Тема 3. Античная культура

Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наследницей древневосточной.

Для Древней Греции характерна черта организующего мир Космоса. Божества представляют более детализированные обобщение как природы, так и человеческих качеств. Аполлон считался богом света и поэзии, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богиней мудрости - Афина, Гермес покровительствовал торговле, Арес был богом войны.

Судьба человека предписана Космосом, но, в отличие от восточного подхода, в древнегреческой культуре это предполагало свободу выбора человека. Если событие предписано свыше, то оно все равно произойдет, поэтому можно жить полной жизнью, так как человек считает для себя разумным.

Античный Космос - совершеннейшее произведение искусства. Античная культура любит симметрию, гармонию, ритмику, меру. Главное воплощение этого - скульптура. Античность скульптурна. Космос есть абсолютное тело, прекрасное, божественное, это абсолютизация природы. Но если природа сама для себя абсолют, то античная культура основана на внеличностном космологизме. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что он есть театральная сцена, а люди - актеры. Они появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Сам Космос сочиняет драмы и комедии, которые люди исполняют. Понятие личности часто выражается по-гречески термином «сома» - «тело». В нем греки раскрыли тайну своего понимания личности: это хорошо организованное и живое тело. В этом представлении как раз и проявляется внеличностный характер космологизма с одной стороны, а с другой - сказывается возвышенный, высокий, торжественный космологизм.

В истории и культуре Древней Греции исследователи выделяют следующие этапы: крито-микенский (рубеж III - II тыс. до н. э. - 1200г. до н. э. - центрами были остров Крит и город Микены в материковой Греции); гомеровский период (XI-VIII в. до н. э. - распад родоплеменного общества); архаический (VIII-VI вв. до н. э. - освоение греками побережья Среднеземноморья, Черного и Мраморного морей и становление рабовладельческих государств - полисов); классический период (V в. - до последней трети IV в. до н. э.- расцвет полисов); эпоху кризиса (IV в. до н.э. - кризис полиса); период эллинизма (последняя треть IV в. – первая половина II в. до н. э. - упадок полисов, империя Александра Македонского, эллинистические государства).

Наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, на их философию, религиозное мышление, литературу, искусство, юридические и политические взгляды. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества в виде города - полиса. Это устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности (насколько вообще может существовать демократия в рабовладельческом обществе) Зарождается система денежного обращения в экономике. Торговые связи охватывают все Средиземноморье.

Греческая мифология показывала ступени перехода от родового общества к государственному строю. В основе первоначальной мифологии был положен космогонизм и кровное родство.

По представлениям древних греков, первоначально существовал хаос, из которого возникли Земля (Гея), подземный мир (Тартар), Любовь (Эрос) и другие стихийный силы. Гея породила небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов - Титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть отца Урана и воцарился над миром. В свою очередь дети Кроноса под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп - это было третье поколение божеств.

В мифах отражалась и древняя связь всех живых существ с землей. Наиболее известным в архитектуре стал мотив атлантов и кариатид, фигур, исполняющих роль колонн. Атлант считался сыном Геи и был непобедим до тех пор, пока соприкасался с землей. Многие персонажи сочетают в себе черты как человека, так и животных, и называются хтоническим существами, т.е. связанными с древнейшими силами земли -Геи. К ним относятся сирены, кентавры, сатиры, немейский лев, гидра, ехидна, гарпии, эриннии, сфинкс, сестры Горгоны, Цербер, Сцилла и Харибда.

Легенды Древней Греции включают в себя большой плат первобытной культуры. Тотемизм отразился в мифе крито- микенского периода о Минотавре, для которого мастер Дедал выстроил известный Лабиринт. При попытке побега из Лабиринта Дедал потерял сына Икара, слишком близко подлетевшего к Солнцу. Реальные строители Лабиринта неизвестны.

Игры со священным быком носили культовый характер. В современном мире эти черты сохранились в корриде и некоторых физкультурных снарядах. Бык у греков считался символом солнца и богатства. Зевс перевоплощается в быка, когда крадет красавицу Европу, одна из его любовниц- Ио, была превращена Герой в корову, саму Геру называют волоокой, т.е. женщиной с коровьими глазами. В качестве тотемов использовались и другие живые существа. Так, Артемида превращается в лань, а звери ей сопутствуют. Символами мудрости Афины стали змея и сова. Практически каждый из олимпийских богов использует оборотничество. Сам человек мыслится фетишистски. Оторванная вакханками голова Орфея плывет и творит чудеса, глаза мертвой Горгоны убивают, из зубов дракона вырастают войны - спарты. Мотивы матриархата в древнегреческой мифологии звучат достаточно сильно. Женские божества - Горгоны, эринии, ехидна получают обобщение в образе Великой матери (чаще всего Гекаты). Переход к патриархату виден в мифах о рождении Аполлона и Афины Зевсом. Никому не позволялось безнаказанно убивать хтонические существа. За убийство Минотавра Тесей поплатился смертью отца. Аполлон побеждает пифийского дракона, но был вынужден выстроить в знак покаяния святилище в Дельфах и основать Дельфийские игры, предшествовавшие Олимпийским.

В классический период создается и определенная структура общества, отражением которой стал упорядоченная жизнь на Олимпе. Зевс окончательно становится верховным владыкой, заключив поверженных противников в Тартар. Последнее восстание великанов против Олимпа подавлено Аполлоном и Артемидой. На Олимпе царит постоянное веселье. Животные инстинкты остаются только за Дионисом (бог вина и чувственных страстей). До наших дней сохранились карнавалы, посвященные его оргиям. Практически каждое божество имело личный храм, великолепно вписанный в природный ландшафт.

Постепенно в мифах на первый план начинают выходить герои. В поздний период они осмеливаются спорить с богами. Хитроумный Одиссей всей своей жизнью противостоит воле богов. Персей освобождает Андромеду, убивает Медузу Горгону. Огромное число подвигов совершает Геракл. Герои побеждают хтонические силы как правило окончательно: Сфинкс бросилась со скалы, сирены окаменели, когда их перепел Орфей, движущиеся скалы остановились после того, как между ними проплыл «Арго».

Вторичное обращение к древнегреческой мифологии последовало во времена Возрождения, можно также говорить, что она до сих пор является базой сюжетов для художественных произведений.

С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры - возникновение философии. Философия - принципиально новый подход к познанию мира, резко отличный от того, какой господствовал на Переднем Востоке и в Греции более раннего периода. Переход от религиозно - мифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал качественный скачек в интеллектуальном развитии человечества. Греческие философы: Фалес, Анаксимен, Аниксимадр, Пифагор, Гераклит из Эфеса - пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, сделать вывод о материи как о чем-то едином и неделимом. В классический период Демокрит первым ввел в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Он признавал объективный характер познания. Софисты (философское направление)учили все доказывать. Из софистов вышел Сократ. В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся философа - Платон и его ученик, энциклопедист Аристотель. Важным в его философии являются учения о взаимоотношениях формы и материи, о методах мышления, логике. Он оказал влияние на философию средневековья и нового времени.

«Отцом» истории справедливо называют крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.)Геродота. Он описал нравы, верования, развлечения, природу, жизнь и деятельность греков и всех народов, нападавших на Грецию, войны греков с персами. Труд Герордота был объединен великой темой борьбы Востока и Запада. Геродот часто использовал непроверенные данный переводчиков, жрецов, сказания. Поскольку в то время не существовало вспомогательного справочного аппарата, Геродот излагал все, о чем ему повествовали без учета хронологии, вклинивая эти рассказы в основной текст. Под влиянием рационализма эпохи эллинского просвещения он высказывал некоторые сомнения в чудесных рассказах. Вторым крупнейшим историком Древней Греции был Фукидид. Он стал основоположником научно - исторического метода в античности, его «Историю» можно назвать исторической критикой.

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний породило потребность в их классификации и дало стимул прогрессу науки в период эллинистической цивилизации.Особое развитие получают математика, астрономия, ботаника, география, медицина. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского способствовали развитию тригонометрии, астрономии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в эпоху Великих географических открытий. С именем Архимеда Сиракузского связаны открытия одного из основных законов гидростатики, важные положения механики и многие технические изобретения.

Легендарное имя Гиппократа стало символом медицины в Древней Греции. Слава о его искусстве распространилась во многих государствах. Он был главой врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Древние греки явились родоначальниками изящных искусств. Античность сохранила такие непреходящие ценности и великие имена как поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Труды и дни», «Теогонию» Гесиода; древнегреческую трагедию трех крупнейших драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида; комедии Аристофана и др. В греческих театрах собирались жители всего города. Амфитеатры позволяли слышать текст с самых дальних мест. Для того, чтобы зрители могли лучше видеть актеров, последние играли на подставках и меняли маски с изображением эмоций. Сопровождал и объяснял действия актеров хор.

Огромное значение в греческой культуре играла архитектура. На территории античной Греции располагались сооружения, называемые чудесами света: Маяк в Фаросе, Колосс Родосский, Храм Артемиды в Эфесе. Гробница царя Атрея была принята Шлиманом при раскопках за центр Трои. Наиболее значимым памятником греческой архитектуры является Акрополь. Он включает в себя ряд храмов: Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос и главный храм Афин -Парфенон. Парфенон сооружен архитекторами Иктином и Калликратом из белого мрамора, с богатым скульптурным оформлением, выполненным Фидием.

В Парфеноне находились две великолепные статуи скульптора Фидия: «Зевс» и «Афина». Обнаженные части статуи были выполнены из слоновой кости, одежда и украшения - из золота. Хрестоматийным изображением спортсмена и в наше время является известная статуя Мирона «Дискобол». В поздний период скульптор Пракситель в изображения идеальных форм богов стал вводить человеческие эмоции.

Греческое искусство рассматривается как эталон, как точка отсчета, как символ совершенства. Многие черты греческой культуры перешли в культуру Римской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: