По физическому воспитанию детей с ЗПР и условия их реализации

Цель и задачи коррекционно-педагогической работы

Тема: Физическое воспитание дошкольников с ЗПР

Особенности развития двигательной сферы детей с ЗПР. В двигательной сфере у детей с ЗПР не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Производимые движения могут носить быстрый, порывистый, суетливый характер либо отличаются медлительностью и неуклюжестью. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, что тормозит формирование графомоторных навыков. Это является результатом общей незрелости мозговых структур в целом. Дошкольники не знают названия частей тела, левую и правую стороны, плохо ориентируются в пространстве. Они не могут найти свое место в строю, не понимают строевые команды, игровые правила, инструкции. У воспитанников с ЗПР могут наблюдаться вялая, шаркающая походка, повышенный тонус мускулатуры, неловкость движений, несимметричное размахивание рук. У них наблюдаются непроизвольные содружественные движения, поверхностное дыхание. Врачи регистрируют дефицит веса или избыточную упитанность, отставание в росте, неправильную осанку, плоскостопие, ослабленность организма, отклонения в сердечно-сосудистой системе, хронические заболевания дыхательной и желудочно-кишечной систем, нарушения обменных процессов, энурез. Воспитанники быстро утомляются, являются малоактивными, боязливыми. По мере созревания мозга и при соответствующей тренировке моторная неловкость преодолевается. В результате дети с ЗПР могут выработать нормальный двигательный стереотип.

Цель Воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически развитого ребенка.
Задачи Оздоровительные Формирование правильной осанки, развитие гармонического телосложения, сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, регулирование роста и массы костей, мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов, координации движений, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям, развитие подвижности грудной клетки, механизмов терморегуляции, нервных процессов, увеличение жизненной емкости легких, совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные Формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств, двигательных способностей, овладение знаниями о физических упражнениях, их структуре и оздоровительном воздействии на организм, способах и правилах пользования снарядами, пособиями, осознание своих двигательных действий, формирование умений управлять своим телом, развитие психических процессов.
Воспитательные Формирование потребности в ежедневных физических упражнениях, умений рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности, самостоятельности, творчества, инициативности, стремления к взаимопомощи, воспитание гигиенических навыков, привычки к самообслуживанию, положительных черт характера, нравственных основ личности, волевых качеств, привитие эстетического отношения к физическим упражнениям.
Коррекционные Коррекция неправильных установок опорно-двигательного аппарата, нормализация мышечного тонуса, преодоление слабости отдельных мышц, улучшение подвижности в суставах, улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений, формирование вестибулярных реакций, преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, преодоление недостатков в развитии высших психических функций.
Условия 1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, полноценного физического развития детей (наличие соответствующей мебели и спортивного оборудования, достаточного освещения, соблюдение воздушного режима, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий, обеспечение полноценного питания, проведение закаливающих процедур и т.д.). 2. Осуществление медицинского контроля и профилактики заболеваемости (организация и проведение диспансеризации, профилактического осмотра, текущего медицинского контроля и профилактики заболеваемости, оздоровительных мероприятий и процедур). 3. Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс (предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима, использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, формирование представлений о здоровом образе жизни). 4. Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка (методическое обеспечение педагогического процесса соответствующей литературой и пособиями, организация методических мероприятий для педагогов). 5. Организация специальной работы по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей (организация занятий по физической культуре, ритмике, использование в свободной деятельности и в режимных моментах игр, физических упражнений, организация спортивных досугов и праздников с привлечением родителей).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: