Раздел 3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
Государственный земельный кадастр — один из важнейших механизмов управления земельными ресурсами страны.
В общем виде система государственного управления земельными ресурсами должна обеспечить соблюдение земельного законодательства на базе государственного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства и мониторинга земель, государственного земельного кадастра. Эта система подразделяется на общее и отраслевое управление, в зависимости от уровня компетенции органов управления.
В компетенцию федеральных органов законодательной власти входит:
ü принятие Земельного кодекса и иных федеральных законов, в соответствии с которыми органы законодательной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные акты, регулирующие земельные отношения;
ü утверждение единых принципов платы за землю и единых принципов регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость в порядке ведения государственного земельного кадастра;
|
|
ü определение специального правового режима для отдельных категорий земель;
ü установление порядка отнесения земель к федеральным и определение порядка распоряжения и управления этими землями;
ü отмена противоречащих земельному законодательству решений соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург, органов местного самоуправления и др.
В компетенцию органов законодательной власти субъектов РФ входит:
ü принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с
Конституцией РФ, земельным законодательством, другими законами РФ;
ü определение территорий с особым правовым режимом использования
земель, установление и изменение их границ;
ü принятие законодательных и правовых актов по вопросам земельного
кадастра в соответствии с Конституцией РФ;
ü утверждение программ земельного кадастра в регионе, обеспечение
ассигнований из своих бюджетов на его ведение, контроль за их
расходованием, а также утверждение порядка регистрации прав на
земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости,
утверждение форм документов;
ü установление предельных размеров земельных участков;
ü размеров и порядка взимания платы за землю, предоставление льгот,
порядка централизации земельных платежей в соответствии с
законодательными актами РФ;
ü порядка распоряжения землями, находящимися в государственной
|
|
собственности субъектов Федерации;
ü порядка изменения целевого назначения земельного участка;
ü утверждение и изменение числа и границ административных районов,
городской и поселковой черты, генеральных планов городов и поселков
республиканского, краевого, областного, окружного подчинения, городов
федерального значения;
ü утверждение порядка ведения государственного контроля за
использованием и охраной земель, ведения землеустройства и
государственного земельного кадастра, принятие федеральных программ по
рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и
охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными
мероприятиями;
ü формирование порядка перевода земель из разных категорий и целевого
назначения в другие и т. д.
В компетенцию Правительства РФ входит:
ü принятие правовых актов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими земельные отношения;
ü территориальное планирование использования земель;
ü установление границ особо охраняемых территорий, входящих в состав нескольких субъектов Федерации, а также в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими администрациями и органами местного самоуправления;
ü разработка и выполнение совместных с органами исполнительной власти субъектов Федерации программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
ü защита прав субъектов земельных отношений;
ü изъятие и предоставление земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации в порядке, установленном органом законодательной власти соответствующего субъекта Федерации;
ü изменение целевого назначения земель;
ü выкуп земель для государственных нужд Российской Федерации и др.
В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Федерации входит:
ü принятие правовых актов в соответствии с законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;
ü управление земельными ресурсами, проведение территориального планирования земель и зонирования;
ü отмена противоречащих законодательству решений органов местного самоуправления (администрации);
ü разработка и выполнение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почвы, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, утвержденными соответствующими органами законодательной власти;
ü разработка и принятие нормативных актов для дальнейшего развития системы земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами органов представительной власти субъектов РФ;
ü разработка и выполнение региональных программ по земельному кадастру, утверждаемых органами представительной власти, а также выделение ассигнований из своих бюджетов на ведение земельного кадастра;
ü организация работ по регистрации прав на земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости в рамках ведения земельного кадастра;
ü утверждение ежегодного отчета о состоянии и использовании земель региона;
ü организация ведения землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
ü организация государственного контроля за использованием и охраной земель;
ü перевод земель из одной категории в другую;
ü выкуп земель для государственных нужд;
ü утверждение генеральных планов городов, поселков и сел и др.
|
|
В компетенцию федеральных органов исполнительной власти РФ (в частности, Росземкадастра) входит:
ü разработка и принятие нормативных актов, регулирующих организацию и ведение земельного кадастра;
ü внесение на утверждение в органы представительной власти программ развития земельного кадастра;
ü утверждение форм регистрационной (поземельной) книги, правоохраняющих документов на землю;
ü закрепление и защита прав собственников, владельцев, пользователей земли;
ü государственный контроль за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и др.);
ü обеспечение оперативности и устойчивости земельного оборота, гласности земельных сделок; установление нормативной и перспективной цены земли; предоставление сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании, цене;
ü обеспечение необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц;
ü проведение землеустройства и территориального планирования;
ü подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации и др.
Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений определена Конституцией РФ, земельным законодательством, законодательными актами по местному самоуправлению, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Местные органы представительной власти вносят на рассмотрение и утверждение вышестоящих органов представительной власти предложения по совершенствованию ведения земельного кадастра, по выделению ассигнований из федерального и регионального бюджетов на ведение земельного кадастра и контроль за расходованием выделенных средств.
В компетенцию местных органов исполнительной власти входит также выделение средств из местного бюджета на ведение земельного кадастра и утверждение ежегодного отчета о наличии и использовании земель.
|
|
Органы общего государственного управления возлагают выполнение некоторых функций на органы государственного управления специальной компетенции — Министерство сельского хозяйства РФ, Росземкадастр, Госстрой, Минприроды, Госкомсанэпиднадзор Минздрава России, другие министерства и ведомства.
Например, Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды регулирует в соответствии с законом отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов. В функции этой службы также входит контроль, планирование рационального использования водных объектов, ведение мониторинга и экспертизы, лицензирование в области использования и охраны водных объектов.
Госстрой России реализует свои полномочия через политику регулирования градостроительства, налоговую систему, комплекс нормативов и стандартов, контроль и лицензирование строительной и архитектурной деятельности.
Система управления земельным фондом страны, кроме организационных и технических функций, обеспечивает и контрольные.
Центральным и координирующим органом федеральной исполнительной власти специальной компетенции в области управления земельными ресурсами является Росземкадастр и его органы на местах, которые обеспечивают выполнение следующих функций в соответствии с возложенными на них задачами:
разработка по согласованию с субъектами Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами предложения по управлению земельными ресурсами;
проведение землеустройства, мониторинга земель, земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель.