Опекуны и попечители

Органы опеки и попечительства

Сущность и цели опеки и попечительства.

Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет и над недееспособными гражданами. Попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18 лет и над гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления алкогольными напитками и наркотическими веществами.

Отличия опеки от попечительства:

1) Попечители лишь дают или не дают согласия на совершение сделок подопечными. Опекуны сами совершают сделки от имени подопечных.

2) Опекуны проживают совместно с подопечными. Попечителю в отдельных случаях с разрешения органов опеки и попечительства может быть разрешено раздельное проживание.

3) К опекуну могут перейти права и обязанности попечителя. К попечителю не могут.

Цели опеки и попечительства:

1) Защита прав и интересов недееспособных или ограничено дееспособных граждан.

2) Воспитание и обеспечение возможности для образования несовершеннолетних.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на отделы образования (управление образования). В отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными на органы здравоохранения. Патронаж устанавливается органами социальной защиты населения.

Функции органов опеки и попечительства (наиболее значимые):

1) Устанавливают опеку и попечительство;

2) Дают разрешение на распоряжение имуществом подопечного;

3) Назначают и освобождают от выполнения обязанностей опекунов и попечителей;

4) Рассматривают предложения заявления жалобы по вопросам опеки и попечительства;

5) Передают имущества подопечного в доверительное управление;

6) Ведут учёт лиц, в отношении которых установлены опека и попечительство;

7) Осуществляют надзор за действиями опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации мер по воспитанию и медицинскому обслуживанию подопечных;

8) Подготавливают материалы о назначении пособий на содержание подопечного в установленном порядке;

9) Решают вопросы изменения фамилий несовершеннолетних.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, и в течении одного месяца с момента, когда указанным органом стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданами.

Критерии, которыми должны соответствовать опекуны и попечители:

1) Быть не моложе 18 лет;

2) Проживать по месту жительства опекаемого;

3) Не быть лишённым в установленном порядке родительских прав или прав опекуна или попечителя;

4) Быть здоровым;

5) Отвечать определённым нравственным и личным требованием.

Обязанности опекунов и попечителей:

1) Безвозмездное выполнение своих обязанностей;

2) Совместное проживание (возможны исключения);

3) Заботиться о содержании своих подопечных, обеспечить их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей осуществляется в следующих случаев:

1) В случае возращения несовершеннолетнего его родителем;

2) В случае его усыновления;

3) При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение или другое аналогичное учреждение органы опеки и попечительства;

4) При наличии уважительных причин у опекуна или попечителя;

5) Обстоятельства, в которых освобождаются опекуны и попечители в случае не надлежащего выполнения ими своих обязанностей.

СЕМИНАР: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

1. История развития института опеки и попечительства в России.

2. Этапы развития опеки, попечительства и патроната.

3. Зарубежный опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

4. Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его профилактики.

5. Актуальные проблемы социального сиротства в России на современном этапе.


ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2. Выявление и учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. Лишение и ограничение родительских прав

4. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В связи с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей, в России остро встаёт вопрос о защите прав и интересов этих детей. в соответствии с требованиями норм международного права ребёнок имеет право на защиту со стороны государства. Поэтому в России задачами государственной важности являются:

1) Создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного развития детей, оставшихся без попечения родителей.

2) Подготовка их к самостоятельной жизни в современных условиях.

3) Оказания им психологической, медицинской, педагогической помощи.

Общие принципы содержания и мер государственной защиты вышеназванной категории детей определяет федеральный закон №159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основные положения закона:

1) Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до 23 лет.

2) Закон содержит нормы о том, что дополнительные гарантии обеспечиваются и охраняются государством.

3) Меры по предоставлению гарантий основывается на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. Органы исполнительной власти всех уровней:

· осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите детей,

· обеспечиваются создание для них государственных учреждений и центров

· оказывают поддержку негосударственным центрам по адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

Расходы по реализации мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счёт средств бюджетов всех уровней, за счёт негосударственных внебюджетных и за счёт иных источников

4) Закон даёт определение категориям детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей

2. Выявление и учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Своевременное выявление и учёт детей, утратившихся родительское попечение по тем или иным причинам, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. Эта функция возложена на органы опеки и попечительства. Информация в органы опеки и попечительства должна предоставляться:

· образовательными учреждениями;

· учреждениями здравоохранения по месту лечения и смерти родителей;

· жилищными органами по месту проживания несовершеннолетних;

· органами предварительного следствия и прокуратуры, в связи с заключением под стражу родителей;

· органами ЗАГСа по месту регистрации смерти родителей или рождения детей;

· территориальными органами миграционной службы;

· соседями;

· самими родителями в связи с отсутствием возможности воспитания детей.

Законом разрешена санкция лиц за не предоставление данных в органы опеки и попечительства

Получив информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны в трёхдневный срок провести обследование условий жизни таких детей, а именно проверить достоверность информации посредством бесед и изучения соответствующей документации, а также выявить наличие у детей родственников и место их нахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей, а также временное устройство детей путём либо передачи их родственникам, либо помещения в соответствующее учреждение. После выявления таких детей, они должны быть учтены и зарегистрированы.

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 №919 «порядок централизованного учёта детей». Централизованный учёт подразделяется на:

1) первичный осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребёнка

2) региональный осуществляется соответствующими органами власти субъектами Российской Федерации

3) федеральный осуществляется Министерством образования и науки.

На первоначальном этапе по результатам обследования органы опеки и попечительства регистрируют персональные данные о ребёнке в журнале первичного учёта. Форма журнала устанавливается государством. В том случае, если в течении месяца со дня первичной регистрации ребёнок не был передан на воспитание в семью, то орган опеки и попечительства заполняет на ребёнка анкету установленной формы, копию которой передаёт на региональный уровень. На основании этой анкеты соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заносит данные о ребёнке в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если в течении одного месяца органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не решит вопрос о передаче ребёнка на воспитание в семью, то сведения о ребёнке (копия анкеты и фотография) передаются в Министерство образования и науки.

Министерство образования и науки на основе этих данных формирует федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Функциями Министерства являются:

· учёт этих детей;

· отбор лиц, обратившихся непосредственно в Министерство и изъявивших желание взять ребёнка на воспитание в семью;

· выдача направлений в соответствующий орган исполнительной власти для посещения и последующего возможного усыновления детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: