Знакомство и инструктаж испытуемых

Знакомство предполагает, что исследователь или ассистент сообщает следующую информацию:

  • кто проводит,
  • с какой целью,
  • где будут использованы результаты,
  • гарантируется анонимность личных ответов,
  • дается инструкция как отвечать,
  • формулируется призыв к искренности и полноте ответов,
  • мотивация! (деньги, поощрения, сообщение индивидуальных результатов)
  • благодарность за участие в исследовании.

Важнейшим моментом, отличающим психологическое исследование с участием людей от других видов естественнонаучного исследования, является наличие инструкции.

Виды:

  • инструкция содержит предписание к действию (цель состоит в исследовании результата);
  • инструкция содержит описание результата (целью является характер действий);
  • инструкция содержит частичное предписание к действию, но нет описания результата.

Требования:

- Не должно быть длинных предложений. По данным И.А. Бутенко, предложение в тексте должно содержать не более 11 слов.

- Не должны употребляться малопонятные или неоднозначно трактуемые термины (или дано пояснение).

- Необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в её понятности. Желательно провести апробацию с 5—10 людьми, а сложную инструкцию с 10—15.

- Все испытуемые должны получать одну и ту же инструкцию. Инструкция должна быть либо заучена наизусть, либо должна зачитываться.

- Нельзя "объяснять смысл" того, что нужно делать или "объяснять самое главное".

- Если инструкцию не поняли, не отвечать ни на какие вопросы, а прочитать ещё раз инструкцию. Ошибочно входить в развёрнутые объяснения и комментарии вопросов. В крайнем случае применимы объяснения: «Выполняйте так, как понимаете сами»,"Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего". "Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)".

Причины непонимания инструкции:

1) ситуация психологического эксперимента всегда несёт значительную новизну, часто имеет стрессовый характер, в результате человек пропускает какие-то части информации.

2) Разным людям требуется разное время, чтобы принять роль испытуемого, здесь важнее эмоциональное принятие, чем когнитивное.

3) Люди могут сильно различаться по своей наклонности задавать вопросы. Это обусловлено личностными качествами и ситуативными моментами.
4) Вопросы наталкивают на размышления, будят воспоминания.

5) Стремление показать свою неординарность.

"Эффект инструкции" проявляется при измерении времени реакции. Инструкция, настраивающая испытуемого на обнаружение сигнала, увеличивает время реакции, а инструкция, требующая максимально быстрого ответа, ускоряет реагирование. Испытуемый может участвовать в исследовании добровольно или принудительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: