Характеристика стилевых направлений в искусстве ХХ в. и их влияние на дизайн

Стилевые направления в искусстве и особенности дизайна в промышленноразвитых странах в ХХ в.

Тема № 2

Литература

Вопросы для самопроверки

Выводы

1. Возникновение дизайна обусловлено развттием художественного творчества человека и переходом общества к гумманистическому мировозрению, наиболее ярко проявившееся в Италии в эпоху Возрождения, относящуюся к ХV-ХVI вв.

2. Промышленный дизайн возник из симбиоза ремесленно художественно-прикладного творчества, машинного промышленного производства, архитектурного и инженерного проектирования и стал результатом научно-технического прогресса ХIХ – ХХ вв.

3. На период ХХI века под дизайном следует понимать как собственно творческий художественный процесс или художественно-технический процесс в сфере проектной деятельности (промышленный дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн) а также результаты этого процесса в виде проектов, чертежей, материальных изделий различного назначения, изображений промышленных образцов и товарных знаков, фирменного стиля, этикеток на упаковке, а также объектов предметно-пространственной среды.

1. Какие виды дизайна и в чем их отличие?

2. Какова роль эпохи Возрождения в этапах развития дизайна?

3. В чем заключается роль дизайна в развитии промышленности?

1. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. М.: Архитектура –С, - 2008. – 368 с.

2. Лазарев Е.Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека. Дизайн для всех. Альманах. М., - 1992. № 1.

3. Иванова Л.А., Малых В.П., Малых С.В. Развитие художественного ювелирного литья. Одесса: ТЭС, - 2003. – 154 с.

4. Александров А.А., Одинец М.Н. / Конспект лекций по дисциплине «Дизайн машин» для студентов спец. «Информатика и вычислительная техника». Омск: ОмГТУ, - 2007, - 20 с.

Источниками развития дизайна является художественное творчество человека, изменения стилей и направлений в искусстве, а также спроса и моды на результаты творчества, например, в виде товаров народного потребления, машин, интерьеров и архитектурных форм.

Абстрактное искусство – беспредметное нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. Его выразительные средства опираются не на подобие реальных форм, а на комбинации и ритмы цвета, геометрических или свободно текущих форм, пятен цвета, сочетания фактур. Рассматривалось как следующий шаг после кубизма.

Авангард – центральная мировоззренческая установка «неклассического искусства, связанная с отрицанием традиционных смыслов и ценностей культуры. Включает неколько направлений изобразительного искусства и дизайна: кубизм, футуризм, супрематизм, примитивизм и т.д.

Ар деко – сложная смесь социокультурных факторов, формально-композиционных приемов, тенденций, стилистических признаков, характерных для европейского и американского дизайна в период между двумя мировыми войнами. С одной стороны, в нем есть отголоски кубизма, коммерческое использование модернистских экспериментов начала ХХ в., впечатления от дягилевских «Русских сезонов» и архиологических находок в Египте, использование стилистики и достижений «Баухауза». С другой стороны – этот термин стал обозначением стиля салонов, роскошных дорогих интерьеров, созданных французскими дизайнерами в середине 1920-х гг.

Архитектон – термин, придуманный художником К. Малевичем для обозначения оригинальных скульптурно-архитектурных моделей, основанных на внедрении принципов формообразования супрематизма в объемные сооружения.

Аэростиль – характерная тенденция в коммерческом американском дизайне 1930-х гг., связанная с преобладанием обтекаемых форм сложной кривизны не только в транспорте, но и в бытовых изделиях.

Дадаизм – авангардное художественное направление начала 1910-х гг., связанное со смешением контекстов, зашифрованностью художественного языка, коллажностью, предъявлением реальных предметов как объекьов искусства, предшественник поп-арта.

«Де Стиль» - стиль группы голландских художников и архитекторов, возникшей в 1917 г. Участникм группы искали равновесия и гармонии искусства и жизни на основе комбинаций простейших прямоугольных геометрических форм.

Импрессионизм – передача эмоциональных впечатлений от состояний природы, разложения цвета на составляющие мазки чистых цветов, отказ от академических традиций искусства в пользу сюжетов, взятых из повседневной жизни.

Кинетизм (кинетическое искусство) – вид пластического искусства, родившийся в ХХ в., в котором основным средством художественной выразительности служит движение: равномерное или прерывистое, реальное или иллюзорное, циклически повторяющееся или непредсказуемое. Мобильные или трансформирующиеся формы приводятся в движение электромотором, потоками воздуха или вручную. Как правило, подобные объекты являются интерактивными, допускающими вмешательство зрителя. Принципы кинетического искусства широко применяются в рекламе, скульптуре и электронных устройствах.

Кич – характеристика предметов, сочетаний элементов, форм и цветов в вещах, отличающаяся стихийностью, безвкусием, наивностью.

Конструктивизм – характеризуется преувеличенным вниманием к структурной, рациональной, модульно-геометрической составляющей формы. Наибольшее развитие получила сфера графического дизайна.

Концептуализм (концептуальное искусство) – направление в мировом искусстве 1960-1970-х гг. В нем объединяются процесс творчества и процесс его исследования, продукт – идея, документация. Это система умозрительных представлений и понятий, позволяющих отнести тот или иной объект к сфере искусства; построение игровой парадоксальной умозрительной ситуации со своими правилами.

