Функции социально ориентированного государства 6 страница

Административно-правовые санкции предусматривают предупреждение, штраф, конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы, административный арест и другие виды взысканий. Они применяются административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения.

Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, увольнение. Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины. С этой разновидностью санкций сочетается, хотя имеет и самостоятельное значение, такая санкция, как материальная ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей.

Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (обращение взыскания на имущество и денежные средства должника, изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т.п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

Соответствующие санкции присущи также нормам, относящимся и к другим отраслям права.

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым – уголовного и административного права.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет», «наказывается лишением свободы на срок до... лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением с должности»).

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов. Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма – это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными – без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п. Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта.

Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Гипотеза, например, порой вообще не дается в силу ее очевидности либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность – подразумеваться и, наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления – гипотеза, а подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления – диспозиция).

Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Излагая норму права в статье нормативного правового акта, законодатель может разместить в ней и все три элемента (прямой способ изложения). В этом случае норма права и статья совпадают. Может повстречаться и такая ситуация, когда в одной статье изложены несколько норм права.

Часто структурные элементы правовой нормы излагаются в различных статьях нормативного правового акта. Такой способ изложения называется отсылочным.

Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям, а такой способ изложения называется бланкетным.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем одна и та же норма может быть отнесена к различным видам в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц, по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные). Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей. Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия. Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими, либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма. Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правового предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие), точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы. Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные.

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы-принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы. Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта (на практике имеет место отсылка иному нормативному правовому акту, принятому таким органом).

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов – объема (гипотеза) и привязки (указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);

б) закон местонахождения вещи;

в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;

г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;

д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы – это нормы прямого, непосредственного действия, устанавливающие взаимные права и обязанности участников правовых отношений. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один – предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые – предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Регулятивные нормы – это нормы прямого, непосредственного действия, устанавливающие взаимные права и обязанности участников правовых отношений.

Правоохранительные нормы – это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного, административного права. Выделяют также нормы материального и процессуального права. Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения, порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные (действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем лицам, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.

Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия (неблагоприятные либо благоприятные) для субъекта права, вытекающие из характера его поведения по отношению к диспозиции правовой нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта (на практике имеет место отсылка иному нормативному правовому акту, принятому таким органом).

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов – объема (гипотеза) и привязки (указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае).

Регулятивные нормы – это нормы прямого, непосредственного действия, устанавливающие взаимные права и обязанности участников правовых отношений.

Правоохранительные нормы – это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного, административного права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Процессуальные нормы предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права.

Т Е М А 9. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Понятие, признаки и виды правоотношений.

2. Субъекты и содержание правоотношений.

3. Объекты правоотношений.

4. Юридические факты.

В государственно-организованном обществе люди вступают в различные виды отношений: экономические, политические, идеологические, семейные, религиозные, юридические. По мнению Г.В. Плеханова, общественные отношения – это отношения между людьми, наделенными сознанием и волей и преследующих определенные цели. Особым видом отношений выступают правоотношения.

Чем более развито государство и права, чем выше степень доверия населения к законодательству, тем чаще люди вступают в правоотношения.

Проблема дискуссионна, начиная с понятий: «правоотношения», «объект–субъект», заканчивая «правосубъектность», «правовой статус», «абсолютные и относительные правоотношения».

Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Правоотношения – это сознательно-волевые отношения, возникающие на основе нормы права и юридических фактов между людьми и их организациями и представляющие собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников.

Предпосылки правоотношений:

I. Материальные – действия (бездействия) людей, в основе которых лежат их интересы и потребности. В широком смысле – это система социально-экономических, политических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования общественных отношений.

II. Юридические:

1) нормы права;

2) правосубъектность;

3) юридические факты.

Безусловно, не все общественные отношения могут регулироваться нормами права и стать правовыми. Есть интимные, дружеские, семейные, соседские, бытовые, религиозные и другие отношения, которые правом не регулируются. Правом регулируются наиболее важные с точки зрения государства отношения государственной власти, собственности, распределения, юридических прав и обязанностей физических и юридических лиц.

Признаки правоотношений:

1) отношения общественные, социально необходимые между социальными субъектами, имеющие общественную значимость;

2) отношения персонифицированные, между конкретными лицами, обладающими качествами субъектов права;

3) в них четко определяются не только состав субъектов, но и взаимные права и обязанности;

4) они возникают на основе норм права и юридических фактов;

5) в их основе лежит сознательно-волевая деятельность людей, организаций и государства;

6) они возникают по поводу реальных благ, материальных и духовных ценностей, которые являются предпосылкой и целью;

7) они санкционируются государством, его правореализующей способностью;

8) это основной легитимный путь достижения человеком, организацией, государством цели, реализации интересов и намерений в рамках действующего правопорядка и законности.

Виды правоотношений по:

1) предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, административные, уголовные, налоговые, хозяйственные и т.д.;

2) методам правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные и др.;

3) функциональной роли – регулятивные и охранительные;

4) характеру обязанностей – активные (совершать действия) и пассивные (воздержаться от действия);

5) специфике правового регулирования – материально-правовые и процессуальные;

6) степени определенности субъектов – абсолютные (право собственности, авторское право) и относительные (договор купли-продажи, подряда и т.д.);

7) составу участников – простые (два субъекта) и сложные (несколько субъектов);

8) продолжительности – кратковременные (мены) и долговременные (гражданства).

Структура правоотношений включает в себя: субъекты, содержание и объекты.

Субъектами правоотношений являются те субъекты права, которые вступают в правоотношения и между ними возникают субъективные права и обязанности. Участник правоотношения, которому принадлежит право, является управомоченным, а лицо, на котором лежит обязанность, – обязанным субъектом.

Речь может идти об индивидуальных и коллективных субъектах (организациях). В особых, предусмотренных законодательством случаях, народ, нация, профессиональная группа, трудовой коллектив являются субъектами правоотношений (на референдуме, при заключении генерального, тарифного, коллективного трудового соглашения и т.д.).

Однако не все люди могут быть субъектом права. Так раб по римскому праву не был субъектом права, толпа, митинг – тоже не являются субъектами права.

Чтобы быть субъектом права, необходимо обладать:

1) именем;

2) свободой, автономией личности;

3) способностью самостоятельно принимать решения и выражать свою волю;

4) иметь официальное наименование, быть персонифицированным, зарегистрированным, т.е. стать юридически признанным субъектом права.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений в Республике Беларусь: государство, административно-территориальные единицы, физические лица, юридические лица, а также организации, не обладающие правом юридического лица.

Особое место среди субъектов занимает государство:

1) оно обладает властными полномочиями и суверенитетом;

2) не зависит от других субъектов права;

3) устанавливает статус всех участников правоотношений;

4) выступает как субъект международных отношений.

Физические лица – это граждане, лица без гражданства (апатриды), иностранцы, беженцы и т.д.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст. 44 ГК Республики Беларусь).

Признаки юридического лица:

1) организационное единство (структура, иерархия, органы управления). Организационное единство закрепляется учредительными документами (уставом или учредительным договором);

2) имущественная обособленность;

3) принцип самостоятельной правовой ответственности по своим обязательствам;

4) выступает в правоотношениях от собственного имени (приобретает и осуществляет права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде);

5) имеет собственное имя, счет в банке, баланс, печать;

6) проходит государственную регистрацию.

Виды юридических лиц: государственные и частные, коммерческие и некоммерческие. Коммерческие – имеют цель извлечение прибыли, некоммерческие – преследуют иные некоммерческие (благотворительные) цели.

Согласно ГК Республики Беларусь выделяют следующие виды юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО, производственные кооперативы, унитарные предприятия, некоммерческие организации и т.д. Для того, чтобы участвовать в правоотношениях, нужно обладать правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта иметь, быть носителем юридических прав и обязанностей. Эта возможность определяется в объективном праве. Правоспособность физического лица, как правило, возникает с момента рождения и заканчивается смертью. Правоспособность накапливается по мере достижения определенного возраста (избирать и быть избранным, получать пенсию и т.д.). В конституционном праве правоспособность в полном объеме наступает с 18 лет, в трудовом – с 16 лет, уголовном – с 16 лет (по некоторым составам – с 14 лет) и т.д.

Дееспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта своими действиями приобретать, реализовывать права и налагать на себя юридические обязанности.

Дееспособность физического лица возникает с достижения возраста (определенного уровня психической зрелости), когда подросток приобретает способность осознавать значение своих поступков и руководить ими (осуществлять действия, обязанности, осознавать их и нести юридическую ответственность).

Дееспособность бывает полная и неполная. Полная дееспособность – с 18 лет. Неполная – с 14 до 18 лет. С 14 до 18 лет несовершеннолетний в праве самостоятельно, без согласия своих законных представителей, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными собственными доходами, осуществлять авторские права, вносить денежные средства в банки, совершать бытовые сделки (ст. 25 ГК Республики Беларусь).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда (ст. 26 ГК Республики Беларусь).

Гражданин также приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак (брачный возраст может быть понижен, но не более чем на 3 года).

За несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних) сделки могут совершать только от их имени законные представители – родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгод и не требующие нотариального удостоверения, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями. Имущественную ответственность несут родители, усыновители или опекуны
(ст. 27 ГК Республики Беларусь).

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности судом. Он вправе совершать мелкие бытовые сделки. А совершать другие сделки, получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека (ст. 29 ГК Республики Беларусь).

Элементом дееспособности является деликтоспособность.

Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные им правонарушения. Деликтоспособностью не обладают недееспособные, малолетние и невменяемые. В уголовном праве она возникает в 16 лет, но за наиболее тяжкие преступления (убийство, разбой, изнасилование) – с 14 лет, в административном – с 16, в отдельных случаях – с 14.

У юридических лиц, организаций, правоспособность и дееспособность, как правило, неразделимы и возникают с момента их образования, государственной регистрации – внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и прекращаются с момента их ликвидации.

Содержание правоотношений – это единство субъективных прав и юридических обязанностей их участников. Содержание – это взаимодействие сторон правоотношения, направленных на достижение законного результата.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения субъектов.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

- возможность совершать определенные действия самому;

- возможность требовать определенных действий от другого;

- возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью;

- возможность обратиться за защитой нарушенного права к органам государства.

Субъективное право – это средство удовлетворения собственных интересов путем совершения определенных действий, требований и притязаний.

Субъективное право – как право выбора наиболее выгодного, приемлемого варианта поведения возможно только в рамках объективного права, существующей системы законодательства.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения субъектов. Она предусмотрена нормами права и обеспечена государственным принуждением.

Юридическая обязанность включает в себя следующие элементы:

- необходимость совершать определенные действия – активная обязанность;

- необходимость воздержаться от определенных действий – пассивная обязанность;

- необходимость нести юридическую ответственность при совершении правонарушения – негативная обязанность.

Это средство удовлетворения чужих интересов путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций (обязывание действием, исполнением, претерпеванием)[20].

Объект – это то, на что оказывается воздействие. В философии объект определяется как явление или процесс материального мира, которые существуют реально, независимо от сознания и воли человека.

Проблема объекта правоотношений дискуссионна. Данное понятие раскрывает смысл правоотношений, показывает ту цель, ради реализации которой субъекты вступают в правоотношения.

«Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения»[21].

Объекты правоотношений – это те предметы и явления окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности их участников.

Объектами правоотношений могут быть:

- природные объекты (земля, недра, водные ресурсы, леса);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: