Основные рекомендации

Цель, задачи и требования к курсовой работе.

Курсовые работы

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса и направлена преимущественно на подготовку к практической деятельности студентов.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания;

б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации;

в) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение в подготовке выступлений, участия в дискуссиях;

д) подготовиться к более сложной задаче – выполнению дипломной работы.

Тематика курсовых работ должна отвечать учебным зада­чам теоретического курса,быть увязана с практическими зада­чами народного хозяйства и науки и быть реальной.

Темы курсовых работ и графики их выполнения разраба­тывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.

Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре, требования к содержанию (основной части) и требования к оформлению.

Структура курсовой работы должна способствовать рас­крытию избранной т емы и быть аналогична структуре диплом­ной работы: иметь титульный лист, содержание, введение, ос­новную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Требования к оформлению курсовых работ аналогичны пра­вилам оформления дипломных работ.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель курсовой работы, ее конкретные за­дачи и методы исследования.

При определении целей и задач исследований необходимо их правильно формулировать. Так, в качестве целине следует указывать «сделать». Правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить и др.

Основная часть работы включает две-три главы, которые разбивают на разделы и подразделы. Каждая глава посвяща­ется решению задач, сформулированных во введении, и закан­чивается констатацией итогов.

Нельзя одинаково называть курсовую работу и одну из ее глав.

Курсовая работа носит учебно-исследовательский харак­тер и в то же время должна опираться на новейшие достижения науки в своей сфере.

Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т. п.).

Следует правильно понимать суть метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы работа не гра­ничила с плагиатом, серьезные теоретические положения не­обходимо давать со ссылкой на источник. Причем учебник по данной дисциплине не должен быть таким источником. Написа­ние курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литера­туре.

Выполняя работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, давая определение, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.

В работах, носящих в основном теоретический характер, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.

Оформление заключения, списка использованных источников и приложения осуществляется, как и для дипломной работы, в соответствии с требованиями ГОСТа.

Объем курсовой работы – до 35-40 страниц рукописного текста или 25-30 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала. Работу сшивают в папку-скоросшиватель или переплетают.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций.

Студент во время консультаций уточняет крут вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики.

Выполненная студентом курсовая работа проверяется в течение 10 днейруководителем работы, который дает письменное заключение – рецензию.

При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность вы­водов и предложений, качество используемого материала, а так­же уровень грамотности (общий и экономический). Одновремен­но рецензент отмечает ее положительные стороны и недостат­ки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом: может или не может быть допущена работа к защите.

Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознаком­ления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и под­лежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.

Защита работы производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух-трех человек, один из которых – руководитель курсовой работы, состав комиссии утверждается кафедрой за 10-15 дней до защиты.

Курсовая работа должна быть защищена до начала экза­менационной сессии.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты.

Работа, выполненная студентом в научном кружке (обще­стве) и доложенная на его заседании, засчитывается как курсо­вая.

При заочной форме обучения контрольные (курсовые) ра­боты являются основной формой межсессионного контроля сту­денческих знаний. Выполнение их несколько отличается от вы­полнения текущих контрольных (курсовых) работ студентами очного отделения.

Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной (курсовой) работы по имеющемуся у преподавателя списку.

Во-вторых, написание такой контрольной (курсовой) рабо­ты больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, составляются выпис­ки или конспект, выстраивается план изложения, наконец, в соответствии с вопросами плана пишется текст. Объем контрольной (курсовой) работы должен составлять не более 10 печатных страниц. Необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернутого плана. Что касается критериев оценки содержания, то условием положительной оценки является отсутствие грубых ошибок и прием­лемая степень раскрытия вопросов. Разумеется, работа не может быть засчитана, если преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника. Однако осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.

Курсовая – работа более высокого уровня, чем реферат, доклад, контрольная. Прежде всего, курсовая в отличие от всех перечисленных видов работ не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за реферат или контрольную всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена. Написание курсовой предусмотрено учебным стандартом только по специальным предметам. В течение учебного года пишется всего одна курсовая работа. Как правило, считается, что студент первого курса еще не готов к этому виду деятельности, и поэтому курсовые работы входят в учебный план, начиная со второго курса.

Курсовая работа – это настоящее студенческое научное исследование. Пишется она по специальному предмету или по выбранной студентом специализации и имеет цель выяснить, насколько последний овладел навыками самостоятельной научной деятельности.. Именно поэтому свобода студента в разработке темы курсовой никак не ограничивается. Пользуясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студентв течение нескольких месяцев проходит подготовительный этап работы и пишет текст, который затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки. На втором и третьем курсах оценка за курсовую вносится в зачетную книжку. На четвертом (или предвыпускном) курсе во многих вузах практикуется защита студентами курсовых работ и про­ектов на кафедре специализации. Такая защита – как бы гене­ральная репетиция защиты дипломной работы. В зачетную книжку вносится оценка по итогам защиты.

Поскольку курсовая работа – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной (с уче­том современного состояния науки).

Есть некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов:

Так, если пишется работа теоретического характера, не имеющая выхода в практику, сле­дует соответствующим образом выстроить ее структуру. 1. В на­чале работы лучше всего поместить главу, в которой будет ос­вещаться состояние отечественной и зарубежной научной ли­тературы по теме исследования,2.проводиться сравнительный анализ имеющихся точек зрения, 3. методологий и методик изу­чения темы.

Работапрактического характера, как правило, делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

Работа опытно-экспериментального характера также име­ет вводную теоретико-методологическую часть, за которой сле­дует изложение условий, методов и хода эксперимента, обоб­щение и интерпретация полученных результатов.

Невзирая на все типологические различия, любая курсо­вая работа должна строиться согласно существующим канонам и иметь развернутый план-оглавление,введение, основную часть, состоящую обычно из двух-трех глав, и заключение. При­мерный объем работы в целом должен составлять ориентиро­вочно 20-25 печатныхстраниц. Из этого объема около 10% обыч­но занимает введение и 5% – заключение.

Введение обязательно следует начать с обоснования акту­альности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее, необходимо сделать его убедитель­ным.

Далее следует остановиться на описании степени разрабо­танности темы в научной литературе. Здесь необходимо приве­сти названия основных источников, охарактеризовать сложив­шиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось не разработанного в ней так, чтобы было понятно, с какой целью студент взялся за такую работу.

Затем нужно перейти к формулировке цели и задач своей работы. Эта формулировка должна быть по возможности чет­кой и краткой. Ее назначениеопределить тактику написания работы. Безусловным требованием к тексту курсовой является соответствие цели и выполнение поставленных задач.

Наконец, необходимо коснуться методологии и методов ис­следования. Достаточно будет просто их назвать.

Основная часть курсовой работы посвящена решению по­ставленных во введении задач. Обычно в основной части выде­ляется две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. О структуре основной ча­сти говорилось выше.

Заключение с одержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования.Хорошо, если в конце заключения студент остановится на дальнейших перспективах исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания следующих курсовых и дипломной работ.

Вслед за заключением идет список использованной лите­ратуры, который должен быть составлен в соответствии с уста­новленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и их следует пронуме­ровать.

Необходимо помнить, что в отличие от рефератов, докла­дов и контрольных к курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, которая желательна во всех перечисленных случаях, а самостоятельность научной мысли.

В курсовой работе должно быть продемонстрировано, на­сколько студент овладел начальными навыками научного мыш­ления. Для этого вполне достаточно просто квалифицированно и грамотно поставить проблему. Постановка проблемы – это уже первый шаг в науку.

Кроме того, курсовая работа пишется не один раз за весь период обучения. Поэтому самое разумное – с самого начала взяться за одну тему и, последовательно углубляя проблемати­ку, развивать ее на протяжении всех лет учебы, чтобы в итоге написать по ней и дипломную работу. Более того, если позволят объем и качество накопленного материала и если у студента возникнет такое желание, он может впоследствии продолжить разработку этой же темы и в диссертации.

Готовая курсовая работа сдается на кафедру. Согласно су­ществующим правилам научный руководитель должен обосно­вать выставленную им оценку в письменной рецензии. Если кур­совая проходит процедуру защиты на кафедре, то результаты обсуждения и выставленная оценка заносятся в протокол засе­дания кафедры.

Критериями оценки курсовой работы являются:

- актуаль­ность выбранной темы,

- глубина освоения материала,

- качество подбора и использования источников,

- степень самостоятельно­сти выводов, интересных предложений

- общая культура изло­жения.

Предмет: Основы научных исследований.

Специальность: ИЗОиДПИ

Лекция № 5

Время: 4 ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: