Основные источники
Список использованных источников
Заключение
Подводя итог сказанному, еще раз отметим, что один из основных принципов современной повседневной жизни – поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избегать конфликтов. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои эмоции, внимание и уважение к людям – все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом. Выполнение всех требований речевого этикета делает общение приятным, позволяет решать сложные жизненные и деловые проблемы, избавляет от многих недоразумений и конфликтов.
1. Речевой этикет так или иначе связан с ситуацией речевого общения и ее параметрами: личностью собеседников, темой, местом, временем, мотивами и целями общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается.
|
|
2. Под этикетом понимается установленный порядок поведения вообще, под речевым этикетом – нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.
3. В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя). Составление текста документа невозможно без знания и соблюдения норм делового речевого этикета.
Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма: учебное пособие. – М., 2007.
Павлова Л. Г. Основы делового общения: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2008.
Формановская Н. И. Русский речевой этикет:лингвистический и методический аспекты. – М., 2006.
Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.
Конспекты лекций подготовила доцент кафедры иностранных языков
кандидат филологических наук, доцент Т. В. Варлакова.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
22 апреля 2011 г., протокол № 13.
Рекомендованы для использования в учебном процессе
Методическим советом Омской академии МВД России
«___» мая 2011 г., протокол № __.
УОП ОмА МВД России. Заказ №_____. Тираж 100 экз.