких ресурсов занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Этот выбор осуществляют все: потребители, предприятия и правительство. Экономисты исходят в своих рассуждениях об экономическом выборе из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение участниками хозяйственной деятельности максимальных результатов при имеющихся ограничениях. К задачам, связанным с рациональным ведением хозяйства, относится, например, распределение дохода потребителя на цели потребления и сбережения, общей суммы расходов на потребление между различными видами товаров и услуг, средств предприятия на приобретение станков или рабочей силы и т.д.

Таким образом, экономику можно считать также наукой о рациональном поведении людей в процессе их хозяйственной деятельности.

Экономика — это общественная наука, которая изучает поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию при их использовании.

Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен образует экономический рост общества. Экономика изучает закономерности и факторы экономического роста на каждой стадии воспроизводственного процесса. Возобновление производства и экономический рост происходит как на уровне отдельного предприятия (фир­мы), так и на уровне общества в целом. Поэтому экономическая наука структурно состоит из нескольких разделов:

микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических субъектов;

макроэкономики, предметом исследования которой является функционирование национальной экономической системы в целом;

мезоэкономики, изучающей поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства;

метаэкономики (мировой экономики), то есть мировой или глобальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: