Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 1 страница

Рис.1.2

Рис.1.1

Рис. 14 Социальный процесс

o объект и предмет деятельности o входы и выходы процесса o средства • материальные • духовные (идеальные) o условия o результат (продукт, услуга) o этапы жизненного цикла процесса • организация (создание) • функционирование • развитие (реорганизация, ликвидация) = Фирма как система o Уровни управления: • Холдинг, производящая компания • структурное подразделение • первичный коллектив o Уровни компетенции работника • руководитель • специалист Тема 4. Человек познающий2 час 4.1. Чувственное восприятие человека: = Что значит «видеть»? = «Окно» чувственного восприятия, o человеческие масштабы мира: 10-33 – 1026 м, 10-23 – 3 1020 с. • микромир: 10-33 – 10-5 м, 10-23 –10-2 с. • макромир 10-5 – 107 м, 10-2 – 107 с. • мегамир: 107 – 1026 м, 107 – 1020 с. o опосредованность чувственного восприятия: • объект восприятия как источник воздействия • среда передачи воздействия • органы чувств – датчики, перцептивное поле = Формирование чувственных данных o механизмы • анализаторы, • детекторы, • шаблоны восприятия o пространственное восприятие: • сосуществование в настоящем, память • предположение одновременности и возможности связи o восприятие времени: • неравнозначность существования прошлого, настоящего и будущего. • существует только «сейчас», • прошлое извлекается (реконструируется) из памяти – его уже нет • будущее прогнозируется, моделируется – его ещё нет и может не быть o вероятностный характер восприятия: • «объект-гипотеза» • ошибки восприятия = Кто «видит» и чем «видит»? 4.2. Мышление = понятие о мышлении: «Мышление – это процесс отражения реальности в психических образах и оперирования с ними» = формы мышления: o наглядно-действенная (животные и человек): • формы знаний: схематизмы движения • способ реализации – формирование первичных умений, их отработка и превращение в навыки (автоматизмы) • уровень отражения: «здесь и сейчас», явление o пространственно-образная (животные и человек): • субъект: художник, скульптор, • чувственные модальности • формы знаний: чувственный образ (ощущение), восприятие, представление) • уровень отражения: ü «здесь и сейчас», явление ü абстрагирование общего (пространственной формы) • ребенок рисует – видим как мыслит, участвуем в мышлении o вербальная понятийно-логическая (человек): • единица мышления - понятие • формы знаний: понятие, суждение, умозаключение • речь как процесс объективации, овеществления элементов и процесса мышления • логика мышления как отражение структуры процесса деятельности • локализация мыслительных функций: ü спинной мозг – движение ü правое полушарие – образность, целостность ü левое полушарие – анализ, логика • уровень отражения и формы знаний: ü архаическая речь = слова как знаки чувственного образа, который отражает конкретное явление ü обыденное, эмпирическое мышление = абстрактный образ – особенное и общее в группе явлений ü теоретическое мышление = идеальный конструкт – общее и всеобщее в сфере познания o тест: эстафета образца – «палец» = фазы и инструменты мышления: o выделение (ощущения, внимание) o фиксирование • объект: ощущения, представления • средство: внимание, память • результат: чувственные (ощущения) и абстрактные (представления) объекты o опредмечивание • объект: ощущения, представления • средство: внимание, память, абстрагирование • результат: абстрактные и идеальные объекты o оперирование (внимание, память) • объект: абстрактный объект • средство: внимание, память, представления, логика, идеализация • результат: абстрактные и идеальные объекты = уровни вербального понятийно-логического мышления: o рассудок: • низшая форма • формальная логика • умственные операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, индукция, дедукция o разум • высшая форма • воспринимается противоречивость реальности и противоречия в познании • умственные операции: умозаключение, высказывание, суждение, идеализация = понятие о «понятии» o единица понятийно-логического мышления o способ бытия: циркуляционный процесс возбуждения нейронной сети o структура памяти – сеть понятий как циклических процессов (нейронные кольца) Рис. 15 Нейроны и нейронные сети   Рис. 16. Мысль – циркуляция самоподдерживающегося сигнала в нейронной цепи = социальная природа мышления o социализация: • содержание: усвоение механизмов и содержания мышления, социальных норм • этапы освоение речи: движения и звуки, звуки-знаки элементов ситуации, звуки-знаки предметов и действий, элементное участие в диалоге, эгоцентрическая речь, шепот, внутренняя речь • развитие логики: глаголы, существительные, глагольная связка, простое повествование и вопрос… • эгоцентричность: до 7 лет не способен встать на точку зрения другого o социальная обусловленность текущего состояния мышления • неочевидность «очевидного», предустановки и стереотипы (школа Узнадзе) • социально-политическое манипулирование восприятием • 9/11/2001: подача причин и содержания событий властью США, фильм «Расследование с нуля» • кавказский конфликт (Грузия - Ю.Осетия – Абхазия - Россия): СМИ Запада • реклама и потребитель в экономике 4.3. Знания и коммуникации = Источники знания: сенсуализм и рационализм = Формы знания o чувственное познание: • ощущение, восприятие, представление o рациональное познание: • понятие, суждение, умозаключение = Понятие о знании: o «внутреннее»: • правильность с лингвистической точки зрения, • убежденность и восприятие знания самим человеком • проверка или подтверждение (эмпирическая проверка, логическая доказательность, практическая применимость), опровержение o «внешнее» знание: • отношение его к внешнему миру или деятельности человека выражается понятием истинности знания o верование, мнение, знание o знание, незнание и неведение, o знание-умение («как?») и знание-информация («что?»), = Критерии и теории истины: o истина или ложь o экзистенциально-онтологический: непотаённость истины, индивидуальность познания o эпистемологический, классическая (корреспондентская) концепция истины: реализм в понимании знания o когерентная теория истины - рациональная приемлемость и согласованность знания o прагматизм в понимании истины: инструментальный подход = Концепт (психолингвистика): o исходное понятие: • познавательная (когнитивная) единица, задающая базовую категоризацию (систему категорий) воспринимаемого мира • категория: наиболее общее понятие, организующее представления человека о многообразии объектов мира o функция: • организует беспорядочное многообразие чувственных ощущений (образов) человека в совокупность понятных объектов, составляющих окружающий (жизненный) мир • единица структурированного знания = Концепт и понятие: o о понятиях люди спорят, договариваются, конструируют их как общий язык o концепты возникают сами собой как результат мысленной реконструкции объектов живого мира = Структура концепта: «Концепт» = «Типовой образ» ← «Субъективная характеристика» o состоит из элементов в соответствии с формами мышления: • наглядно-действенные элементы • образные элементы • словесно-логические  
Концепт Образ Характеристика
«Корова» = < Домашнее животное, дает молоко > < Все время жует, ходит медленно …> < Мирное, большие добрые глаза …>
    < Представление о характере движения >
o объединения из элементарных концептов образуют сложные структуры, из которых в совокупности и образуется живой мир человека «Ворона-сидит-на-заборе» = = «Ворона» + «Сидит на…» + «Забор» = Речь o формы у животных: • собственное выражение, аспект физиологических реакций • для других: восприятие в качестве сигнала o роль у человека • особая форма мышления • средство опредмечивания процесса мышления • осознаваемое и конструируемое средство коммуникации o процесс коммуникации: • необходимо различать концепт и слово как его редуцированное знаковое выражение • многообразие концептов значительно превышает множество слов в языке «Концепт» → Редукция → «Слово» → → трансляция → → Восприятие → → Интерпретация «Слова» → «Концепт» = Информация o информация как приращение знаний § пример коммуникации «Аптека - Карамбула» (диалог)   Вопрос Ответ     - «Здравствуйте, это аптека?» - «У Вас есть карамбула?» - «А не подскажете, где можно купить? - «Спасибо!» Через паузу звонки и вопросы повторяются. - «Да, что Вы хотите?» - «??? Нету». - «В соседней аптеке (любой другой адрес)». Последующие ответы с нарастанием раздражения, пока фармацевт не поймет шутку.     • анализ: субъект и сущность коммуникации o информация как мера порядка • античное представление о познании: ü познать явление – значит дать ему понятие и число ü система понятий: качественное упорядочение мира ü число: количественное упорядочение явлений • процесс квантификации ü качество и количество как характеристики явлений ü мера и число, количественная характеристика меры o сигнал: • понятие и знаковая сущность сигнала, антропоморфизм понимания • носитель сигнала, субъект и модальности восприятия сигнала • преобразование модальности сигнала o знак: • бытие знака – субъективно воспринимаемые модуляции характеристик носителя сигнала • дешифровка: выделение («снятие») знакового содержания из сигнала Методологический Семинар 2: Проблематизация, обоснование аспектов бытия науки/техники и инструментария анализа (тем курса)   Раздел 2. Зарождение Науки и техники Введение к разделу Тема 5. Архаическое общество1 час 5.1. Переход от неандертальца к кроманьонцу = Питание остатками мозгового вещества: o животные-хищники: • киллеры – узкоспециализированные убийцы, не способны к борьбе и узкая специализация, не много видов • собиратели (падальщики) – много видов, антропоиды в т.ч. Всеядны. • все они не способны добывать косный мозг из остатков, а это 20% биомассы «Ногти и зубы, скорость передвижения, неспособность к высокому прыжку - все не благоприятствовало превращению этой обезьяны в «хищника», в убийцу. Ее челюстной аппарат, зубы, пищеварительные средства, несмотря на всеядность, вовсе не были приспособлены и подготовлены к преимущественно мясной пище, в частности к поеданию мяса крупных млекопитающих (к раздиранию толстой шкуры, отдиранию мяса от костей и сухожилий, разжевыванию крепких мышечных тканей, перевариванию свежего мяса в значительных количествах)». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - СПб.: Алетейя, 2007, с. 248. o орудийная деятельность животных «Нырнув, калан приносит на поверхность моллюска-мидию, то одновременно подмышкой выносит и камень размером с кулак. На поверхности воды калан перевертывается на спину, кладет камень на грудь и, крепко зажав моллюска в своих коротких лапах, сильно и многократно бьет им о каменную «наковальню», поглядывая время от времени, не раскололась ли раковина и не показалось ли мягкое тело мидии. … за полтора часа один калан вытащил пятьдесят четыре моллюска и стукнул ими о камушек 2237 раз. При этом подчас калан разбивает несколько моллюсков об один и тот же камень. Замечено, как он, выныривая, извлекает у себя из подмышки тот же самый камень, который уже использовал и с которым нырнул». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - СПб.: Алетейя, 2007, с. 258. o орудийная деятельность неандертальца • стал не только систематически использовать камни как орудия, как делают многие животные, но и изготавливал их (впрок) • каменные орудия использовались для разбивания костей и добывания мозга, занял особую экологическую нишу o новая основа социальности • в основе социальной жизни обезьян было биотическое доминирование, основанное на физической силе «Изготовление орудий предполагало усложнение центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, способность к более тонким и точным движениям, но отнюдь не развитие мускулатуры. Обладание большой физической силой не столько способствовало, сколько препятствовало изготовлению более совершенных орудий. В результате индивиды, более других способные к изготовлению орудий, имели не только больше, а, наоборот, меньше шансов получить высокий статус, а тем самым выжить и оставить потомство, чем особи, менее способные к этому. Но в таком случае естественный индивидуальный отбор должен был бы вести к уменьшению числа индивидов, более других способных к производственной деятельности». Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989, с. 118. • у неандертальцев для преодоления биотического доминирования формируется «интердикция» - дистантное (опосредованное имитативным рефлексом) нейросигнальное воздействие одной особи на другую = Социальная природа орудийной деятельности «…Деятельностью, в отличие от индивидуального поведения, является только то, что зафиксировано в форме образцов, эталонов, норм и живет в истории благодаря процессу воспроизводства, тиражирования, отпечатывания, складываясь затем в пространство культуры, а затем отпечатываясь опять и т.д. <…> Если мы эту трансляцию не организуем, то нашли мы решение или не нашли, значения не имеет: никто им воспользоваться все равно не сможет». Щедровицкий Г.П. Лекции по психологии // В кн.: "Вопросы саморазвития человека". Вып. 3. К., 1991, с. 19, 27. = Рождение сознания «Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер ее мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в ее состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей: в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной – какой была у животных – становится сознательной». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000. С. 18. = Становление мышления и орудийная деятельность: o Этапы становления: «между развитием мышления и эволюцией каменной индустрии имеется взаимосвязь, а формирование способности к производству каменных орудий и соответствующих приемов деятельности (индустрии) проходит в своем развитии несколько уровней». Bordes F. Physical evolution and technological evolution in man: parallelism // World archaeology/ 1971. Vol. 3. № 1 1) Уровень галечных орудий. Производящее существо знает лишь, что в любом камне есть острый край, который только ждет, чтобы его высвободили. Процесс обработки камня на этом уровне не направлен на то, чтобы придать ему определенную форму. Просто камень подвергается обработке до тех пор, пока на нем не образуется острый край. 2) Уровень ручных рубил. Внутри камня существует не только острый край, но и форма и что эта форма может быть освобождена путем целенаправленных, волевых действий. На этом уровне появляются истинные питекантропы с большим мозгом 3 Техника «леваллуа». «человек придает особую форму не непосредственно орудию, а ядрищу, с которого затем снимается отщеп. Именно этот отщеп и служит в качестве орудия. И форма данного орудия была предопределена формой ядрища. Непосредственно обрабатывая не нужное ему в качестве орудия ядрище, человек опосредствованно определяет форму необходимого ему орудия. Вполне понятно, что это предполагает существенный сдвиг в способности мышления абстрагироваться и заглядывать в будущее. В свою очередь это требует и предполагает дальнейшее совершенствование мозга». Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989, с. 173. o Рождение теоретического мышления – оперирование мысленной моделью до практической деятельности «Животные (неандертальцы – А.Е.) получили возможность перцептивно мыслить, прежде чем действовать. И это их весьма ощутимое адаптационное преимущество получило генетическое закрепление благодаря естественному отбору». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. — СПб: Изд-во РХГА, 2003, с. 81. o Параллели развития обезьяны и ребенка: 1) На начальном уровне развития ребенка (до 6.7 месяцев) его мир целостен, речь нечленораздельна («лепет»). 2) От 7-8 месяцев до 1.5 лет возникает второй уровень, на котором тот же мир представлен дифференцировано, отдельными ситуациями, а речь становится членораздельной («холофразы»). 3) Далее (от 1.5. до 2 лет) появляется третий уровень, где каждая ситуация распадается на отдельные предметы («телеграфная речь»). 4) Свойственный только человеку этап когнитивного развития, на котором предметы представлены в виде совокупности своих частей. Ребенок достигает качественно иного, более глубокого понимания мира, - начинается «речевой взрыв». (1-3) У антропоидов когнитивное развитие заканчивается предыдущим, третьим уровнем (уровнем отдельных предметов), что ограничивает их понимание мира и языковой потенциал («телеграфная речь «говорящих» антропоидов») 5.2. Образ жизни и мышление кроманьонца = Деятельность o биотическое (половое) разделение труда o зарождение социального разделения труда o становление орудийной охоты, рыболовства и садоводства = Первобытное мышление: o Доминирует пространственно-образное (правополушарное) мышление, основанное на целостном (холистическом, синтетическом) восприятии объекта исследования «Имеющиеся археологические данные, а также исследования зачатков знаково-символического мышления у шимпанзе и анатомического строения их мозга дают некоторые основания полагать, что скорее всего развитию языка и использованию простейших орудий предшествовала специализация левого полушария в аналитическом мышлении». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Том 1. – СПб.: РХГИ, 2003, с. 147. o Свойства архаического мышления: • высокая степень слияния индивида с окружающей его природой, сообществом, родом; • анимистическое восприятие природы и наделение её мистическими силами; • высокую эмоциональную чувствительность и аффективная напряженность общения; • большую образность и иконическую полноту воспроизведения содержания памяти, а также деятельности воображения. o Мыслительные стратегии: 1) индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и их зависимостей; 2) умозаключение по аналогии на основе сходных признаков, свойств, характера взаимодействий и протекания процессов. o Причинность • подменяется временным следованием событий, связанных мистически (суеверия «пустое ведро», «черная кошка»): «термин "мистический" подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные. Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не являются в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят многое, о чем мы и не догадываемся. Например, для "первобытного" человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в отношении их, определенными мистическими отношениями с другими тотемами». Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Психология мышления. Пер. с англ. - М: МГУ, 1980, с. 134-135. o Социальная природа мышления • формы человеческой деятельности и мышления складываются независимо от воли и сознания отдельных индивидов, • они противостоят человеку как формы, образцы и шаблоны исторически развивавшейся системы культуры и активно детерминируют его волю и сознание. • Отдельный индивид не только не вырабатывает всеобщие формы человеческой деятельности в одиночку, но он и не может их выработать. Он усваивает эти формы готовыми в ходе социализации, освоения культурного наследия, в том числе, вместе с языком и выраженными в нем знаниями. • Механизм нормирования деятельности и выработки социально значимых форм, воспроизводства и трансляции их в человеческих поколениях является определяющим в процессах существования человеческого общества и охватывает все его сферы, включая воспроизводство не только взаимоотношений и социальных структур, но и самого человека. • Человеческое общество можно рассматривать как самовоспроизводящийся процесс нормированных форм деятельности и условий их осуществления, превращения их в образцы и шаблоны, передаваемые как традиция по социальной эстафете Ребенок должен усвоить в процессе социализации «всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Это и нормы бытовой культуры, и грамматически-синтаксические нормы языка, на котором он учится говорить, и «законы государства», в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира и т.д. и т.п. Все эти нормативные схемы он должен усваивать как некоторую, явно отличную от него самого (и от его собственного мозга, разумеется) особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную…». Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991, с. 233. 5.3. Социальное устройство: = Смена типа отбора o биотический отбор • размножение более приспособленных и вымирание менее приспособленных, • формирование популяций из наиболее биотически адаптированных особей o социальный отбор • сообществ, имеющих наиболее высокие темпы накопления способов интеллектуальной адаптации, • адаптация основана на орудийной деятельности, позволяющей преодолеть ограниченности человеческого организма • забота о нетрудоспособных и посильная защита их от смерти стали отличительным признаком данного вида = Родовая община o отделение индивидуальных сексуальных отношений от социального воспроизводства человека o запрет на внутри родовой брак и формирование фратрийной структуры o родовая община – ячейка архаического общества = Знания и социальная структура:

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: