Лекция №1. Социология как наука

Раздел III ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.

РАЗДЕЛ I. ВВОДНЫЙ.

СОДЕРЖАНИЕ

Интернет-ресурсы

    Электронный адрес Темы семинаров, для подготовки к которым можно использовать данный электронный ресурс
1. https://sociolex.narod.ru/ №№: 1,2,4,5,6,7,8,
2. https://socialworkstud.ru/konspekt-lekczij-po-ocziologii.html №№: 1,2,3,4,5,6,9
3. https://sociology2015.ru/index/0-101 №№: 1,2,5,8
4. https://www.coolreferat.com/ №№:1,2,3,4,5,6,7,8,9
5. https://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=Лекции по социологии&url=http №№:1,2,4,5,7,8,,
6. https://christsocio.info/content/blogcategory №№:1,2,3,4,5,7,8,9,
7. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=4469 №№:1,3,4,

Лекция №1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА…………. …………………………2

Лекция №2. ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕИССЛЕДОВАНИЯ…..10

Раздел II. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Лекция №3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………15

Лекция № 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ……………………23

Лекция № 5. КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ………………..29

Лекция № 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………….35

Лекция № 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ …………………………………………………...……………………………..…..42

Лекция № 8 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ……………………..53

Лекция № 9 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………….57

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…65

1. Предмет и объект социологии.

2. Социология в системе гуманитарного знания.

3. Структура социологического знания

4. Социологические подходы.

5. Первые социальные исследования.

6. Становление социологии как науки.

1.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки необходимо уточнить эти понятия. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть реальности окружающего нас мира. Эта реальность существует независимо от нашего сознания и знания о ней. Окружающую нас реальность можно подразделить на физическую (материальную) – ту что можно зафиксировать в наших ощущениях – увидеть, потрогать, замерить приборами и т.п. Другая реальность – социальная, которую изучает социология, её нельзя потрогать, замерить приборами, она требует специального инструментария (об этом речь пойдет в следующей лекции). Социальная реальность состоит из отношений людей к чему бы то ни было, их связях и взаимодействиях. Следовательно, объектом социологии является социальная реальность и в первую очередь - общество, рассматриваемое как совокупность индивидов и взаимосвязей между ними.

А что же такое предмет исследования? Предмет исследования, наоборот существует только в голове исследователя и зависит от накопленного знания и является его составной частью. Другими словами – это информация об объекте, которую мы собираем, изучая его. В быту мы постоянно собираем информацию об окружающих нас людях. Например, молодые люди в определённый период своего существования начинают активно искать себе партнёра, с которым можно пройти по жизни рядом – создать семью. Из всего окружения выделяется определённый объект изучения, с начало по внешним данным, затем исследуются внутренние качества и характерологические особенности данного индивида. Как видите, данный социальный объект содержит несколько сторон изучения или предметов. Охватить все стороны объекта в одном исследовании не представляется возможным в связи с огромным количеством знаний, которые он несет в себе. Так, в нашем примере физиологические и анатомические особенности организма избранника, если нет очевидных патологий, познаются только при необходимости.

Итак, выделив объект и предмет, мы можем заключить что, социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Сюда относятся:

Во-первых, личность как элемент любой социологической системы. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Во-вторых, социальные общности - реально существующие, совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Сюда относятся большие (нации, классы, и т.д.) и малые – «контактные» социальные группы (семья, школьный класс, студенческая группа и т.д.)

В-третьих, социальные институты исторически сложившиеся устойчивые формы организации людей для совместной деятельности. К ним относятся: образование, государство, организации, армия, бизнес, семья, наука, политика, и т.д.

В-четвертых, социальные процессы, представляющие собой смену состояний или движение элементов социальных систем и подсистем, любого социального объекта. Они могут быть: стабильности и мобильности, интеграционные и дезинтеграционные стихийные и сознательные.

2.

Социология как наука принадлежит к системе гуманитарных наук. Среди этих наук наиболее близкими по объекту исследования являются социальная психология и антропология. Иногда даже специалисты не могут разделить предметы, изучаемые этими дисциплинами.

Следует подчеркнуть особенности социологии:

Во-первых, в отличие от других гуманитарных дисциплин социология изучает общество в целом.

Во-вторых, ее конкретные разделы (социология труда, социология образования, социология семьи и др.) позволяют изучать глубже процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы.

В-третьих, исследуя конкретную сферу жизни общества, социологи акцентируют свое внимание на том, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы и т.д.

В–четвертых, данный анализ социолог проводит с точки зрения потребностей, интересов, предпочтений, ожиданий и настроений людей.

3.

Социологическое знание существует в нескольких видах и уровнях:

С середины ХХ века в социологии сосуществуют два уровня социологического анализа. Во-первых, - некоторые учёные - «теоретики», устремляются в социально-философские выси, анализируя процессы, охватывающие всё общество. Другие -«практики» углубляются в изучение социально-психологических корней социального взаимодействия. Именно поэтому сформировались два уровня социологических обобщений, которые относительно разделены и в современной науке:

· макросоциология – теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы;

· микросоциология – теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Если попытаться пояснить различие между этими двумя подходами, то можно сопоставить их базовые понятия: общество – группа, власть – лидерство, норма – стереотип, революция – девиация и т.п.

Макросоциология и микросоциология изучают соответственно, как живет, по каким законам развивается общество и как живут в нем и влияют на остальных и на все общество в целом люди, объединившиеся друг с другом.

Таким образом, одни социологи, которые мысленным взором «парят» над обществом, изучая его основные пропорции, системные состояния и проблемы, другие социологи, исследуют реальные отношения и взаимодействия, исследуют микроскопическую «ткань» групповых и межличностных связей общества, выполняют тяжелый, но продуктивный труд по добыче нового знания о нашем человеческом мире. В борьбе этих двух направлений изучения общества родилось нечто среднее. Поэтому выделяют три уровня социологических исследований:

1. Общесоциологический уровень (фундаментальные общесоциологические исследования) изучает:

а) Социальные структуры,

б) Развитие глобальных социальных процессов. Например процессов интеграции и дезинтеграции в обществе;

в) Развитие личности

г) Модели, методики и техники развития социологических исследований

2. Теории среднего уровня изучают:

а) Социальные институты

б) Социальные общности (социология малых групп, социология страт, слоев, социально-профессиональных категорий, социология толпы, и др.)

в) Специализированные социальные процессы, которые охватывают только часть общества. Например, социология преступности, наркомании, алкоголизма, социология мобильности и миграции, социология конфликтов, и др.

3. Первичное обобщение эмпирических данных - проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах.

Как мы видим, социология охватывает все стороны жизнедеятельности общества и в процессе этого изучает его видоизменяющиеся элементы.

4.

Социологические подходы. Социологи при изучении и объяснении различных социальных фактов используют множество подходов. Рассмотрим пять основных.

Первый - демографический. Демография - это изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, с помощью этого подхода анализ развивающихся афро-азиатских стран мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

Второй подход психологический. Здесь изучается мотивы, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он так же утвердился и в социологии

Третий коллективистский подход применяется, когда изучаем группу людей или организацию (например семью или школьный класс). С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между людьми в группе или политическими партиями. Данный подход можно так же применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. Этот подход важен при анализе коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории и т.д.

Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом. Определив роли внутри группы мы можем выявить отношения между членами группы и следовательно, проанализировать ее структуру.

Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения людей на основе таких элементов культуры как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности. При этом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: