История развития мобильного телефона

В первые в обществе человек, разговаривающий по мобильному телефону, был встречен в 1973 году. Тогда Купер, который являлся главой отдела мобильной связи компании Motorola, на глазах у изумленных прохожих прямо на Манхеттене достал свой первый сотовый телефон и сделал звонок. Тогда сотовая связь была еще чисто внутренним делом, у простых граждан первые телефоны появятся лишь через десять лет, а широкое развитие и превращение мобильного телефона в повседневный предмет произойдет еще позже. Первый мобильный телефон, предназначенный для широкой публики, был выпущен в 1983 году. Это был телефон производства компании Motorola. Первая модель носила название DynaTAC 8000X, которая по сути была результатом пятнадцатилетнего труда, и вложений в сумме ста миллионов долларов. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. Телефон был первым сертифицирован для коммерческого использования Федеральной комиссией по связи США. В розницу новинка стоила баснословные деньги - $3.995. Однако, по словам представителей Motorola, даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку DynaTAC 8000X записывались тысячи американцев. Предистория Идея сотовой телефонной связи появилась у компании AT&T Bell Labs еще в 1946 году. Тогда эта фирма создала первый в мире радиотелефонный сервис: это был гибрид телефона и радиопередатчика - с помощью радиостанции, установленной в машине, можно было передать сигнал на АТС и совершить обычный телефонный звонок. Звонок на радиотелефон совершался значительно более сложным путем: абоненту необходимо было позвонить на телефонную станцию и сообщить номер телефона, установленного в машине. Говорить одновременно было невозможно: связь происходила как в обычных радиостанциях того времени - для того чтобы говорить, надо было нажать кнопку и отпустить ее, чтобы услышать ответное сообщение. Возможности радиотелефонов были ограничены: мешали помехи и небольшой радиус действия радиостанции. AT&T, предлагавшая американцам аренду автомобильных радиостанций, решила и сотовую телефонию развивать в том же стиле. Устройство весом около 12 кг размещалось в багажнике машины, пульт управления и трубку выносили в салон, а ради антенны приходилось продырявить крышу машины. Зато это устройство работало, и его владельцам не приходилось таскать тяжести в руках. До начала 1960-х годов многие компании отказывались проводить исследования в области создания сотовой связи, поскольку приходили к выводу, что, в принципе, невозможно создать компактный сотовый телефонный аппарат. Их также останавливал опыт AT&T, которая в 1947 году создала систему "дорожного сервиса" - она предлагала радиотелефоны бизнесменам и водителям, постоянно совершавшим поездки между Нью-Йорком и Бостоном. После пяти лет работы этот сервис закрылся из-за недостатка клиентов. Сети радиотелефонов были созданы в ряде городов США, но в большинстве случаев они не достигали заметного коммерческого успеха. Около десяти лет AT&T Bell Labs и Motorola вели исследования параллельно. Motorola сумела быстрее добиться успеха и победила. На разработку первой модели сотового телефона она затратила 15 лет и огромную сумму - $100 млн. В апреле 1973 года инженер Мартин Купер, сотрудник компании Motorola, позвонил с нью-йоркской улицы в офис компании AT&T Bell Labs и попросил к телефону главу исследовательского отдела Джоэля Энгеля. Купер держал в руках первый образец действующего мобильного телефона и стоял вблизи первой сотовой антенны, установленной на одном из нью-йоркских небоскребов. После этого Купер отправился на пресс-конференцию, организованную Motorola, чтобы сообщить о достигнутом успехе журналистам. Это был первый звонок, совершенный с сотового телефона и он, фактически, стал началом новой эпохи в области телекоммуникаций. Правда на портативное устройство это моторолловское детище было мало похоже. Как вспоминает Мартин Купер, тот исторический звонок он совершил с помощью телефона, похожего на кирпич. Высота 25 см, толщина и ширина около 5 см. Первая в мире "мобила" весила около килограмма - Купер утверждает, что постоянное ношение ее в руках сильно укрепило его мышцы. Техника была явно недоработана. Но ее создателям надо было торопиться. Федеральная комиссия по связи США уже рассматривала проекты постановлений, регулирующих зарождающуюся сотовую телефонию. На повестке дня стоял вопрос о выделении частот, завязалась дискуссия о допустимых мощностях. Руководители Motorola очень боялись, что все будет сделано под нужды AT&T. Им надо было показать, что "пешеходная" сотовая телефония уже существует, что они тоже игроки на рынке. Итак, повторимся. 3 апреля 1973 г., гуляя по улицам Манхеттена, Мартин Купер сделал несколько звонков. Как вы думаете, кому он позвонил в первую очередь? Конечно же, конкурентам. "Это был один парень из AT&T, продвигавший телефоны для автомобилей, - рассказывает Купер. - Его звали Джоел Эйнджел. Я позвонил ему, и рассказал, что звоню с улицы, с настоящего "ручного" сотового телефона. Я не помню, что он ответил. Но вы знаете, я слышал, как скрипят его зубы". "Хорошо ли было слышно?" - поинтересовался корреспондент. "Просто замечательно, - ответил первооткрыватель. -- У нас была одна базовая станция и один мобильных телефон, так что слышимость была отличной. Это сейчас операторы пытаются засунуть огромное количество разговоров в один частотный канал. Естественно, это сказывается на качестве". После беседы с конкурентами из AT&T Купер начал звонить корреспондентам. "Я сделал много звонков. Помню, как я пересекал улицу, беседуя с репотером радио Нью-Йорка.- Одна из самых рискованных вещей, что я делал в жизни". В общем - типичная PR акция. Задача была выполнена, общественное мнение и профильное ведомство взбудоражили. У AT&T отобрали кусочек монополии. А первый коммерческий сотовый телефон появился на рынке только через десять лет, 6 марта 1983 г. Вероятно, ни одна другая современная технология так долго не пробивалась к потребителю. С момента создания новой технологии связи и до момента получения разрешения на ее коммерческое использование прошло 37 лет. Motorola первой начала массовый выпуск мобильных телефонов и на долгое время стала законодателем мод в мире беспроводной телефонной связи. Успех сотовых телефонов был ошеломляющим. Телефонные компании не могли предоставить телефоны всем желающим, потому что их возможности были ограничены недостаточным количеством частот, мощностями АТС и недостаточным количеством сотовых передатчиков. К примеру, компания Bell System, создавшая свою модель сотового телефона на полгода позже Motorola, в 1978 году в Нью-Йорке имела 545 клиентов, а еще 3.7 тыс. стояли в очереди на покупку. В масштабах США в очереди на покупку стояли 20 тыс. клиентов Bell System, им было сообщено, что период ожидания может занять 5-10 лет. Однако уже в 1983 году в мире насчитывался 1 млн. абонентов, в 1990 году - 11 млн. Распространение сотовых технологий сделало этот сервис все более дешевым, качественным и доступным. В результате, по данным Международного Телекоммуникационного Союза International Telecommunication Union, в 1995 году в мире насчитывалось уже 90.7 млн. владельцев сотовых телефонов, за последующие шесть лет их число выросло более, чем в 10 раз - до 956.4 млн. По состоянию на сентябрь 2003 года, в мире насчитывалось 1.29 млрд. пользователей "трубок". Предполагается, что к 2007 году их количество увеличится почти вдвое и превысит 2.15 млрд.

«В 6 часов вечера после войны» – известный фильм Ивана Пырьева, снятый еще до окончания Великой Отечественной войны, в котором играли молодые и красивые Марина Ладынина и Евгений Самойлов. Они мечтали о встрече после победы, и им повезло, но пока наш рассказ не о них. И да простят нас мобильные связисты – и не о них пока тоже.
Мы «ведем свой репортаж» из виртуального музея телекоммуникаций, где вспоминаем, как по нескольку раз рождались известные нам средства фиксированной и мобильной связи.
