Родители

Родительские приёмы воспитания ситуативны, они зависят от самого ребёнка, от его поведения в данный момент и от семейной культуры, на макро- и микро-уровне. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребёнка и постепенно, но упорно передают ему определённые ценности, вырабатывают «внутренние тормоза» и при этом не подрывают детское любопытство, инициативу и уверенность в себе. Овладевая этим искусством, родители должны соблюдать баланс рационального контроля и душевной теплоты (!).

Рациональный контроль базируется на установке запрещать. Родители ограничивают ребёнка в праве следовать возникающим побуждениям, добиваются от него подчинения правилам и выполнения своих обязанностей. В противоположность этому, родители без установки запрещать меньше контролируют детей, меньше от них требуют и меньше ограничивают их поведение, причём поведение и исполнительское, и выразительное.

Душевная теплота обнаруживается в проявлениях любви и одобрения. Родители часто улыбаются своим детям, хвалят их и поддерживают, стараются меньше критиковать, наказывать и проявлять своё недовольство. Жестокие родители часто критикуют, наказывают, отклоняют детские жалобы и просьбы, редко одобряют и выражают свою любовь.

Авторитетные, авторитарные и либеральные родители. Стили родительского поведения описала Диана Бомринд (Baumrind, 1975, 1980). Она выделила 3 варианта родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Авторитетный и авторитарный отличаются друг от друга, и оба они радикально отличаются от либерального. На практике трудно отделить влияние на детей стиля родительского поведения от влияния других факторов: от наследственной предрасположенности, полоролевых социальных ожиданий и стереотипов, порядка рождения, семейных кризисов.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой своих детей в их стремлении к автономии. Они ограничивают поведение своих детей, но объясня­ют смысл этих ограничений. Решения и действия таких родителей обоснованны и справедливы, и поэтому дети соглашаются с ними. Родители готовы выслушать детские возражения и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жёстко придерживаться установленных правил. Обычно они сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Такие родители чаще отклоняют детские просьбы со словами: «Порядок есть порядок». Если ребёнок пытается настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и требуют выполнения. Они избегают долгих препирательств с детьми и ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне, и сами они бессильны изменить эти правила. Все попытки ребёнка обрести независимость встречают сопротивление и сопряжены с фрустрацией.

Либеральные родители не ограничивают поведение своих детей. В такой семье нет установленного времени для возвращения домой, для отхода ко сну; от ребёнка не требуется информировать родителей о том, где он(а) находится. При таком избытке свободы ребёнок практически не имеет родительского руководства. Либеральные родители стараются подавлять свои чувства, даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так «увлекаются демонстрацией» своей якобы безусловной любви, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, перестают устанавливать необходимые запреты для своих детей. В общем же, либеральные родители относятся к своим детям сердечно и с душевной теплотой, обычно принимая их такими, какие они есть.

Маккоби и Мартин (Maccoby, & Martin, 1983) выделили четвёртый стиль родительского поведения – индифферентный.

Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители никак не ограничивают своих детей – либо из-за недостатка интереса и внимания к детям, либо из-за тягот повседневной жизни, которые не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Стиль родительского поведения влияет на проявления и развитие у детей агрессии и просоциального поведения, на формирование Я-концепции, на интериоризацию нравственных ценностей (Becker, 1964; Maccoby, 1984). По Бомринд, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Они почти или совсем не стремятся к автономии, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в условиях которого они росли, и становятся непослушными и агрессивными. Девочки же чаще пассивны и зависимы (Kagan, & Moss, 1962).

Очевидно, что полное попустительство со стороны родителей и их жёсткая установка всё запрещать противоположны. Но и дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными, К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя нá людях. А в некоторых случаях они вырастают активными, решительными и творческими людьми (Baumrind, 1975; Watson, 1957).

Было обнаружено, что лучше все­го адаптированы дети авторитетных родителей. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя конт­ролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения. Хуже всего обстоят дела у детей, чьи родители индифферентны. Когда попусти­тельство сопровождается открытой неприязнью (у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным им­пульсам. Многие малолетние правонарушители воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враж­дебностью. Вполных семьяхобычен так наз. «традиционный стиль» родительского поведения. Отец может быть довольно авторитарным, а мать – более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. И если брак удовлетворяет обоих супругов, и они поддерживают друг друга, оба они как роди­тели успешно справляются со своими семейными ролями.

Элеонора Маккоби (Maccoby, 1979, 1980) конкретизировала модель Бомринд, увеличив размерность модели за счёт учёта того, как поведение детей влияет на родителей. У родителей явно больше возможностей, чем у детей, контролировать домашнюю обстановку. Но именно взаимные отношения влияют на климат семейной жизни. В некото­рых семьях родители держат всё под контролем, в других же всем верховодят дети. Истина, как всегда, лежит посередине. Маккоби (Maccoby, 1980) сосредоточилась на том, как родители и дети взаимодействуют, чтобы достичь сбалансированных отношений. По мере взросления детей родителям приходится вступать с ними в пе­реговоры, чтобы находить реше­ния, удовлетворяющие обе стороны. Авторитарный и либеральный стили препятствуют этому. Нужно помочь ребёнку научиться рассматривать проблемы с разных сторон и путём взаимных уступок находить их решение. Это возможно в спокойной, теплой, дружественной атмосфере.

Родительский контроль уменьшается по мере формирования у детей самоконтроля и ответственности за свои действия. Если всё идёт как надо, родители и дети в ходе длительного взаи­модействия достигают согласия, или разделяют цели (по Маккоби). Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволя­ющая находить решения без борьбы за власть. При оптимальном соотношении свободы и контроля члены семьи обычно очень привязаны друг к дру­гу, и отношения в семье стабильные и всех удовлетворяют.

В семьях, где не удаётся достичь разделения цели, предметом переговоров становится бук­вально всё: от расположения отдельных вещей в доме до обсуждения деталей отпуска в будущем году... Несмотря на потребность в постоянных дискуссиях, и такой стиль отношений может быть весьма эффективным. Но если в какой-либо ситуации любой из сторон удаётся занять главенствующее положение, переговоры становятся невозможными, а атмосфера в семье – весьма неустойчивой.

В различных этнических группах и в различные исторические эпохи меры дис­циплинарного воздействия сильно отличались. Периоды жестоких физических на­казаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы при­учения детей к дисциплине меняются так же, как и другие аспекты культуры. Современные исследователи детства предлагают родителям шесть общих советов.

1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное отношение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают бóльшую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Поддерживать желательное поведение, а не искоренять нежелательное. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать их просоциальное поведение: заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.

3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

4. Избегать неоправданного применения силы и угроз, контролируя поведение детей. Сила и угрозы формируют у детей аналогичное поведение и могут стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

5. Помогать детям учиться владеть собой и развивать их контроль над обстоятельствами.

6. Объяснять (и убеждать), помогая детям понимать правила поведения в обществе.

Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут воспринимать окружающие. У детей всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям становится ответственными за своё поведение. В конечном счёте, самоконтроль ребёнка зависит от того, насколько он ориентируется в ситуации.

Родители должны выдерживать соперничество со средствами массовой информации (особенно с Интернетом и с телевидением), чтобы оказывать воздействие на социальное развитие дошкольников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: