В настоящее время поощрение «становится все более значимым инструментом по созданию благоприятного правового режима для развития положительной социальной значимости личности»[1]. Трудовое законодательство предоставляет работодателю широчайшие права в принятии решений о поощрении работников, что является «дополнительным средством воздействия на их позитивное поведение»[2].
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности. Ст. 191 ТК РФ предусмотрены следующие виды поощрений– объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучший по профессии.
За особые трудовые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам. Порядок награждения регулируется Положением о государственных наградах РФ. Государственными наградами РФ являются:
- звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;
- почетные звания Российской Федерации.
Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Они возбуждаются также органами местного самоуправления
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Кроме того, важно помнить, что все поощрения заносятся в трудовую книжку на основании приказа руководителя.
В регулировании порядка применения различных мер поощрения огромное значение имеют коллективные договоры, а также локальные нормативные акты, принимаемые работодателем. Анализируя различные коллективные договоры, локальные нормативные акты можно отметить, что применение поощрений в различных экономических сферах (транспорт, производственная деятельность и т.п.) осуществляется дифференцировано с учетом таких оснований, как стаж работы в определенной отрасли, высокие результаты труда, характер выполняемой работы (например, связанные с обслуживанием источника повышенной опасности; осуществляющие контроль за безопасностью движения и т.п.), возраст и другие, что говорит об углублении отраслевой и внутриотраслевой дифференциации правового регулирования труда.