Лекция 5. Система управления земельными ресурсами

Раздел 3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

Государственный земельный кадастр — один из важнейших механизмов управления земельными ресурсами страны.

В общем виде система государственного управления земельными ресурсами должна обеспечить соблюдение земельного законодательства на базе государственного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства и мониторинга земель, государственного земельного кадастра. Эта система подразделяется на общее и отраслевое управление, в зависимости от уровня компетенции органов управления.

В компетенцию федеральных органов законодательной власти входит:

ü принятие Земельного кодекса и иных федеральных законов, в соответствии с которыми органы законодательной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные акты, регулирующие земельные отношения;

ü утверждение единых принципов платы за землю и единых принципов регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость в порядке ведения государственного земельного кадастра;

ü определение специального правового режима для отдельных категорий земель;

ü установление порядка отнесения земель к федеральным и определение порядка распоряжения и управления этими землями;

ü отмена противоречащих земельному законодательству решений соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург, органов местного самоуправления и др.

В компетенцию органов законодательной власти субъектов РФ входит:

ü принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с

Конституцией РФ, земельным законодательством, другими законами РФ;

ü определение территорий с особым правовым режимом использования

земель, установление и изменение их границ;

ü принятие законодательных и правовых актов по вопросам земельного

кадастра в соответствии с Конституцией РФ;

ü утверждение программ земельного кадастра в регионе, обеспечение

ассигнований из своих бюджетов на его ведение, контроль за их

расходованием, а также утверждение порядка регистрации прав на

земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости,

утверждение форм документов;

ü установление предельных размеров земельных участков;

ü размеров и порядка взимания платы за землю, предоставление льгот,

порядка централизации земельных платежей в соответствии с

законодательными актами РФ;

ü порядка распоряжения землями, находящимися в государственной

собственности субъектов Федерации;

ü порядка изменения целевого назначения земельного участка;

ü утверждение и изменение числа и границ административных районов,

городской и поселковой черты, генеральных планов го­родов и поселков

республиканского, краевого, областного, окружного подчинения, городов

федерального значения;

ü утверждение порядка ведения государственного контроля за

использованием и охраной земель, ведения землеустройства и

государственного земельного кадастра, принятие федеральных программ по

рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и

охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными

мероприятиями;

ü формирование порядка перевода земель из разных категорий и целевого

назначения в другие и т. д.

В компетенцию Правительства РФ входит:

ü принятие правовых актов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими земельные отношения;

ü территориальное планирование использования земель;

ü установление границ особо охраняемых территорий, входящих в состав нескольких субъектов Федерации, а также в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими администрациями и органами местного самоуправления;

ü разработка и выполнение совместных с органами исполнительной власти субъектов Федерации программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

ü защита прав субъектов земельных отношений;

ü изъятие и предоставление земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации в порядке, установлен­ном органом законодательной власти соответствующего субъекта Федерации;

ü изменение целевого назначения земель;

ü выкуп земель для государственных нужд Российской Федерации и др.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Федерации входит:

ü принятие правовых актов в соответствии с законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;

ü управление земельными ресурсами, проведение территориального планирования земель и зонирования;

ü отмена противоречащих законодательству решений органов местного самоуправления (администрации);

ü разработка и выполнение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почвы, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, утвержденными соответствующими органами законодательной власти;

ü разработка и принятие нормативных актов для дальнейшего развития системы земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами органов представительной власти субъектов РФ;

ü разработка и выполнение региональных программ по земельному кадастру, утверждаемых органами представительной власти, а также выделение ассигнований из своих бюджетов на ведение земельного кадастра;

ü организация работ по регистрации прав на земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости в рамках ведения земельного кадастра;

ü утверждение ежегодного отчета о состоянии и использовании земель региона;

ü организация ведения землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

ü организация государственного контроля за использованием и охраной земель;

ü перевод земель из одной категории в другую;

ü выкуп земель для государственных нужд;

ü утверждение генеральных планов городов, поселков и сел и др.

В компетенцию федеральных органов исполнительной власти РФ (в частности, Росземкадастра) входит:

ü разработка и принятие нормативных актов, регулирующих организацию и ведение земельного кадастра;

ü внесение на утверждение в органы представительной власти программ развития земельного кадастра;

ü утверждение форм регистрационной (поземельной) книги, правоохраняющих документов на землю;

ü закрепление и защита прав собственников, владельцев, пользователей земли;

ü государственный контроль за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и др.);

ü обеспечение оперативности и устойчивости земельного оборота, гласности земельных сделок; установление нормативной и перспективной цены земли; предоставление сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании, цене;

ü обеспечение необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц;

ü проведение землеустройства и территориального планирования;

ü подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации и др.

Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений определена Конституцией РФ, земельным законодательством, законодательными актами по местному самоуправлению, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.


Местные органы представительной власти вносят на рассмотрение и утверждение вышестоящих органов представительной власти предложения по совершенствованию ведения земельного кадастра, по выделению ассигнований из федерального и регионального бюджетов на ведение земельного кадастра и контроль за расходованием выделенных средств.

В компетенцию местных органов исполнительной власти входит также выделение средств из местного бюджета на ведение земельного кадастра и утверждение ежегодного отчета о наличии и использовании земель.

Органы общего государственного управления возлагают выполнение некоторых функций на органы государственного управления специальной компетенции — Министерство сельского хозяйства РФ, Росземкадастр, Госстрой, Минприроды, Госкомсанэпиднадзор Минздрава России, другие министерства и ведомства.

Например, Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды регулирует в соответствии с законом отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов. В функции этой службы также входит контроль, планирование рационального использования водных объектов, ведение мониторинга и экспертизы, лицензирование в области использования и охраны водных объектов.

Госстрой России реализует свои полномочия через политику регулирования градостроительства, налоговую систему, комплекс нормативов и стандартов, контроль и лицензирование строительной и архитектурной деятельности.

Система управления земельным фондом страны, кроме организационных и технических функций, обеспечивает и контрольные.

Центральным и координирующим органом федеральной исполнительной власти специальной компетенции в области управления земельными ресурсами является Росземкадастр и его органы на местах, которые обеспечивают выполнение следующих функций в соответствии с возложенными на них задачами:

разработка по согласованию с субъектами Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами предложения по управлению земельными ресурсами;

проведение землеустройства, мониторинга земель, земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: