Каково отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека?

Для христианского учения экономика, хозяйственная деятельность понятия временные, земные. Экономика – явление не изначальное и конечное. Необходимость хозяйственной деятельности в ее теперешнем виде возникает в результате грехопадения человека, теперь человек вынужден добывать хлеб насущный тяжелым трудом в поте лица, заботиться о сохранности и эффективном использовании плодов труда и имеющихся ресурсов, т.е. о собственности, должен регулировать взаимоотношения, возникающие в процессе труда, обмена, распределения.

«Человек, как разумное существо, создан как властитель твари и существует ради себя самого, а нужда в пище и одежде, ограничивающая и подчиняющая внешним обстоятельствам человеческую свободу, происходит из посттварных, приобретенных вследствие грехопадения особенностей человека» (Немезий.с.10-11) по с 126

Таким образом, хозяйственная деятельность человека, труд - непременные составляющие его земной жизни. Один из основополагающих принципов христианской хозяйственной этики - необходимость труда всех работоспособных членов семьи, а следовательно, и всех членов общества согласно с правилом "кто не работает, тот не ест", впервые сформулированном в Новом Завете.

Как таковая экономика подлежит действию тех же законов и ограничителей, которые существуют для иных проявлений человеческой жизни.

По направлению своего развития экономика эсхатологична, т.е. конечна и мало предсказуема, внеразумна по своей первопричине. Ее непредсказуемость и стихийность, внеразумность связаны с особенностями поврежденной грехопадением природы человека. Объясним этот тезис. Дело в том, что конечные экономические потребности внеразумны по своей природе. Во-первых они материальны и в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей тела («Силы питания, рождения и движения крови…не подчиняются разуму…потому что не по нашему определению или выбору, но по природе совершает свои функции» - пишет Немезий с.90,92). Во-вторых, человечество постоянно имеет тенденцию фиксироваться на настоящем и материальном, не задумываясь над будущими и уж, тем более, трансцендентальными последствиями своей текущей материально-хозяйственной активности. С позиций христианской антропологии после грехопадения человек стал иметь стремление в первую очередь к удовлетворению именно телесных потребностей, здравый смысл, разум часто не в состоянии остановить человека в погоне за удовлетворением телесных благ и удовольствий – отсюда излишнее разнообразие одежды, еды, других материальных благ и безумное стремление к ним любыми средствами, вплоть до уничтожения окружающей среды и других людей.

Поэтому главная задача человечества в экономическую эпоху его существования – подчинить хозяйственную деятельность, внеразумную в своей первопричине, действию субъективного ограничителя – разума, определяющего направление деятельности свободной человеческой воли и оказывающего непосредственное воздействие на свободу выбора. При этом разум человека, его воля должны быть направлены к исполнению заповедей, сочетаться с волей Божьей. Согласуя и направляя свою волю в соответствии с Божественной во всех своих поступках, в том числе в хозяйственной сфере, и надеясь на Божественное милосердие, человек обретает спасение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: