Основные элементы технического оснащения воздушного транспорта.
Основные внутренние и международные авиалинии.
Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 г. (Москва-Нижний Новгород).
В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связывающая важнейшие промышленные центры страны, а также столицу России – Москву – со столицами стран СНГ, столицами и городами многих государств мира. Развито воздушное сообщение между крупными городами и курортами. Москва с несколькими аэропортами – Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово – стала главным узлом воздушных линий всей страны.
К техническому оснащению относятся:
- летательные аппараты - подвижной состав;
- аэропорты, в том числе аэродромы;
- коридор движения;
- авиаремонтные заводы.
Парк летательных аппаратов состоит из самолетов и вертолетов. Классификация подвижного состава воздушного транспорта приведена на рисунке.
Летательные аппараты в зависимости от назначения и области применения бывают:
- пассажирские;
- грузовые;
- комбинированные (грузопассажирские);
- специального применения (с/х, санитарные, учебно-тренировочные идр.).
Самолет – аппарат, подъем которого становится возожны благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и возникающей (при движении) под ее воздействие подъемной силы крыла.
Вертолет – аппарат, подъем и полет которого осуществляется с помощью несущего воздушного винта с длинными лопастями, закрепленными на вертикальном валу.
Самолеты взлетают и садятся на аэродром — специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлета, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые. для обеспечения регулярности и безопасности полетов аэродромы оборудуются комплексом радио- и светотехнических средств. Вертолетам для совершения взлета и посадки требуются небольшие площадки.
Аэродром входит в более широкое понятие «аэропорт». Аэропорт — это транспортное предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, занимающий до нескольких тысяч гектаров территории.
Аэропорты подразделяются на международные (например, Шереметьево-2), республиканские (Домодедово и др.) и местного значения (Тушино). В зависимости от годового объема перевозки пассажиров аэропорты подразделяются на пять классов. Крупные аэропорты мира могут обслуживать до нескольких десятков миллионов пассажиров в год. Москву обслуживает в настоящее время четыре аэропорта, и зарезервирована земля под строительство пятого аэропорта под Солнечногорском Московской области.
Коридор движения — это расчетная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полета. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе для исключения возможности их столкновения. Летательные аппараты оборудуются соответствующими системами измерения и поддержания высоты полета.
Авиаремонтные заводы – предприятия, обеспечивающие соответствующие виды ремонта самолетов и вертолетов.
По скорости полета различают самолеты:
- дозвуковые, летающие со скоростью меньшей, чем скорость звука;
- сверхзвуковые – скорость превышает скорость звука.
В зависимости от дальности беспересадочного полета различают самолеты магистральных сообщений:
- дальние (L = 6000 км и более);
- средние (L = 2500-6000 км);
-ближние (L = 1000-2500 км);
- самолеты местных воздушных линий (L = до 1000 км).
Распад СССР привел и к распаду единственной монополистической (холдинговой) компании «Аэрофлот», состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположенных в крупных аэропортах страны. Начиная с 1992 г. бывший союзный Аэрофлот утратил монопольные права на осуществление международных перевозок. К началу 1994 года четырнадцать региональных управлений из шестнадцати были вовлечены в международные перевозки грузов и пассажиров. Однако, именно Аэрофлот остается основным международным перевозчиком.
В настоящее время в России функционирует 330 авиакомпаний, 845 аэропортов. Из них 63 аэропорта имеют федеральное значение, 52 выполняют международные полеты. Образована крупная авиакомпания – Аэрофлот «Российские международные линии», которая владеет несколькими сотнями воздушных судов. Мелкие частные компании имеют всего лишь по 5-10 самолетов.
В настоящее время в отрасли развернулись работы по объединению мелких авиакомпаний и созданию 10-12 крупных конкурирующих авиапредприятий, подобно структурам авиакомпаний западных стран. Системы управления воздушным движением, не подлежащие приватизации, преобразованы в специальные государственные предприятия и переданы в ведение комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением «Росаэронавигация» при правительстве Российской Федерации.
Основным законом, регулирующим передвижение в воздушном пространстве России является действующий «Воздушный кодекс РФ», в редакции 1997 г.