Оптический телеграф, который состоял из шеста и трех подвижных перекладин, устанавливаемых на крыше спецдомика, впервые был предложен Клодом Шаппом лидерам Французской республики в 1789 г. Однако, в отличие от гильотины, он как вещь «крайне несерьезная», не пригодился для воцарения свободы, равенства и братства на Земле. Зато чуть позже в первой телеграфной линии Париж–Лилль протяженностью около 30 миль сообщение уже передавалось «всего» за 45 минут. В 1850 г. в Российской империи действовала сеть телеграфной связи Санкт-Петербург – Варшава из 220 башен с оптическим телеграфом Клода Шаппа (вот было бы интересно поуправлять телеграфными перекладинами по Интернету). Первый электрический телеграф по заказу австрийской армии создал было член Мюнхенской академии наук Томас Зоммеринг, но неудачно – изобретение, классифицированное как игрушка, было отвергнуто. Да еще ученые мужи Французской академии наук сделали вывод о том, что оптический телеграф Шаппа никогда не удастся превзойти. Его, собственно, и не надо было превосходить (хотя очень многие пытались), потому что используемая в нем технология передачи данных и так уже была «выжата» на все 100%.
В 1832 г. Павел Львович Шиллинг создал первый практически пригодный комплекс устройств для электрической телеграфной связи (передачи данных) и предложил его российскому Министерству путей сообщения. Однако, попав в руки чиновников, телеграфная сеть МПС–Зимний дворец вскоре вышла из строя и была забыта. В 1837 г. Самуэл Финли Бриз Морзе, который ничего не знал ни о Шиллинге, ни о его продолжателях в лице Кука, Уитстона и пр., изобрел вместе с Альфредом Вайлом «настоящий» электрический телеграф, и 4 сентября в нью-йоркском университете они передали по нему слова «успешный опыт с телеграфом сентября 4 1837» (по другим источникам это было – «чудны дела твои, Господи!»). И получили в ответ насмешки профессуры и студентов, ибо первая полученная телеграмма представляла собой в основном каракули. Но потом стало не до смеха, и уже в 1858 г. был проложен первый трансатлантический кабель (хотя и проработал лишь месяц).
В 1860 г. немецкий учитель Филипп Рейс с помощью пробки, спицы, сломанной скрипки и гальванического элемента изобрел известный ныне аппарат и назвал его телефоном. 26 октября 1861 г. изобретение было представлено комиссии Физического общества г. Франкфурт, ий вердикт: «хорошая игрушка для детей». Позднее цепь невероятных случайностей забросила одну из этих «игрушек» в Эдинбург, где Александр Грэхем Белл попытался использовать ее для помощи глухим детям, а потом запатентовал в 1876 г. более совершенное устройство. Первыми переданными по проводам словами были: «Мистер Уотсон, зайдите! Вы мне нужны».
Филипп Рейс умер молодым и неизвестным широкой публике, однако в 1885 г. ему поставят памятник на родине, а сам генеральный директор почты США пришлет по этому поводу телеграмму следующего содержания: «В чести, которую мир не оказал Филиппу Рейсу при его жизни, он не откажет ему теперь, когда его уже нет среди нас, ибо его великий дух жив и движет мир». Первая АТС была создана в США уже в 1900 г.
В 1895 г. Александр Степанович Попов создал «грозоотметчик» – первый радиоприемник, затем и радиопередатчик, однако пока Морское ведомство России «секретило» эти изобретения, Гульельмо Маркони в 1896 г. получил патент на радиосвязь. В 1901 г. Г.Маркони осуществил трансатлантическую передачу радиосигналов, а в 1912 г. сотрудник компании Marconi Давид Абрамович Сарнов якобы принял сигналы SOS с «Титаника». Так начиналась мобильная передача данных, к которой позднее присоединилась и голосовая связь.
В 1880 г. Джордж Кэрри предложил проект передачи и приема изображения с помощью набора селеновых пластинок (сегодня их назвали бы чипами), однако «игрушка» оказалась дороговата и о ней вскоре забыли. Впоследствии мир связистов еще неоднократно убедится в том, что «все новое – это хорошо забытое старое». В 1923 г. Владимир Кузьмич Зворыкин продемонстрировал Westinghouse Electric работу электронного телевидения, но новинка не вызвала интереса у специалистов. В 1926 г. Джон Бэйрд продемонстрировал электромеханическое телевидение и даже назвал это «телевизором», на что богатые инвесторы посмеялись и посоветовали сначала показать им на игрушечном экране хотя бы доллар. Д. Бэйрд быстро доработал свое изобретение и выполнил их пожелание, однако проект уже исчерпал свой технологический ресурс, подобно тому, как это случилось с оптическим телеграфом К. Шаппа. В 1928 г. Бэйрд продемонстрировал даже электромеханическое цветное телевидение, предвосхитив эру последнего на несколько десятилетий, но не более того – ведь уже наступала эра электронного ТВ.
В 1927 г. Файло Тэйлор Фарнсуорт создал передающую электронно-лучевую трубку («анализатор изображения») и был зарегистрирован Федеральной комиссией по связи США (FCC) как изобретатель телевидения. Однако в дальнейшем он не выдержал конкуренции с RCA (Radio Corporation of America), возглавляемой Д. Сарновым, который в лице В. К. Зворыкина отдал предпочтение электронной передаче изображения перед механической. Этот чрезвычайно успешный тандем выходцев из России спровоцировал настоящую телевизионную лихорадку в США. В 1931 г. В.Зворыкин создал свою передающую электронную трубку, положившую начало развитию электронных телесвела пробные телепередачи в Нью-Йорке. Д. Сарнов предсказал тогда, что в течение 5 лет телевидение станет такой же неотъемлемой частью жизни американцев, как радио. В 1936 г. RCA развернула пробные передачи из здания Empire State Building в Нью-Йорке. В 1936 г. BBC начала регулярное телевещание в Великобритании, а в 1939 г. NBC (National Broadcasting Company), принадлежавшая RCA и возглавляемая опять же Д. Сарновым, начала регулярные телепередачи в США. В 1948 г. телевидение «ушло» в кабель – Эд Парсонс предложил Cox Cable Communications (США) технологию распределения ТВ-сигнала по кабельным сетям. Кстати, В. К. Зворыкин до конца жизни так и не полюбил ТВ-контент из-за его бесцеремонности, безвкусицы, жестокости и пр.
Больше над средствами связи никто не смеялся, все лишь следили за тем, как оживали недавние фантастические идеи. В 1961 г. Леонард Клейнрок разработал теорию передачи данных с помощью коммутации пакетов, и в 1969 г. родилась «сеть сетей» – Интернет, реализовав единое информационное пространство.
В 1962 г. был запущен на орбиту первый спутник связи Telstar-I, созданный в Bell Laboratories. Интересно, что идею спутниковой связи предложил в 1945 г. известный писатель-фантаст Артур Кларк, а ее концепцию – в 1954 г. Джон Пирс, директор по исследованиям Bell Laboratories и одновременно писатель-любитель, также работавший в области научной фантастики.
В 1947 г. Bell Laboratories предложила создать мобильный телефон. Пределом самых смелых надежд был 30–40-килограммовый аппарат, размещаемый в автомобиле. «Мобильники» постепенно «худели», но полноценными мобильными телефонами их назвать было трудно. Считается, что «настоящая» мобильная связь родилась в 1971 г., когда компания Bell System представила в FCC описание архитектуры системы радиотелефонной связи, которая впоследствии и стала называться сотовой. Но одного проекта мало, и как тут не упомянуть Мартина Купера, вице-президента компании Motorola, способствовавшего появлению портативного радиотелефона Motorola DynaTac весом в 1 кг. В 1973 г. Мартин Купер совершил с него первый звонок коллеге-конкуренту из Bell Laboratories: «Представь себе, Джоэл, что я звоню тебе с первого в мире сотового телефона. Он у меня в руках, а я иду по нью-йоркской улице». Официальный документ FCC 1971 г. содержал три основных принципа мобильной связи: повторное использование частот/кодов; обеспечение непрерывности связи при переходе из соты в соту (handover); местоопределение абонентского терминала. Система мобильной связи должна знать, где находится абонент, чтобы предоставить ему соединение с тем, кто прислал вызов. На этих принципах до сих пор строятся сегодня «мобильные» стандарты и системы, включая 3G. Интересно, что, несмотря на первенство американцев в идеологии построения сетей сотовой связи, первую подобную сеть развернули отнюдь не они и вовсе не в США. 1 сентября 1981 г. в Саудовской Аравии была запущена в коммерческую эксплуатацию сотовая сеть, функционироваинавском стандарте NMT-450 (Nordic Mobile Telephone), а ровно через месяц аналогичная сеть уже действовала в Стокгольме. И лишь в октябре 1983 г. сеть североамериканского стандарта AMPS (Advanced Mobile Phone System) заработала в Чикаго.
Так формировалась современная отрасль связи, и так в ХХ в. окончательно разошлись пути фиксированной и мобильной связи. Каждая из них рождалась по нескольку раз не только из-за параллельной работы нескольких независимых изобретателей, но и вследствие несерьезного отношения серьезных людей к подобным «игрушкам». И каждая из них формировалась по принципу «одна сеть – одна услуга». А что дальше?
В начале XXI в. всемирная клиентская база мобильной связи превысила (сегодня едва ли не в 1,5 раза) клиентскую базу фиксированной связи, и аналитики стали поговаривать о «закате» звезды «традиционных» операторов, ибо последние не выдерживают конкуренции. Но одновременно слышны разговоры и о процессе конвергенции фиксированной и мобильной связи, лидируют в котором якобы мобильные операторы. Сейчас никого не удивишь термином типа «мобильные видеоуслуги». Рискнем предположить, что в процессе формирования новой инфраструктуры по принципу «одна сеть – все услуги» упомянутые выше исторические аналогии еще не раз к нам вернутся.

Рубеж 3G
Согласно концепции развития мобильной связи Международного союза электросвязи (МСЭ), предусматривается последовательное внедрение систем на базе новых технологий. После 2G «пошли» 2,5G (GPRS, EDGE, cdma2000 1x), затем появились или должны появиться 3G (UMTS и cdma2000 3x). Этот этап имеет официальное название – IMT2000 и давно известен своими спорами вокруг сразу пяти отдельных стандартов, над гармонизацией которых «трудились» соответствующие международные группы 3GPP и 3GPP2. Однако результаты эксплуатации сетей 3G оказались не такими радужными, как представлялось десятилетие назад. Причиной тому стали не только «выброшенные» на лицензии деньги, очевидная дороговизна инфраструктуры, просчеты в маркетинге или отставание в терминальном оборудовании, но и весьма скромные возможности в части собственно мобильной связи, а именно скоростей передачи информации при быстром перемещении абонента. Согласитесь, вожделенные 384 кбит/с «на всех» в одной соте (на одном радиоканале) – пока далеко не тот показатель, чтобы предоставить любому абоненту любые услуги в любом месте. К тому же выяснилось, что транспортную часть новых сетей желательно перевести на IP, что также связано с новыми затратами, но зато позволит проще и быстрее внедрять новые услуги с помощью подсистемы IMS (IP Multimedia System/Subsystem), одобренной сразу и 3GPP, и 3GPP2.
Считается, что «первая в мире мобильная сеть третьего поколения» – CDMA2000 1X – была запущена в коммерческую эксплуатацию в Южной Корее в октябре 2000 г. Там же в 2002 г. начала работать сеть CDMA2000 1xEV-DO. Называя многомиллионные цифры, характеризующие количество абонентов 3G, следует их число работает в сетях cdma2000 (1x, EV-DO, EV-DV), которые, хотя и близки к системам 2,5G, могут превзойти результаты конкурирующих систем UMTS/WCDMA (которые обычно ассоциируются с понятием 3G) по скорости передачи информации. Но ведь абоненту-то всегда важнее сама по себе услуга, а не способ ее доставки. Поэтому крупнейшие производители объединили усилия для создания нового поколения стандарта связи – Super 3G, который по скорости передачи данных в 10 раз превосходит сети 3G. В материалах МСЭ рассматривается еще более перспективное направление, связанное с освоением технологий ультраширокополосной передачи UWB (до 100 Мбит/с). Официально, все, что будет следовать за стандартами 3G (IMT2000), имеет весьма расплывчатое название – IMT2000 and Beyond. Понятие 3G стало определенным рубежом в развитии средств мобильной связи. После них должны появиться 3,5G (HSDPA – High Speed Downlink Packet Access поверх WCDMA или поверх еще чего-нибудь), затем 4G (как интеграция с беспроводными LAN – Wi-Fi, WiMAX, UWB и пр.). Возможно, все это будет развиваться в направлении мобильных WLAN (IEEE 802.16e) и 5G. А там посмотрим, какие новые системы «G» еще создать. Этак лет через десять будем спорить, как лучше переходить от 7G к 8G.
В процессе развития, безусловно, должна обеспечиваться преемственность технологий, следовательно, четкой грани перехода от одного поколения к другому не будет. Ожидается, в частности, что многие системы будут применять технологию MIMO (Multiple Input Multiple Output), в условиях многолучевого распространения радиосигнала позволяющую получить преимущество в отношении сигнал/шум 4...6 дБ. Помимо MIMO будущее систем мобильной связи связывают с широким использованием технологии OFDM (Orthogonal Frequency Division Multiplexing). Ее основной принцип заключается в том, что радиосигнал расщепляется на множество меньших подсигналов, которые одновременно передаются на разных частотах, а потом снова собираются вместе. Достигаемое при этом преимущество – значительное сокращение перекрестных помех – уже широко используется системами WLAN.
Несомненно, новые технологии будут дополнять друг друга и развиваться в рамках единой интегрированной сети подвижной и фиксированной связи.

Зафиксируем результат

А что же операторы фиксированной связи? Сервис-провайдеры Интернета и «новые» операторы уже не раз грозили им преждевременной кончиной. Разумеется, IP-инфраструктура экономически эффективна в части передачи самых разных услуг связи, однако обеспечение ее качественной работы для целой армии пользователей оказалось под силу лишь операторам крупных фиксированных сетей. Они же полностью использовали преимущества IP-телефонии, от которой в свое время ждали самого серьезного удара по «традиционным операторам». В отличие от мобильной связи, «фиксированные» коллеги не стали «считать» поколения, поэтому сразу появилось понятие «поколение Next» – NGN. Новые сети базируются на IP-инфуют парадигму мультисервисной многосвязанности «каждого с каждым». Одновременно терминальное оборудование становится более интеллектуальным, вбирая в себя интеллект, заключенный ранее исключительно в узлах коммутации. А сеть становится более управляемой.
Следует отметить разнообразие подходов операторов фиксированной связи к решению проблемы «последней мили». Это не только известные проводные или кабельные решения, но и постоянно расширяющийся набор средств беспроводного широкополосного доступа (BWA), среди которых нетрудно заметить те же Wi-Fi, WiMAX, UWB, Bluetooth и пр., что намечены к слиянию с сетями мобильной связи следующих поколений.
Мобильные сети, помимо известных проблем с «широкополосным» радиоинтерфейсом, уже столкнулись с необходимостью перехода своей базовой сети на IP-инфраструктуру и применения программных коммутаторов (Softswitch), дабы исключить неэффективное сочетание используемых систем с коммутацией каналов и пакетов.
На долгое время термин «мобильность», означавший свободу передвижения, был «узурпирован» сотовой связью и относился вначале преимущественно к передаче голоса. Причем вызов мог быть не только исходящим, но и входящим, что технически, конечно же, гораздо сложнее, но суть не в этом. Просто технологии передачи голоса постепенно перестали быть первичными при создании сетей связи, а сама идея мобильности перешла на другой уровень.
Однако именно голосовая связь остается самым эффективным способом передачи информации пользователями, поэтому мобильные сети 2G «умрут» еще не скоро. В частности, благодаря более экономичному охвату обслуживаемой зоны они имеют потенциально больший радиус соты, чем сети 3G и «за 3G».
Сегодня много говорится о грядущем внедрении HSDPA в качестве радиоинтерфейса UMTS, что позволит передавать данные от базовой станции на мобильный терминал со скоростью до 14,4 Мбит/с. Много внимания было уделено этому на очередном GSM World Congress в Каннах. Однако есть нюансы – для этого абонентский терминал не должен находиться в движении (что, кстати, относится и к передаче на сотовые телефоны сигналов телевидения). А вот на скорости 60 км/ч получается порядка 800 кбит/с, причем на всех, кто работает в соте. Больше, конечно, чем в WCDMA, но ведь еще придется менять сетевое оборудование. Пока меняем – UWB подоспеет, а там и мобильный WiMAX (IEEE 802.16e) появится. В перспективе системы мобильной связи будут использовать все новые и новые диапазоны радиочастот, требуя все более многомодовых интеллектуальных терминалов.
Кстати, термин «мобильность» в наши дни означает отнюдь не только свободу передвижения, но и дополнительные «степени свободы», а именно многочисленные дополнительные функциональные возможности. В частности, сегодня мы уже говорим о «мобильном номере», не зависящем от конкретного оператора. Искушенный пользователь работает везде, где находится в настоящий момент, т. е. ему необходим «персональный мобильный офис» – «все свое ношу с собо каким-то образом интегрировать органайзер, телефон и записную книжку. И персональный компьютер. В то же время колоссальной массе пользователей вполне достаточно простой голосовой связи по относительно невысокой цене, и они пока не нуждаются в услугах 3G. Определенную мобильность, кстати, обеспечивает и Интернет.
Кроме того, вопреки «концепции мобильной связи», с момента появления более-менее компактных ПК компьютерная индустрия стала называть мобильными все устройства, позволяющие пользователям относительно комфортно перемещаться. Причем масштаб этого перемещения в отличие от сетей сотовой связи (с учетом функций handover, местоопределения и пр.) не оговаривался. Такой подход оказался логичным, ибо сети стали подстраиваться под возможности ПК, поскольку это нужно пользователю. Да и сам ПК с успехом играет роль интеллектуального терминала.
Прошли те времена, когда оператор сети диктовал свои правила, – сегодня услуги заказывает абонент. Армии операторов остается затаив дыхание следить за изменениями его запросов – а вдруг это будет вожделенное «убойное приложение»?

Ну, за встречу...

Операторы фиксированной связи обратили-таки свой взор в сторону конвергенции хотя бы потому, что их дальнейшие успехи могли продолжаться лишь при условии наращивания услуг, а самые востребованные услуги (вместе с самой высокой динамикой доходов) оказались у мобильных операторов. Конечно, доходы мобильных операторов поступают и операторам фиксированной связи, ибо часть инфраструктуры мобильных сетей попросту арендуется, но хочется-то большего. К примеру, в текущем году «Уралсвязьинформ» планирует ввести пакетную продажу услуг «Фиксированная связь + мобильная связь». Как сообщается, к этому маркетинговому ходу оператора подтолкнуло стремление увеличить количество как мобильных, так и фиксированных абонентов. Процесс, как говорится, пошел...
А теперь рассмотрим составные части любой сети мобильной связи. Прежде всего, это весьма обширная сеть фиксированной связи (из кабелей, проводов, РРЛ, коммутаторов, маршрутизаторов, концентраторов, контроллеров и пр.), увенчанная беспроводной сетью доступа на «последней миле». Устройство данной «сети фиксированной связи с функцией мобильности» таково, что в ней программно-аппаратным образом решены задачи реализации передачи управления при перемещении абонента из одной соты в другую (handover) и др. И только этим мобильная сеть отличается от сети фиксированной связи, также имеющей в своем составе беспроводные средства доступа.
А что происходит в процессе развития современных систем беспроводной связи (в том числе и мобильных) с «последней милей»? Благодаря росту скоростей передачи информации она стремительно «укорачивается», постоянно требуя увеличения количества базовых станций и, соответственно, все более мощной сопутствующей инфраструктуры фиксированной связи. В частности, переход к 3G (и далее) означает переход на более высокие диапазоны частот. Дальность свяисло базовых станций многократно увеличивается, что влечет за собой рост количества соединительных линий и контроллеров. Кроме того, с повышением рабочих частот и уменьшением радиуса соты существенно увеличивается доля ресурса пропускной способности, необходимой для поддержки работоспособности сети. Сотовая сеть все больше работает «сама на себя» (и на производителей оборудования), стараясь выполнить упомянутые выше основные функции, заложенные в нее еще в 1971 г. Выход из этой экономически невыгодной ситуации специалисты видят в смене принципов организации мобильной связи, предлагая передать часть функций (к примеру, местоопределение) интеллектуальному мобильному терминалу, совмещенному с приемником системы глобального позиционирования (GPS).
Нетрудно заметить, что, к примеру, начиная с 3G (и это действительно рубеж) мобильные сети стали делиться на высокомобильную часть с относительно невысокими скоростями передачи информации (384 кбит/с) и низкомобильную, состоящую из своего рода хот-спотов со скоростями до 2 Мбит/с (сети доступа становятся все «короче»). Тем временем компании-производители постоянно «подбрасывают» мобильным операторам новые беспроводные решения: мол, у вас 3G – «тогда мы идем к вам». И этой «песне» не будет конца. В результате мобильная связь вынуждена «варить кашу из топора», заменяя постепенно оборудование GSM на WCDMA, потом на HSDPA – далее везде.
По сравнению с низкомобильной частью сети 3G возможности ее высокомобильного сектора выглядят все более «игрушечными». Но в таком случае мобильные сети мало чем отличаются от фиксированных сетей Wi-Fi и пр., где потенциальные скорости передачи гораздо выше (главным образом вследствие широкого спектра используемых технологий BWA), да и тот же handover вполне возможен и даже реализуется (просто высокомобильную связь им организовывать не разрешают). Например, интеллектуальные терминалы DECT уже десятилетие назад умели самостоятельно определять, с какой базовой станцией работать в данный момент, обеспечивая мобильность. Сегодня идет быстрое развитие сетей Wi-Fi, но там используются схожие алгоритмы. Тем не менее Wi-Fi – далеко не вершина развития систем беспроводного доступа (будут и более совершенные), а конвергенция сетей и услуг заставит реализовать в сетях фиксированной связи в «широких пределах» и handover, и роуминг, и соответствующий биллинг. Более того, рыночная ситуация и борьба за пользователя подталкивают их к более тесному сотрудничеству. В частности, операторы Wi-Fi давно поняли, что выжить и динамично развиваться они смогут лишь сообща, в результате чего в мире стремительно формируется среда общего пользования, состоящая из сотен тысяч хот-спотов. А ведь это лишь один из процессов.
Таким образом, мы постепенно подходим к тому, что два основных вида сетей трансформируются в одно и то же – сеть фиксированной связи, интегрирующую средства BWA и предоставляющую им различные степени мобильности. Поэтому не надо оваций – все известныильной связи следует отнести к особенностям текущего момента (просто люди хотят недорогой голосовой мобильной связи), а вот все будущие достижения отрасли инфокоммуникаций будут принадлежать фиксированной связи. Но уже конвергентной. Очевидно, пора перестать указывать номера будущих поколений мобильной связи – в памяти связистов останется только 3G, а все что будет 3G «and Beyond» – это уже интегрированная IP-сеть NGN, которую иногда называют Future Generation Network (FGN).
Будет ли процесс построения FGN простым? Как показывает история телекоммуникаций – вряд ли. Будут технологические нестыковки, будет непонимание рынка, будут споры о «праве на абонента» типа «чьи в лесу шишки?» Будут и скандалы, и промахи, и победы. Однако главный фактор «в пользу» конвергенции таков – в инфокоммуникационном сообществе постепенно формируется понимание, что нигде и никогда ни один оператор не будет в состоянии самостоятельно обеспечить любой пакет услуг связи любому пользователю (в том числе и мобильному). То есть победить-то на рынке можно, но сообща.
И что же мы увидим в результате этого развития в обозримом будущем?
Телекоммуникационная проблема рано или поздно будет в основном решена. К примеру, уже существуют проекты объединения континентов с помощью волоконно-оптических кабелей с DWDM и даже предоставления бесплатного broadband’а. Как говорят специалисты Bell Laboratories, все идет к тому, что на каждого из нас придется по оптической «лямбде» (сегодня достаточно сложно представить, чем все это можно заполнить). Когда подавляющее большинство интересующихся инфокоммуникациями граждан планеты получат по относительно невысокой цене вожделенный broadband (мобильный и не очень), причем многие услуги связи могут стать «практически бесплатными», то на чем, собственно, делать бизнес?
Конечно, на приложениях, на контенте (от голоса до видео и «чего угодно»), который будет доставляться поверх телекоммуникационной среды соответствующими контент-провайдерами. Вот они-то и будут конкурировать поверх среды FGN, именно у них будут разгораться страсти, и именно их будут стараться регулировать национальные администрации инфокоммуникаций. А операторы связи будут иметь с того свой процент – точно так же, как сегодня они платят владельцам телефонной канализации, где протянуты их кабели.
Да и отнюдь не в фильме Ивана Пырьева впервые были произнесены слова, вынесенные в заголовок нашей статьи, а гораздо раньше, в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».

Дмитрий ТИМОЩЕНКО,
исполнительный директор ООО «Информ-мобил»
Я думаю, что произойдут изменения не только в самих коммуникационных технологиях, но и в коммуникационных терминалах. Будущее за универсальными коммуникационными устройствами, которые смогут функционировать во многих диапазонах, независимо от спецификаций, и будут напоминать мини-КПК (или скорее микро-PC) с расширенными возможностями. То есть будет некая точкам, сказать сложно, но, несомненно, что краеугольным камнем будет IP-протокол или некая его эволюция. Что касается контента, то суть сервисов не изменится, ибо потребности человека все те же, но новые возможности VPN или таких технологий пиринговых сетей, как JXTA, могут придать существующим сервисам новый вид. А широкополосный доступ к единому коммуникационному пространству позволит развивать визуальные сервисы с широкими интерактивными возможностями. A. Введение B. Первые мобильные системы Цифровые беспроводные и сотовые технологии берут свое начало в 1940-х,когда началось коммерческое использование мобильной телефонной связи. Посравнению с бешеным темпом развития технологий сегодня, может показатьсястранным, что мобильная беспроводная связь не развилась дальше за последние60 лет. Где наши видеотелефоны в часах? Было множество причин этойзадержке, но наиболее важными были технология, настороженность и федеральное регулирование. Как катушка и вакуумная трубка сделали возможным раннюю телефонную сеть,революция беспроводных технологий началась только после того, как сталидоступны дешевые микропроцессоры и цифровые переключатели. The Bell System,производители лучшей проводной телефонной системы в мире, перешли кбеспроводным технологиям нерешительно и иногда с равнодушием. Чтобы нипроизвели AT&T, это должно было работать надежно с остальной частью ихсети, и это должно было иметь экономический смысл. Нечто немыслимое для нихс их ограниченным (из-за малого количества частот доступных в то время)числом клиентов. Доступность частоты в свою очередь управлялась ФедеральнойКомиссией Связи, чьи нормы и косность составили наиболее значимыепрепятствия развитию радиотелефонии, особенно с сотовым радио, задерживаяэту технологию в Америке возможно на 10 лет. Хотя в Европе и Японии, где правительства могли менее регулировать своигосударственные телефонные компании, мобильная беспроводная связь пришланикак не скорее, и в большинстве случаев позже, чем в Соединенные Штаты.Японские изготовители, хотя не первые работали с сотовым радио, снабдилипервый автомобиль связью, основав мобильные телефонные услуги. Их продуктысделали возможным первые четыре коммерческих сотовых телефонных систем,сначала в Бахрейне, затем в Токио, Осаке, и позже в Мексико-Сити. Выходя за пределы области этой статьи, радиотелеграфия предшествовалбеспроводному радиотелефону. Еще до 1900 Маркони и другиеэкспериментировали с первыми принципами радио. Суда были первымимобильными беспроводными платформами. В 1901 Маркони установил радио наборт парового грузовика Торнисрофт, таким образом произведя первую наземнуюмобильную связь. (Передающую данные, конечно, а не голос.) Артур К. Кларкговорит, что цилиндрическая антенна машины опускалась в горизонтальноеположение перед тем, как фургон начинал двигаться. Бессвязные эксперименты с радио продолжались в течение следующих двухдесятилетий. Надежных, голосовых коммерческих радио операции было немного.Военные, конечно, принимали участие, хотя не обязательно не с мобильнымисистемами, как этот короткий параграф из книги 1922 года демонстрирует:"Это было большой удачей для автора, участвовать в создании беспроводнойсвязи в 1908 и 1909, с передатчиком типа Телефункен, сделанным в Германии.Серия экспериментов проводилась для Американских Корпусов Связи, с тем,чтобы доказать целесообразность радиотелефонии для военных коммуникаций.Расстояние, которое нужно было связать, было около 18 миль, или авиалиниямежду Фортом Ханкок в Сенди Хук и Форт Вуд, Остров Бедлойс, около самойСтатуи Свободы, осматривающей Нью-йоркский залив. Высокие холмы островаСтейтен оказались на пути, затрудняя связь между двумя точками..." ОстинК.Лескарьора, Радио для всех. Около 1920 началось регулярное коммерческое радиовещание; эксперименты смобильной телефонной связью с машинами начались вскоре после этого, когдапредназначенный для этого диапазон был распределен для использования.Известно, что А.М. широковещательные станции могли прервать программу,чтобы описать проблему или криминальном происшествии, скажем, чтобысообщить об идущем ограблении банка. Если полиция следила с раннимиавтомобильными радио, тогда они должны были реагировать. В 1921Американские мобильные радио начали действовать на частоте 2 MHz, чуть вышесовременного A.M. радио частот. Главным образом закон принуждалиспользовать эти частоты. Первые радио системы вызывали, используя иногда.Азбуку Морзе, выехавшие полицейские автомобили, чтобы те позвонили в ихполицейский участок по проводному телефону. Полицейские и спасательныеслужбы стояли во главе нововведений мобильного радио, следовательно,немного думали о частном, индивидуальном использовании радиотелефона.Оборудование во всех случаях было экспериментальным, практические системыне создавались до 1940-х, и не было никакой взаимосвязи с наземнымителефонными системами. Имея вышесказанное, Bell Laboratories претендуют наизобретение первой версии мобильного, голосового радиотелефона в 1924 и яне вижу ничего, что бы противоречило этому, на самом деле, фото выше с ихсайта, несомненно, подтверждает это! В 1934 Конгресс Соединенных Штатов создал Федеральную Комиссию Связи.Дополнительно к регулированию наземного межштатного телефонного бизнеса,они также начали управлять диапазоном радио. Они решали, кто какие долженполучать частоты. Это дало приоритет спасательным службам, государственнымагентствам, общественным компаниям, и службам, которые как они полагали,помогали наибольшему числу людей. Такие радио пользователи, как такси иликомпании транспортировки аварийных машин требовали небольшой диапазон дляведения своего бизнеса. Радиотелефон, по сравнению, использовал большиеблоки частот, чтобы обслуживать всего несколько людей. ФКС не определялоникаких частных или индивидуальных радиотелефонных каналов до окончанияВторой Мировой Войны. 17го Июня, 1946 в Сент Луисе, Миссури, AT&T и Southwestern Bellпредоставили первые Американские коммерческие мобильные радиотелефонныеуслуги частным клиентам. Клиенты пользовались новым авто радиотелефоном слицензией предоставленной FCC компании Southwestern Bell. Они обслуживалисьв шести каналах в 150 MHz диапазоне с 60 kHz канальным расстоянием. Сильныечастотные интерференции, создававшие нечто похожее на перекрестный разговорпо наземному телефону, скоро принудили Белла использовать только триканала. За редким исключением в практике Bell System, подписчик мог купитьсвои собственные радио установки, а не оборудование AT&T. Упрощенная схема обслуживания радиотелефонов Беззоновая Система Диаграмма выше показывает центральный передатчик обслуживающий мобильныетелефоны на большой территории. Одна антенна обслуживает широкую область,например службу радио такси. Поскольку установленный на автомобилепередатчик не был таким же мощным, как и центральная антенна, то егоответный сигнал не всегда мог быть получен. Это означало, другими словами,что Вам требовались принимающие антенны распределенные на большойтерритории, чтобы перенаправлять радио поток обратно на узел,обрабатывающий вызов. Этот процесс сохранения линии связи, переходящей отодной зоны к другой был назван handoff. 1946, Служба мобильной телефонии Bell System -- Зонная Система M: мобильныйтелефон R: приемник.PSTN: Общественная автоматическая телефонная сеть. Как изображено выше, в больших городах Служба Мобильной Телефонии BellSystem использовала центральный передатчик, чтобы вызывать мобильныетелефоны и передавать нисходящий поток речи. Мобильные телефоны,основываясь на коэффициенте сигнала к шуму, выбирали ближайший приемник ипередавали на него сигнал. Другими словами, они получали сообщения на однойчастоте от центрального передатчика, а послали ближайшему приемнику надругой. Установленные на удаленных центральных офисах, эти приемники и антеннымогли также "устанавливаться в здания или монтироваться в погодоустойчивыебудки или купола". Они собирали поток и передавали его на самый большойтелефонный узел, где находились основное оборудование и операторы.Установленная высоко над штаб-квартирой Southwestern Bell на 1010 по Пайнстрит, расположенная в центре антенна мощностью в 250 ватт вызываламобильные телефоны и передавала радиотелефонный нисходящий поток, т.е.частоту от передатчика на мобильный телефон. Функционирование было неслишком простым, как описывает следующее: Текст выше сопровождал иллюстрацию в статье от 1946 в Bell LaboratoriesRecord, в которой впервые была описана система. Он дает хорошеепредставление, как работала система. 20-иваттные мобильные установки не передавали прямо на центральнуюбашню, а на один из пяти приемников, установленных по всему городу. Кактолько мобильное устройство подавало сигнал, открывались все пятьприемников. Мобильная Телефонная Служба или MTS собирала сигналы от одногоили более приемников в унифицированный сигнал, усиливая его и посылаяраспределительный пункт. Это сделало возможным роуминг (букв.бродяжничество) от одного городского района к другому. Как это работало? Представьте себе кого-то проходящего через дом с вдольряда телефонов со снятыми трубками. Вечеринка на другом конце линии будетслышать человека, перемещающегося из одной комнаты в другую, так как каждыйтелефон будет собирать часть звука. Это было самое простое использованиеhandoff, сохраняющее переходящий вызов, когда вызывающий переходил от однойзоны в городе к другой. Только одна сторона говорила за один раз со Службой Мобильной Телефонииили MTS. Вы нажимали кнопку телефона-трубки, чтобы поговорить, затемотпускали кнопку, чтобы слушать. (Это устраняло проблему эха, разрешениекоторой заняли годы, пока не была изобретена полнодуплексная связь.)Мобильное телефонное обслуживание не было симплексным, как описывают многиеавторы, а полудуплексным. Симплекс использует только одну частоту на какпередаче, так и приемнике. В MTS базовая частота станции и мобильнаячастота отличались на 5 kHz. Одной из причин, чтобы действовать так, быласекретность. Подслушивающие могли бы услышать только одну часть разговора.Подобно радио гражданского диапазона, вызывающий искал вручную неиспользующуюся частоту прежде, чем производить вызов. Но так как было всегонесколько каналов, это не было большой проблемой. Это указывает величайшуюпроблему для стандартной радиотелефонной связи: слишком мало каналов. Эта система предшествовала и была причиной многим разработкам сотовойсвязи, на самом деле, Bell Laboratories' Д.Х. Ринг сформулировал концепциюсотовой связи годом позже в декабре,1947 во внутреннем меморандуме,созданном Рингом с незаменимой помощью от В.Р. Янга. Янг позже вспомнил,что все элементы был известны уже тогда: сеть небольших географическихобластей названные сотами, передатчик низкой мощности в каждой, потокячейки, управляемый центральной АТС, частоты, многократно использующиесядругими ячейками и так далее. Янг утверждает, что с 1947 команды Белла"верили, что средства для управления и подключения к множеству небольшихячеек будут развиваться, когда они в них будет потребность. "Авторы в SRIInternational, в их многотомной истории сотовых телефонов, описывают тедалекие дни так: " самое раннее письменное описание концепции сотовой связипоявилось в 1947 Техническом меморандуме Bell Labs, созданном Д. H. Рингом.Технический меморандум подробно описал многократное использование частоты внебольших ячейках, которые оставались одним из ключевых элементовразработки сотовой связи с тех пор. Меморандум также описывал handoff,заявляя "Если используется более чем одна первичная частота, должныпредусматриваться средства для переключения автомобильного приемника ипередатчика на другие частоты. "Ринг не размышляет, как это могло быреализовываться, и, фактически, его внимание было сосредоточено на том,как могли быть наилучшим образом сэкономлены частоты в различныхтеоретических системных разработках". Здесь мы достигаем важной точки, та, которая иллюстрирует важнейшееразличие между стандартной мобильной телефонной связью и сотовой.Вспомните, как авторы описывали handoff, процесс, который Служба МобильнойТелефонии уже использовала. Не было большой проблемы в проведении handoffот одной зоны на другой, но иметь дело с handoffs в ячеистой системе, гдекаждая из частот была использована много раз, было нелегким. В ячеистойсистеме Вы должны не только передать вызов от зоны к зоне по ходу движениямобильного устройства, но Вам нужно также переключать частоту, на которуюоно настроено, поскольку частоты отличаются от ячейки к ячейке. Повторноеиспользование частоты - критический и уникальный элемент сотовой связи, неhandoff, поскольку стандартные радиотелефонные системы также используют их.Давайте обратимся снова к комментариям Янга, где он сообщает, что командаБелла верила, что сотовая связь будет развиваться, когда в ней будетнеобходимость. Основные патенты на стандартный мобильный телефон handoff -: СистемаСвязи с Контролем Перенесения Мощности, Генри Магунски, назначенныйMotorola, Inc. U.S. 2,734,131 (1956) и Автоматическая РадиотелефоннаяСистема Переключения, R.A. Чанней, назначенный Bell Telephone Laboratories,Inc. U.S. 3,355,556(1967) Подтверждая предсказание Bell Laboratories, возникала нужда в большемчисле мобильных телефонов. Росли списки очередей в каждом городе, гдемобильная телефонная услуга была введена. На 1976 только 545 клиентов в Нью-Йорк Сити имело мобильную связь Bell Systems, с 3,700 клиентами на листеожидания. По всей стране 44,000 подписчиков Белла имело мобильныеустройства AT&T, но 20,000 людей просидели от пяти до десяти лет вочередях. [Звучит знакомо – прим. пер.] Несмотря на эту невероятнуюпотребность, прошло 37лет от введения мобильного телефона до коммерческогоиспользования. Но всесильные руки FCC все также затормаживали развитиесотовой связи. До 1980s они так не сделали каналы достаточно доступными;только до 1978 Bell System, Независимые, и беспроводные ретрансляторыделили всего 54 канала по всей стране. Сравните с 666 каналами,требовавшимися первым системам AMPS для работы. Подведем итог. В мобильной телефонной связи канал - пара частот. Одначастота, чтобы передать и одна, чтобы получить. Это создает цепь или полныймаршрут связи. Звучит достаточно просто. Радиодиапазон, тем не менее, былвсе еще чрезвычайно сжат. В конце 1940-х было немного пространства нанижних частотах, которые использовались большей частью оборудования.Неэффективные радио вносили еще большее уплотнение, используя диапазончастот в 60 kHz, чтобы послать сигнал, который теперь может быть послан сдиапазоном в 10kHz или меньше. Но что бы Вы могли сделать со всего шестьюканалами, даже не смотря на технологии? Со стандартной мобильной телефоннойуслугой у вас были бы пользователи, воющие от ожидания открытой частоты. Выимели бы, вероятно, беспроводную линию, и возможно сорок подписчиков,дерущихся за каждый канал связи. Большинство мобильных телефонных систем немогли обслужить более чем 250 человек. Были и другие проблемы. Радиоволны в нижних частотах путешествуют большие расстояния, иногдасотни миль, когда они пропускаются через атмосферу. Передатчики высокомощности дали мобильным устройствам широкий рабочий диапазон, но добавилидилемму. Телефонные компании не могли многократно использовать ихдрагоценные несколько каналов в соседних городах, т.к. они создавали помехисвоим собственным системам. Им нужно было, по крайней мере, семьдесят пятьмиль между системами прежде, чем они могли бы использовать частоту снова.Пока FCC держала открытие большего числа каналов для беспроводныхтехнологий под замком, лучшая техника многократного использования частот,вероятно, помогла бы, хотя сомнительно с технологией того времени. В 1947AT&T запустили "службу хайвэй", предложение радиотелефонов, котороепредусматривало обслуживание между Нью-Йорком и Бостоном. Она работала вдиапазоне от 35 до 44 MHz, и иногда вызвали интерференции с другимислужбами. Даже AT&T признали систему неудачной. Том Кнейтел, K2AES, пишет вего Мелодии В Телефонных Звонках, 3 издание, 1996 вспоминает это время: "Сервис в те далекие дни был очень примитивным, клиенту присваивался киспользованию один специфический канал, и вызовы от мобильных устройствделались поднятием оператора голосом и названием вызываемого номера вслух.Мобильным устройствам были назначены отличные телефонные номера, основанныена кодированном обозначении канала на котором им разрешалось действовать.Устройство предназначенное действовать в канале 'ZL (33.66 Mhz базоваястанция) могло иметь номер ZL-2-2849. Мобильный номер YJ-3-5771 былоустройством предназначенным работать с каналом YJ (152.63 Mhz). Вся беседаозначала нажимание кнопки, чтобы говорить, и отпускание ее, чтобы слушать". Также в 1947 Bell System запросила большего числа частот у FCC. FCCраспределила некоторое количество каналов в 1949, но дала половину в другиекомпании, желавших предоставлять мобильные телефонные услуги. Берресфордговорит, что "эти Общие Радио Трансляторы или RCC, были первой конкуренциейдля Bell System, созданной FCC". Он уточняет, что Общие Радио Трансляторы,группа рынка управлявшаяся деловыми людьми, которые продвигали мобильнуютелефонную связь в ранние годы лучше и быстрее чем Bell System: "Телефонныекомпании и RCC развивались по-разному в начале мобильного телефонногобизнес. Телефонные компании были первоначально заинтересованными вобеспечении обычных, базовых телефонных услуг в массы и, следовательно,обращали немного внимания на услуги мобильной связи в течение 1950-х и 1960-х. RCC были обычно мелкими предпринимателями, которые работали в несколькихсвязанных предприятиях - службе ответов по телефону, частнымирадиосистемами для такси и компаний доставки, морских и служб типа воздух-земля, и службы вызова 'пищалками' (пейджинг). Как класс, RCC были болееторгово-ориентированными, чем телефонные компании и выиграли много большеклиентов; некоторые разбогатели на пейджинг-бизнесе. RCC были также оченьнезависимыми друг от друга; помимо продаж, их специальностью было судебноедело, часто 'завешивая' телефонные компании (и друг друга) в судебных иправовых делах на года".Как доказательство их конкурентоспособности, RCC обслуживали 80,000мобильных устройств в 1978, вдвое больше чем Белл. Этот рост строился впрочном начале, введении автоматического кодового набора в 1948. 1 Марта, 1948 первая полностью автоматическая служба радиотелефонииначала действовать в Ричмонде, Индиана, устраняя операторов для установкибольшинства вызовов. Радиотелефонная Компания Ричмонда обошла Bell Systemна 16 лет. AT&T не обеспечили автоматизированный кодовый вызов длябольшинства мобильных устройств до 1964, отставая в автоматическомпереключении для беспроводной связи так же, как с наземной телефоннойсвязью. (Между прочим, Bell System не отправили в отставку их последнийшнуровой распределительный щит до 1978.) Большинство систем, включая RCC,все еще обслуживали вручную до 1960-х. Кое-кто утверждает, что С. Лаурен из Администрации Шведской Сети Связиразработал первую в мире автоматически мобильную телефонную систему,испытанную в Стокгольме в 1951. Я не обнаруживал никакую литературу, чтобыподтвердить это (Американец не приложил достаточно усилий для этого, такойфакт, несомненно, имел место – прим пер.). Андерс Линдберг из ШведскогоМузея Науки и Технологии указывает на текст - " итог от статьи вежегоднике «Daedalus» (1991) для Шведского Музея Науки и Технология". Онговорит, что "оригинальная шведская статья более обширна, чем итог". Что "Мобильная Телефонная Книга" Джона Мерлунга и Ричарда Джонса, ISBN 0-9524031-02, опубликованная Communications Week International, Лондон в 1994 краткоописывает "MTL" от 1951. Но, тем не менее, ничто не противоречит моемумнению, что Телефон Ричмонда был первым с автоматическим кодовым набором. 1 Июля, 1948 Bell System открыла транзистор, совместное изобретениеученых Bell System Уиляма Шоклея, Джона Бардина и Уолтера Браттайна. Этодолжно было произвести революцию в каждом аспекте телефонной промышленностии всей связи. Один инженер заметил, "Просить нас предсказать, чтотранзисторы будут делать, как просить человека, который первым установилколеса на воловую повозку предвидеть автомобиль, часы, или высокоскоростнойгенератор". Ненадежное, громоздкое, энергоемкое ламповое радио должно былобыть вытеснено износоустойчивыми, миниатюрными устройствами низкогоэнергопотребления в течение следующих 15и лет. В конце 1940-х и большейчасти 1950-х, тем не менее, большинство радио все еще полагались на лампы,как иллюстрирует ниже фотография типичного радиотелефона того времени. Давайте отправимся в Швецию, чтобы прочитать о типичном радиотелефонномустройстве, похожем на Американские установки: "Это было в середине 1950-х, когда первые оснащенные телефоном автомобили вышли на дорогу. Это было вСтокгольме - здание штаб-квартиры корпорации Ericsson - и первыепользователи были доктором на вызове и банки на колесах. Прибор состоял изпреемника, передатчика и логического устройства, установленных в багажникавтомобиля, с номеронабирателем и телефонной трубкой зафиксированными нащитке, висящем над обратной стороне переднего сиденья. Это было похоже наразъезды с полной телефонной станцией в автомобиле. Со всеми функциямиобычного телефона, телефон питался автомобильной батареей. Ходит слух, чтооборудование поглощало так много энергии, что Вы могли сделать только двавызова - Второй, чтобы попросить, чтобы гараж послал грузовик, чтобыотбуксировать прочь Вас, ваш автомобиль и вашу пустую батарею... Эти первыеавтотелефоны были просто слишком тяжелы и громоздкими - и слишком дороги виспользовании - т.е. доступными для горстки клиентов. До середины 1960-хновое оборудование, использующее транзисторы не привозилось на рынок.Весящие много менее и потребляющие ничтожную часть энергии, мобильныетелефоны теперь оставляли много места в багажнике - но Вам все ещепотребовался бы автомобиль, чтобы передвигаться с ним". В 1953 Кеннет Буллингтон из Bell System написал статью названную,"Экономия Частот в Мобильных Радио Диапазонах". Она появилась в популярномТехническом Журнале Bell System. Возможно, в первый раз на публичнораспространенной газете, 21 страничная статья намекает, хотя и косвенно, напринципы сотового радио. В 1956 AT&T и Департамент Правосудия Соединенных Штатов урегулировали,на некоторое время, один антимонопольный иск. AT&T согласились не расширятьих бизнес за границы телефонии и передачи информации. Bell Laboratories иWestern Electric не должны были входить в такие области как компьютеры иоргтехника. Bell System за это была оставлена в покое от монопольных исковв течение нескольких лет. Это также воздействовало на беспроводныетехнологии. Белл и WECO прежде поставляли радио оборудование и системычастным и общественным концернам. Больше нет. Западная ЭлектрическаяКомпания прекратила производство радиотелефонных комплектов. В 1956 Bell System начала обеспечивать ручную радиотелефонную услугу на450 MHz, новый диапазон частот был предназначен снять тесноту в частотах.AT&T не автоматизировал эту услугу до 1969. В 1958 прогрессивнаяРадиотелефонная Компания Ричмонда улучшила свою автоматическую системукодового набора. Они добавили новые характеристики к ней, включая прямуюсвязь с мобильного на мобильный. Другие независимые телефонные компании иОбщие Носители Радио сделали аналогичные продвижения в мобильной телефоннойсвязи в течение 1950-х и 1960-х. В 1968 FCC рассмотрел теперь уже десятилетней давности запрос BellSystem о большем количестве частот. Они приняли беспрецедентное решениеудовлетворить его в 1970, запросили комментарий AT&Т, и получилитехнический рапорт от System в Декабре, 1971. Bell System подала список дел19262, выделяя схему сотового радио, базировавшуюся на многократномиспользовании частот. Их список дел в свою очередь базировался на патентеАмоса E. Джоела, Младшего и Bell Telephone Laboratories поданные 21Декабря, 1970 для мобильной системы связи. Этот патент был одобрен 16 Мая,1972 и получил патентный номер Соединенных Штатов 3,663,762. Еще шесть летпрошло, прежде чем FCC позволили AT&Т начать с испытания. Хотя Bell Systemуже работали с сотовым радио, немного, но удачно. В Январе, 1969 Bell System открывает коммерческое действующее сотовоерадио, впервые применяя многократное использование частот. На борту поезда.Используя таксофоны. Многократное использование частот, как уже многократноупоминалось, - принцип определяющий сотовую связь и в данной системе этоимело место. (Некоторые говорят handoffs или handovers также определяютсотовую связь, что они делают частично, но MTS и IMTS также могли быиспользовать handovers; только многократное использование частот уникальнодля сотовой связи.). Пассажиры в поездах Metroliner, выполняющих рейсымежду Нью-Йорком и Вашингтоном, Округ Колумбия "обнаруживали, что они моглиудобно делать телефонные звонки, двигаясь со скоростью не менее чем 100миль в час. "Шесть каналов в 450 MHz диапазоне были использованы снова иснова в девяти зонах вдоль 225-и мильного маршрута. Оснащенныйвычислительной техникой управляющий центр в Филадельфии управлял системой".Таким образом, первый сотовый телефон был таксофоном! Как Пол говорит встатье Laboratories: "... система уникальна. Это - первая практическаяинтегрированная система, использующая концепцию радиозон Bell System длятого, чтобы достигнуть оптимального использования ограниченного количествавысокочастотных каналов". В рукописи поданной в IEEE Трансакции На Коммуникациях 8 Сентября, 1971,Фумио Икегами из NTT объяснил, что его компания начала изучать понациональную систему сотового радио для Японии в 1967. Эксперименты пораспространению радиоволн, измеряющих силу сигнала и приема в городскихобластях от мобильных устройств, начинаются с этого момента, сначала в400Mhz и затем в 900Mhz.Успешное системное испытание, возможно, случилось в1975-ом, но я не в состоянии подтвердить это. Что Я могу подтвердить этото, что Ито и Матсузака написали в конце 1977, что " Испытания проводилисьв столичной области Токио с 1975 и теперь принесли успешное завершение".Два автора писали в основной статье, как первая Японская сотовая системадолжна работать. 17 Октября, 1973, доктор Мартин Купер подал патент для Motorolaназывавшийся 'Радио телефонная система'. Это выделило идею Motorola длясотового радио и, когда патент был представлен 16 Сентября,1975, был данПатентный Номер США 03906166. В интервью 1999-го с доктором Купером, МаркФерранти, пишет для Службы Новостей IDG, описывает конкуренцию той эры:"Пока он доктор (Купер) был руководителем проекта в Motorola в 1973, Куперустановил базовую станцию в Нью-Йорке с первым рабочим прототипом сотовоготелефона и позвонил своим конкурентам в Bell System. Белл разработалтехнологию сотовой связи годами раньше, но Motorola и Bell Labs в 60-х иначале 70-х соревновались, чтобы действительно перевести технологию напрактические устройства; Купер не мог противостоять соблазнупродемонстрировать в очень практичной манере кто выиграл". Таким образом,Купер претендует на изобретение сотового телефона. Но служба Metrolinerописанная infra работала четыре года перед звонком Купера, и она былаполностью практической. Поскольку Metroliner использовали общественныетаксофоны, то Купер может более легко претендовать на изобретение первогоперсонального сотового телефона. В 1975 FCC, наконец, разрешил Bell System начать испытания системы. Хотяпросьбу AT&T о настоящих "полевых испытаниях" работающей сотовой системыFCC одобрила только в Марте 1977. Причины этой бесящей задержки былонепреодолимое желание FCC управлять, о котором Берресфорд говорит так: "FCCсделала серию Соломоновых решений под своим стандартом 'общественногоинтереса'. Постоянно предполагалось во всех... решениях, что она, FCC,должна решать вопросы: одна или более ячеистых систем должны быть разрешеныв данной области; что телефонным компаниям должно быть разрешено вводитьих; кто должен делать сотовые телефоны и кто должен продавать их; и такдалее вплоть до технических материалов как, например, размещение междуречевыми каналами должно быть в 25, 30, 40, или 50 килогерц. Эта задержка,должно быть, стоила Bell System шанса быть первым в предложениииндивидуальных сотовых услуг. Телефонная Компания Бахрейна в Мае, 1978 начала работать со своейсистемой сотовых телефонов. Это отмечено, как в первый раз в мире отдельныеличности начали использовать то, что мы считаем традиционным, мобильнымсотовым радио. Двуячеистая система имела 250 подписчиков, 20 каналов на400Mhz диапазоне и использовала все оборудование Matsushita. (Панасоник -имя Матсушита в Соединенных Штатах.) Компания Кабельная и БеспроводнаяСвязь, теперь называющаяся Глобал Кроссинг, вероятно, установилиоборудование. Таким образом, FCC, Бахрейн, Британские, и Японскиеизготовители оборудования выбили Bell System с почетного первого места. В Июле, 1978 Advanced Mobile Phone Service(Продвинутая Служба МобильныхТелефонов) или AMPS начали работу в Северной Америке. В лабораториях AT&T вНьюарке, Нью Джерси, и что наиболее важно в испытаниях вокруг Чикаго,Иллинойс, Bell и AT&T совместно раскрутили аналоговую службу сотовыхтелефонов. Десять ячеек покрывающие 21,000 квадратных миль создали системуЧикаго. Для первого теста оборудование начали использовать 90 служащихBell System. После шести месяцев, в Декабре 20, 1978, началось рыночноеиспытание с платящими клиентами. Это было названо эксплуатационнымиспытанием. Система использовала вновь размещенный 800 MHz диапазон. Этаранняя сеть, использующая большое количество интегрированных цепей,специальный компьютер и систему переключений, изготовленные на заказмобильные телефоны и антенны, доказала что большая сотовая система могла быработать. "Автомобильная телефонная служба была введена в 23 районах Токио в Декабре1979. Пятью годами позже, в 1984, система стала доступна по всей стране.Также вводились монетные автомобильные телефоны для удобных звонков изавтобусов или такси". Быстро последовало всемирное распространение коммерческих AMPS. 88ячеистая система в Токио стартовала в Декабре 1979, используя оборудованиеMatsushita и NEC. Первая Северная Американская система в Мексико-Сити,одноячеистая система, стартовала в Августе, 1981. В Соединенных Штатахразработка сотовых систем не поддерживалась, так как полностью коммерческиесистемы все еще не разрешались, несмотря на то, что во времяэксплуатационных испытаний плата с клиентов разрешалась. Приближающийсяраскол Bell System и новое требование конкуренции FCC снова задержалисотовые технологии. Нормы 1981 Федеральной Комиссии Связи требовала, чтобыBell System или компанию местного значения, как например, Bell Atlantic,имели конкуре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: