Слово шрифт (schrift) — немецкого происхождения и в переводе означает «письмо», «начертание букв». Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт необходим для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.
История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Рисунок знаков претерпел огромные изменения, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:
– пиктографическое;
– идеографическое;
– слоговое;
– буквенно-звуковое.
К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма.
В эпоху образования государств и развития торговли в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое — при помощи идеограмм. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями (рис. 1.1): птица, зверь и т. д. Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма много веков существовали у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее. Стремление к упрощению начертания знаков и к ускорению процесса писания привело к тому, что иероглиф в египетском письме стал употребляться для обозначения не слова и даже не слога, а только отдельного звука. Поэтому принято считать египетское иероглифическое письмо родоначальником буквенных алфавитов. Упрощенное начертание иероглифических знаков получило название иератического, или жреческого, письма. Это письмо использовалось только для светских книг и в личной переписке, а религиозные книги по-прежнему писались иероглифами. Из иератического письма в дальнейшем выработалась скоропись, или так называемое демотическоеписьмо.
В Средней Азии получило распространение клинописноеидеографическоеписьмо. Наибольшей известностью пользуется месопотамская клинопись. Начало ей положили древнейшие обитатели Месопотамии (Двуречья) — шумеры. Их письмо было частично пиктографическим и частично напоминающим древнеегипетскую иероглифику. Шумерийская письменность была заимствована вавилонянами, образовавшими в Месопотамии свое государство. Вавилоняне, как и шумерийцы, писали трехгранной палочкой, оставляющей на глиняной доске клинообразные знаки. Отсюда такое письмо впоследствии стало называться клинописью.
Буквенно-звуковое письмо появилось во 2 тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. Буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв. Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI в. до н. э. Древние греки заимствовали алфавит у финикийцев, сохранив в нем ту же последовательность букв, семитическое наименование знаков с небольшими изменениями и семитическое направление письма. К IV в. до н. э. сформировалось письмо слева направо. Шрифт у древних греков был капитальный (большой) и использовался преимущественно в надписях на памятниках и архитектурных сооружениях. Капитальный шрифт греческих надписей VII–V вв. до н. э. отличается простотой, четкостью построения и ясностью форм. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник (рис. 1.2). Предполагается, что от греческого алфавита произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным.
Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis — главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только прописные, не существовало также межсловных пробелов, высота букв в одной строке могла быть различной. Греческий капитальный шрифт совершенствовался и получил окончательную завершенность в римскоммаюскуле — шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне. Образцом такого шрифта служит надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Трояна (около 114 г. н. э., рис. 1.3). Техника работы на камне определяла стилевые особенности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции. Римляне использовали его также и для рукописного письма. Но он обладал целым рядом недостатков: буквы больше вычерчивались, чем писались, геометрическая точность форм затрудняла написание текста. Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном положении, благодаря чему вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные — жирными (рис. 1.4).
Наряду с рустикой существовал шрифтквадрата, который имеет сходство с капитальным шрифтом, а форма некоторых букв хорошо вписывается в квадрат. Для более быстрого написания текста появился шрифт курсив (в переводе с латинского — наклонный). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а, следовательно, удобочитаемость.
Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы (рис. 1.5). Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.
В VII–IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе с латинского — маленький. Минускул широко применяется в Западной Европе. Он сделал строку более экономичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латинского письма.
К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингскомписьме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов (рис. 1.6). К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.
В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.
В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическоеписьмо или ротонда (итал. rotondo — круглый, округлый, рис. 1.7). В его буквах все еще есть закругления, они размашисты и стремительны. Кругло-готическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и выделилось как промежуточная форма между готикой и антиквой. Круглоготическое письмо считается одним из лучших стилей письма Западной Европы. Оно преобладало в XV в.
Из позднейших видов готического письма следует отметить швабскоеписьмо (рис. 1.8). Оно широкое и достаточно удобочитаемо. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер. В XIV в. в Италии и Франции появляются образцы гуманистического письма. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорцию букв.