Самой многочисленной группой боеприпасов бомбардировочного вооружения являются авиационные бомбы.
Авиабомбами называются боеприпасы, сбрасываемые с самолетов или других летательных аппаратов и отделяющиеся от установок вооружения (держателей) под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения. Различают неуправляемые и управляемые авиационные бомбы.
Неуправляемые авиабомбы после сброса движутся по баллистической траектории, т.е траектории, определяемой только действием силы тяжести и силы аэродинамического сопротивления.
Авиационные управляемы бомбы имеют различные системы наведения (лазерные, телевизионные, тепловизионные, радиокомандные) обеспечивающие высокую точность попадания в цель.
Рассмотрим систему неуправляемых авиационных бомб (АБ).
В зависимости от их назначения и решаемых задач они подразделяются на авиабомбы основного и вспомогательного назначения (рисунок 10.1).
АВИАБОМБЫ
|
|
Основного назначения Вспомогательного назначения
ФАБ САБ
Ш ТС ДОСАБ
АО НОСАБ
ШОАБ ЦОСАБ
ОФАБ ОМАБ
Разделяющиеся Ш (ШЛ) ФОТАБ
БЕТАБ ДАБ
ЗАБ АГИТАБ
ФЗАБ ИАБ
ПТАБ П
ПЛАБ УПЛАБ
РБК
АО ПТАБ ЗАБ
ЗБ
Рисунок 10.1
Типовая конструкция авиабомбы
Подвесные ушки Стабилизатор
ВУ
Детонатор Заряд ВВ
Рисунок 10.2
Основными характеристиками АБ являются:
- калибр;
- коэффициент наполнения;
- характеристическое время падения или характеристическая скорость;
- эффективность поражающего действия:
- диапазон условий боевого применения.
Калибром АБ называется ее номинальная масса в кГ. Калибр авиабомб
< 100 кГ соответствует габаритным размерам осколочной АБ, > 100 кГ габаритным размерам фугасной АБ. В нашей авиации принята следующая система калибров:
|
|
1 группа – до 50 кГ (АО, ПТАБ, ПЛАБ-МК, ЗАБ, ШОАБ);
2 группа - 50…100 кГ (П, ОФАБ, вспомогательные АБ);
3 группа – 250…500 кГ (ОФАБ, ФАБ, БЕТАБ, РВК, ИАБ, САБ);
4 группа – 1500…3000кГ (ФАБ);
5 группа – 5000 кГ (ФАБ);
6 группа – 9000 кГ (ФАБ).
Авиабомбы первой группы не имеют собственной подвесной системы и применяются либо из контейнеров, либо в РБК.
Авиабомбы 2 группы имеют одно подвесное ушко, 3, 4 – 5, 6 гупп имеют два подвесных ушка с базами между ними 250, 480 и 1000 мм соответственно.
Коэффициент наполнения авиабомбы – отношение массы заряда ВВ к массе снаряженной АБ.
Характеристическое время падения – баллистическая характеристика, используемая для прицеливания – время падения АБ с Н = 2000 м с самолета, летящего со скоростью 40 м/с.
Характеристическая скорость – баллистическая характеристика – скорость установившегося падения АБ в воздухе с плотностью 0,125 кГ/м2сек4.
В настоящее время на снабжении ВВС находятся следующие модели авиабомб:
- система М-54 (калибры 50, 100, 250, 500, 1500, 3000 кГ). Система создана преимущественно для внутрифюзеляжной подвески и обладает малой длиной и большим аэродинамическим сопротивлением;
- система М-62 (калибры 50, 100, 250, 500, 1500 кГ). Система создана преимущественно для наружной подвески и имеет малое аэродинамической сопротивление;
- низковысотные (штурмовые авиабомбы калибра 250 и 500 кГ;
- зажигательные баки калибра 250 и 500 кГ;
- малогабаритные авиабомбы калибра 0,5…50 кГ.
- Термостойкие авиабомбы в системе М-62 калибра 500 и 155 кГ.