Таблица 2.1
Дизайн в США
Дизайн в промышленно развитых странах в ХХ веке
Развитие промышленного дизайна наивысшего уровня достигло в США, поэтому рассмотрим его основные направления и результаты, также отметим отдельных дизайнеров, которые внесли наиболее существенный вклад в указанный процесс.
В табл. 2.1 обобщены направления, идеи и результаты художественно-технигш91ё4в3ческой деятельности американских дизайнеров в ХХ веке.
Направление в дизайне, школа дизайна (или дизайн-бюро), ведущий дизайнер | Новые идеи в дизайне как творческом художественно-техническом процессе | Результаты дизайна в виде материальных объектов или искусственной среды, год |
Архитектура зданий, Салливен Л.Г.- лидер Чикагской школы | Сформулирован принцип архитектуры «Форма следует функции» | Универмаг в Чикаго, 1904 г. |
Архитектура зданий, Райт Ф.Л., выходец из Чикагской школы | Создал направление «органическая архитектура», концепцию идеального дома «Тамисин», вписанного в ландшафт | Дом у медвежьего ручья (1936 г.), Нью-Йоркский музей Соломона Гугенжейма (1943-1946 гг.) |
Реклама, Реймонд Лоци приехал в СЩА из Парижа как художник рекламы | Превратил ар деко в коммерчески-массовый стиль. Солдал имидж дизайнера как специалиста и стал одним из самых удачливых дизайнеров США. Один из создателей феномена американского массового коммерческого дизайна «Стайлинг» | Дизайн печатной машинки, упаковки, сигарет «Lucky Strike», логотип компании «Shell», междугороднего автобуса, холодильника, пылесова |
Формирование стилей промышленной продукции, дизайнер Д.Джексон | Исследовал и обобщил пять ведущих стилей в промышленной продукции 1930-1950 г.: трапециидальный, аэродинамический, конусный, ящичный и скульптурный | Н.д. |
Автомобилестроение, Харли Эрл, руководитель дизайн-бюро компании «Дженерал моторс», а в 1937 г. – отдел стайлинга | Использование в автомобильном дизайне мотивов и форм реактивной авиации, ввел принцип макетирования кузова из глины в натуральную величину | Легковой автомобиль «Шевроле Корвет», 1963 г. |
Самолетостроение, руководитель дизайн буро Вальтер Тига | Макетирование в натуральную величину, привлечение к работе специалистов по эргономике | Интерьер самолета «Боинг-707» и «летающего офиса», 1987 г. Интерьер сверхзвукового самолета |
Бытовая техника и железнодорожный транспорт, дизайнер, художник, эргономист Генри Дрейфус | Написал первое пособие для дизайнеров по эргономике | Дизайн часов, телефона, локомотива (1937-1938 гг.). Павильон «Демократия2 Нью-Йорк, 1949 г. |
Разработка логотипов, дизайнер-график Пол Рэнд | Упорядочение визуального облика компании, сделать его узнаваемым и отличным от других | Логотип фирмы IВМ, 1950 г. |
Разработка мебели, дизайнеры Рей Имс, Чальз Имс | Исследовали возможности пластмасс и новых материалов из клееной фанеры, кресло Имса, считается самым удобным. | Кресло из стеклопластика (1950 г.) универсальная мебель на алюминиевом каркасе для аэропортов и вокзалов 1970-1980 гг. Продолжение табл.2.1 |
Архитектура, дизайнер Бакминстер Фуллер | Основоположник высокотехнологичного направления в дизайне и архитектуре, изобретатель безопорных, оболочковых конструкций, способных перекрывать огромные пространства | Павильон шарообразной формы на выставке в Сокольниках (Россия, 1959 г.) |
Компьютеры. Главный дизайнер компании «Аpple», Донотан Ива | Ввел в моду программный («ледяной») тип корпусов компьютеров и прозрачных «окошек» в других частях компьютерной системы | Моноблок «i Мас» с прозрачной задней стенкой, 1998 г. |
Индустрия отдыха и спорта, дизайн-бюро «Nikes» | Организация массового выполнения дизайн-проектов обуви и одежды | 10 тыс проектов в год из них 300 моделей обуви (1990 г.), проект Центра спортивной обуви (Нью-Йорк, 1996 г.) |
На рис.2.1-2.14 представлены некоторые художественно-технической результаты деятельности дизайнеров США.
|
|
|
|
Рис.2.1 Функционализм в архитектуре: Л.Салливен, универмаг в Чикаго, 1899-1904 (а); Ф.Л. Райт, загородная вилла «У водопада», США, 1936-1937 (б); А.Лоос, проект небоскреба в Чикаго, 1929 (в)
Рис.2.2. Ф.Л. Райт. Сервиз для гостиницы в Токио. 1922 (а); стулья 1908, 1902 (б)
Рис.2.3. Ф.Л. Райт. Стол и кресло для офиса (а), интерьер офиса (б), США, 1936-1939
а)
б)
Рис.2.4. Интерьер: жилища и мебель, ХIХ в: (а); аэробуса А-300, 1968 – 1975 г. (б), США
Рис.2.5. Уильям ван Ален. Крайслер –билдинг; Нью-Йорк, 1930. Строители Крайслер –билдинга (а) на стальной голове орла (59-й этаж
Рис.2.6. Алан Х. Лилен. Рисунки автомобилей «Корда», США, 1930-е годы.
Рис.2.7. Уолтер Дорвин Тиг (1883-1960) – известный американский дизайнер первого поколения. Настольная лампа «Модель №114». Радиоприемник «Синяя птица»
Рис. 2.8. Уолтер Дорвин Тиг. Интерьер представительства Форда на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939.
Рис.2.9. Генри Дрейфус (1904-1972) – известный американский художник, дизайнер, эргономист. Настольные часы (а). Телефон для фирмы «Белл», модель 300, 1937 (б). Локомотив «Нudson J -3a», 1938 (в)
Рис.2.10. Реймонд Фердинанд Лоуи (1893-1986) – известный американский дизайнер и публицист, один из основателей коммерческого дизайна в Америке. Обложка номера журнала «Time», октябрь 1949, посвященного Лоуи. Обработка формы (стайлинг) молочной центрифуги, 1930-е (а), множительного аппарата фирмы «Гестетнер»: прототип, до 1929 (б), модели 66, 1938 (в) и 466, 1970 (г)
Рис. 2.11. Реймонд Фердинанд Лоуи. Локомотив для Пенсильванской железной дороги, 1933.
Рис.2.12. Реймонд Фердинанд Лоуи. Холодильник «Coldspot», 1934 (а); пачка сигарет «Lucky Strike», 1940-1942 (б); пылесос (в)
Рис.2.13. Такер и Миллер, США. Рисунок перспективного легкового автомобиля, 1930-е.
Американский технический, инженерный дизайн отличается своей реалистичностью, функциональностью и коммерческой направленностью. Это особенно касается феномена американского массового коммерческого дмзайна, получившее название «стайлинг» (рис.2.14-2.15).
Рис.2.14. Дж. Джексон, США, 1959. Схема формирпования пяти ведущих стилей в промышленной продукции 1930-1950-х годов: трапециевидный, аэродинамический, конусный, ящичный и скульптурный стили (стайлинг).
Рис.2.15. Дж. Джексон. США. Схема формирования пяти ведущих стилей в промышленной продукции 1930-1950 годов (продолжение рис.2.14)