Кубизм – влиятельное стилевое направление в визуальных искусствах начала ХХ века. Одна из его художественных задач заключалась в разложении объемных форм видимого мира на основные геометрические элементы. Сдвиги, наложения, комбинации элементов форм предметов должны были передавать впечатление одновременности восприятия объекта с различных сторон. Характеризовался также включением в произведения самых разнообразных живописных фактур и механически обработанных поверхностей, элементов реальной печатной продукции (коллаж).

Модерн – стиль в пластических искусствах, в том числе в дизайне и архитектуре в конце ХIХ – начале ХХ в. В нем отразились философско-эстетические утопии символизма, попытка постичь тайны мироздания. Характеризовался использованием плавных, упругих линий, интнресов к орнаменту, целостным проектированием среды.

Модернизм – совокупность авангардных творческих течений и направлений в различных видах искусства и дизайна в начале ХХ в., художественная идеология, эстетика, опирающаяся на ценности современной художественной свободы и индивидуальности. Искусство приобретает интернациональный характер, значение местных школ снижается.

Оп-арт – использование научных исследований и закономерностей зрительного восприятия с целью создания иллюзорных образов движения на основе геометрических форм, разнообразных растровых систем, муаров.

Поп-арт – направление в искусстве, дизайне, в том числе графическом, в котором банальные повседневные предметы (обычно комиксы, дорожные знаки, консервы, гамбургеры) или известные личности (фигуры популярных певцов, политиков и т.д.) использовались как объекты в произведениях и нередко буквально физически помещались в картины и инсталляции. В значительной степени британский и американский культурный феномен 1950 -1960-х гг.

Постмодерн, постмодернизм – художественная и культурная идеология второй половины ХХ в., призывающая к коррекции идеологии модернизма. Постмодернизм смягчает жесткость проектных установок модернизма, выражающихся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускает в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исторические цитаты и элементы массовой культуры.

Стайлинг – стратегия американского коммерческого дизайна 1930-1960-х гг., связанная с созданием современных, модных, понятных потребителем и выразительных форм промышленных изделий.

Супрематизм – авторская творческая концепция К. Малевича, новая космогония искусства, глобальнон переустройство мира на основе геометрических элементов – плоскостей, окрашенных чистым цветом, парящих в бесконечности белого пространства. Символ супрематизма – картина Малевича «Черный квадрат» (1915 г.).

Сюрреализм – направление, выросшее из дадаизма, вне- и сверхреальность, символическое выражение неосознанных желаний в форме комбинаций визуальных образов-символов, парадоксальные сочетания смыслов в произведениях изобразительного искусства, рекламе, модных изделиях.

Функционализм – общая тенденция мирового дизайна 1950-1970-х гг., проявилась в минимуме декора во внешней форме, в незаметности дизайна, в действительных.ане мнимых свойствах вещей, максимально учитывающих человеческий фактор, эргономику, удобство пользования. Термин стал использоваться и с некоторой стилевой окраской, иногда как одно из проявлений интернационального стиля.

Футуризм – направление в искусстве начала ХХ в. (1909-1920-е гг.), охватившее литературу и живопись, скульптуру и архитектуру, фотографию, кино и театр, дизайн и моду. Основная идея – передача всего комплекса динамических ощущений современной жизни нетрадиционными сочетаниями и приемами художественной выразительности, взятыми из различных видов искусства.

Хай-тек – стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предьявлением через форму и конструкцию изделий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промышленных технологий, точности стыковки деталей, применением в устройстве жилой среды узлов, конструкций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте. Отличается обилием металлических поверхностей с различной фактурой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого.

Становление дизайна в ХХ веке в каждой из промышленноразвитых стран имеет общие истоки обусловленные массовым производством товаров народного потребления, началом формирования глобального рынка и общества потребления все новых и новых товаров. Необходимость покупки указанных товаров в значительной мере обусловлена желанием получения удовольствия, достижения более высокого уровня комфорта или модой, а не фактической потребностью человека в том или ином предмете, выполняющим определенные бытовые функции. Однако, в зависимости от уровня экономического благосостояния стран, приверженности их граждан к определенному образу жизни, культуре и искусству на бытовом уровне, спрос на продукты дизайна в каждой из стран имел существенные отличия. На возникновение указанных отличий большое влияние оказывает и формирование национальных школ дизайна примыкавших или развивавших новые стилевые направления. При этом в ХХ веке к дизайну стал формироваться новый подход, как глобальному явлению. Эта тенденция теоретиками дизайна (Дж. К. Джонс, Б.Аргер и др.) в последней четверти ХХ века была обозначена как появление «третьей (проектной) культуры наряду с ранее известными материальной и духовной культурами [1].

Таким образом объектами дизайна могут являться не только изделия или средовые объекты, а потребности или наличие спроса на выполнение какого либо вида деятельности или функции как материально-утилитарной так и эмоционально-образной. Один из современных дизайнеров и вице президент Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Рунге В.Ф. в 2008 г. предложил следующее определение дизайна ХХI века: «Дизайн - спецефическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды в целом или отдельных ее компонентов, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их воздействия с человеком, обществом и естественно-природной средой [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: