Основные понятия маркетинга. Как любая научная дисциплина маркетинг располагает обширным терминологическим аппаратом

Как любая научная дисциплина маркетинг располагает обширным терминологическим аппаратом. К основным категориям относятся: нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок. Рассмотрим их подробнее.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда – чувство нехватки чего - либо, исходящей от природы человека. Нужды людей многообразны и сложны. Люди нуждаются в пище, одежде, жилище, безопасности и т. д. Если нужда не удовлетворена, человек испытывает дискомфорт. Это состояние может подтолкнуть человека к действию с целью найти предмет удовлетворения нужды.

В отличие от нужды, потребность – это та же нужда, но имеющая конкретные очертания, которые определены культурой и особенностями личности. На формирование потребностей влияют культура, традиции, обычаи, среда, воспитание и образование. Понятие потребностей лежит, как известно, в основе теорий Фрейда и Маслоу. Маркетинг не создает нужду, поскольку она уже существует, но может способствовать формированию потребностей людей как варианта удовлетворения нужд.

Следующая категория маркетинга – товар. Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Термины «товар» и «продукт» используются в маркетинге параллельно. Организации производят продукты. Когда продукты поступают на рынок и им в соответствие ставится цена, то они превращаются в товары. Таким образом, применительно к производственным вопросам предпочтительнее использование термина «продукт», применительно к торговле – «товар».

Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности, идеи.

Услуга - это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды с помощью обмена.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения ему чего-либо взамен. Обмен - один из цивилизованных методов удовлетворения потребностей. Другими способами являются: самообеспечение (охота, рыболовство и т. д.), попрошайничество, воровство.

При наличии денежного обращения обмен принимает форму сделки. В отличие от обмена сделка требует применения определенных правовых норм и методов поведения. В общем виде под сделкой понимают коммерческий обмен ценностями между сторонами.

Важной категорией в маркетинге является рынок. Под рынком понимается «совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена».1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: