Механизм пробития преграды зависит от многих факторов, среди которых определяющими являются скорость осколка и отношение толщины преграды к характерному размеру осколка, например, (радиус сферического осколка эквивалентной массы). При больших скоростях осколка и мощная ударная волна, возникающая в преграде, достигает ее противоположной стороны и отражается от нее в виде волны разрежения. Под действием этой волны через тыльную поверхность преграды, в случае ее пробития, будет иметь место струйное истечение наружу материала преграды и осколка. Вследствие этого за преградой образуется струя вторичных осколков, летящих в некотором конусе. Угол раствора конуса зависит от сжимаемости материала преграды и осколка, которая в свою очередь определяется показателем ударной адиабаты.
При умеренных скоростях соударения осколка с металлической преградой (100—1300 м/с) и процесс соударения описывается моделью деформации некоторого объема материала преграды, зависящего, естественно, от размеров (массы) осколка. Механизм деформации преграды в случае действия осколка-шарика показан на рисунке 9.24.
|
|
Рисунок 9.24. Механизм пробития преграды осколком-шариком
на этапах: а - внедрения и б — движения шарика с
пробкой
Условно его можно разбить на два этапа. На первом этапе шарик, имея начальную скорость , внедряется в преграду, выбивает пробку и движется вместе с ней. Масса пробки в текущий момент времени равна Материал пробки подвергается при этом деформациям сдвига, а действующая сила определяется касательным напряжением т и изменяется линейно
(9.46)
Эта сила действует к моменту внедрения шарика на глубину . В дальнейшем сила сопротивления преграды будет изменяться по закону (рисунок. 9.24, б)
(9.47)
в котором -путь, пройденный центром массы осколка от момента его соударения с преградой. На втором этапе рассматривается движение системы «осколок - пробка» под действием силы (9.47), при этом путь центра массы осколка изменяется от до .
Из рассмотренного процесса соударения можно сделать вывод о том, что основная часть кинетической энергии осколка расходуется на деформацию материала преграды. В некоторых случаях необходимо учитывать также потери энергии осколка на образование ударных волн как в преграде, так и самом осколке, их нагрев и др. Сказанное послужило основой для получения расчетных формул, основанных на использовании различных допущений.
Одна из первых формул основывалась на допущении теории пластических деформаций о том, что удельная энергия деформации преграды не зависит ни от массы, ни от формы ударяющего тела, ни от толщины преграды и определяется только прочностными характеристиками материала преграды, которые в свою очередь пропорциональны величине разрушающих касательных напряжений материала . Сказанное позволяет записать следующее соотношение для заданного материала:
|
|
(9.48)
где -энергия, затраченная на деформацию материала преграды;
- объем деформированного материала; — коэффициент динамичности, учитывающий упрочнение материала при динамическом характере
сдвиговых деформаций;
а — согласующий коэффициент.
Если предположить, что вся кинетическая энергия осколка, имеющего массу и скорость, расходуется на деформацию материала, объем которого равен объему выбитой пробки, то фактическая удельная энергия, то есть энергия, приходящаяся на единицу объема разрушаемой преграды, в этом случае будет равна а условие пробития преграды будет определяться соотношением
(9.49)
В этом выражении площадь соударения осколка с преградой является случайной величиной. Введя в рассмотрение безразмерную величину
(9.50)
где - средняя площадь миделя осколка, и используя обозначение
(9.51)
вместо (5.49) можно записать
(9.52)
В выражении (5.52) справа стоит неслучайная безразмерная величина
(5.53)
С учетом условия пробития преграды (9.49), замечания о случайности величин S, а следовательно, и , а также обозначения (9.53) вероятность пробития преграды осколком будет отождествляться с условной вероятностью того, что случайная величина примет значение, не превосходящее , то есть
где - функция распределения случайной величины
Согласно определению функция представляет собой интегральным закон распределения относительных площадей пробоин ,. сделанных осколком. В соответствии с обозначением (5.50) диапазон изменения аргумента будет oпpeдeлятьcя разбросом площадей миделя осколка, изменяющихся в промежутке от до s при этом сам аргумент будет изменяться в пределах от до . Конкретный вид зависимости для заданных осколка и материала преграды может быть найден только опытным путем. При этом можно поступить двояко. Можно, например, произвести достаточно большое число стрельб и определить статическую вероятность пробития данной преграды осколками известной массы и формы при постоянном значении скорости соударения как отношение числа случаев пробития преграды к общему числу выстрелов. Проводя опыты для других условий стрельбы, определяющих значение параметра можно построить функцию по нескольким точкам. Примерный вид этой зависимости приведен на рисунке 9.25.
Рисунок. 9.25. Закон распределения относительных площадей
Можно поступить и иначе, производя менее громоздкие опыты, суть которых состоит в стрельбе одинаковыми осколками по бумажным лакированным щитам, определении относительных площадей пробоин в них и построении статических зависимостей . Оба способа должны привести к получению одной и тон же зависимости, хотя второй из них является менее громоздким.
Имея зависимость в соответствии с обозначением (9.53), легко найти аналогичную зависимость , полагая при этом и зная значение удельной энергии деформации материала преграды . Примерный вид зависимостей для осколков одинаковой массы, но различной формы
приведен на рисунке 9.26. Видно, что для осколков более компактных форм диапазон изменения аргумента до уменьшается и в пределе для осколков-шариков стягивается в точку , при этом сама зависимость превращается в ступенчатую функцию. В этом случае функция при
Рисунок 9.26. Зависимость вероятности пробития преграды рп от удельной энергии осколка
Это условие в соответствии с (9.53 и обозначениями (9.48), (9.51) и (9.31) дает возможность получить расчетную формулу для определения потребной скорости осколка , при которой обеспечивается пробитие преграды толщиной
|
|
(9.54)
или предельную толщину преграды, пробиваемую осколком заданной массы и скорости
(9.55)
Записав формулу (9.55) для преграды толщиной и и другой преграды толщиной и взяв отношение правых и левых частей и разрешив относительно , получим формулу
(9.56)
для нахождения так называемой эквивалентной толщины .
Соотношение (9.56) показывает, что можно заменить преграду
толщиной из данного материала эквивалентной по толщине
преградой из некоторого другого материала, рассматриваемого в качестве эталонного.
Чаще всего в качестве эталонного материала рассматривают дюралюминий и находят для любой другой преграды (например стальной) так называемый дюралевый эквивалент, пользуясь зависимостью (9.56).
Уточнение расчетных формул (9.54) и (9.56) можно производить с учетом того, что в процессе соударения, кроме энергии, затрагиваемой на разрушения объема материала, часть энергии осколка должна расходоваться также на образование ударных волн и нагрев. Эти дополнительные потери энергии зависят от скорости осколка. Поэтому в общем случае можно записать соотношение
(9.57)
в котором согласующий коэффициент находится путем обработки экспериментальных данных. Одним из возможных вариантов аппроксимации может служить зависимость вида
, в которой и - постоянные коэффициенты.
Подстановка этого выражения в (9.57) с учетом значения в виде (9.51) и выражений (9.31) для и (9.38) для позволяет получить следующие расчетные формулы для определения потребной скорости пробития преграды толщиной :
(9.58)
или максимальной толщины пробития преграды осколком, имеющим скорость
(9.59)
Формулы (9.58) и (9.59) являются расчетными и служат основой для определения потребного значения величин и , при известных величинах и или и найденных опытным путем коэффициентах и . Исследования показывают, что значения этих коэффициентов зависят от свойств материала преграды, а также от формы осколка.
10 СИСТЕМА АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ
|
|
Под системой авиационных боеприпасов понимают совокупность боеприпасов различного назначения, применяемых путем сбрасывания, пуска или стрельбы с летательного аппарата и предназначенных для решения боевых и учебных задач.
Система авиационных боеприпасов включает в себя патроны к пушкам, гранатометам, пулеметам, авиационные бомбы, зажигательные баки, мины, торпеды, управляемые и неуправляемые ракеты и взрыватели к ним. Все боеприпасы, входящие в систему авиационных боеприпасов, подразделяются на боеприпасы основного и вспомогательного назначения.
Боеприпасы основного назначения применяются для поражения различных наземных, подземных, морских (надводных и подводных), воздушных целей противника. Результатом непосредственного действия средств поражения по различным целям является уничтожение и вывод из строя их разрушающим действием удара, взрыва заряда ВВ, зажигательным действием пламени и высокой температурой горения зажигательных веществ.
В зависимости от характера поражающего действия у цели все авиационные боеприпасы основного назначения подразделяются на боеприпасы фугасного действия(основной поражающий фактор – продукты детонации и ударная волна), осколочного действия (основной поражающий фактор – осколки), кумулятивного действия (основной поражающий фактор – кумулятивная струя), бетонобойного и бронебойного действия (основной поражающий фактор кинетическая энергия удара), зажигательного действия.
Большинство авиационных боеприпасов основного назначения обладают комбинированным действием (осколочно – фугасным, фугасно – зажигательным, кумулятивно – осколочным).
Авиационные боеприпасы фугасного действия являются боеприпасами многоцелевого назначения и обеспечивают поражение различных по своей уязвимости целей (живая сила, самолеты на стоянках и в обвалованиях, производственные и административные здания, стартовые позиции управляемых ракет,
склады, подводные и надводные цели).
Авиационные боеприпасы осколочного действия обеспечивают возможность поражения лишь легкоуязвимых целей (живая сила, объекты боевой техники и вооружения).
Авиационные боеприпасы кумулятивного действия предназначены для поражения бронетанковой техники.
Авиационные боеприпасы бронебойного и бетонобойного действия обеспечивают поражение целей, имеющих мощные скальные и железобетонные перекрытия (ЖБУ, подземные склады, мосты, морские бронированные цели, ВПП).
Авиационные боеприпасы зажигательного действия предназначены для поражения легковоспламеняемых объектов, для создания пожаров, а также для поражения огнем живой силы.
Авиационные боеприпасы вспомогательного назначения обеспечивают авиации возможность решения задач, связанных с самолетовождением, стрельбой, бомбометанием, тренировкой летного и инженерно-технического состава, а также для решения ряда специальных задач, решаемых авиацией в интересах сухопутных и военно-морских сил.
Боеприпасы вспомогательного назначения подразделяются на учебные (практические), осветительные, фотографические, ориентиро-сигнальные, трассирующие, имитационные, агитационные, помеховые (радиолокационные, инфракрасные).
Практические боеприпасы предназначены для обучения летного состава методам стрельбы и бомбометания, для обучения инженерно-технического состава правилам эксплуатации и обращения с боеприпасами.
Осветительные (светящие) боеприпасы предназначены для освещения местности при ночном бомбометании, визуальной разведки.
Фотографические боеприпасы используются для освещения местности при ночном фотографировании (фоторазведке).
Ориентирно-сигнальные (дневные и ночные) боеприпасы предназначены для создания условных сигналов на воде, земле и в воздухе и используются для решения навигационных задач, обозначения заданных районов, маршрута полета. Ночные ориентирно-сигнальные боеприпасы создают окрашенные в различные цвета пламя, дымовые – цветные дымы, морские – цветные пятна на поверхности воды.
Трассирующие боеприпасы предназначены для обнаружения траектории полета в воздухе.
Дымовые боеприпасы предназначены для постановки дымовых завес в целях маскировки наземных объектов.
Имитационные боеприпасы служат для имитации ядерного взрыва.
Агитационные боеприпасы предназначены для разбрасывания листовок и брошюр.
Боеприпасы помехового действия создают помехи работе радиолокационных станций, инфракрасных и телевизионных средств противника или создают ложные цели.
Все авиационные боеприпасы основного и вспомогательного назначения комплектуются взрывателями, обеспечивающими требуемое действие снаряжения боеприпаса в заданный момент времени. По принципу действия взрыватели подразделяются на ударные (контактные), дистанционные и неконтактные. Ударные взрыватели срабатывают от удара о преграду и обеспечивают либо мгновенный взрыв, либо взрыв с различным замедлением.
Взрыватели дистанционного действия срабатывают на траектории спустя некоторое время, т.е. на определенном расстоянии от самолета.
Неконтактные взрыватели обеспечивают подрыв заряда на некотором расстоянии от цели под воздействием энергии излучаемой или отраженной от цели, а также под воздействием параметров среды, окружающей цель.
По условиям отделения от самолета все авиационные боеприпасы делятся на три группы:
- боеприпасы бомбардировочного вооружения:
- боеприпасы ракетного вооружения;
- боеприпасы артиллерийского вооружения.