Государство в роли гаранта
Межправительственные займы
Межправительственные займы получили широкое распространение в годы Первой Мировой войны в связи с поставками из США в Европу (11 млрд $).
После Второй Мировой войны единственным кредитором по международным займам стал США (30,2 млрд $).
Льготный условия межправительственных займов сопровождались определенными требованиями выгодными для США. Наиболее известным межправительственным займом в этот период является план Маршалла, по которому в период с 1950 по 1955 гг. сумма помощи странам западной Европы составила около 17 млрд $.
После 1955 предоставлением межправительственных займов в основном занимались международные валютно-кредитные организаций, как правило займы предоставлялись более развитым государствам для достижения различных экономико-политических целей.
Основные кредиторы – США, Германия, Франция, Япония.
Основной объем международного кредитования происходит в форме кредитов международный кредитных организаций.
|
|
Государство в роли гаранта выступает в заемных операциях, либо через правительство, либо через специально созданные государством структуры. Гарантия обязывает выплатить долг если заемщик не может это сделать самостоятельно. Заемщиком могут выступать предприятия, коммерческие банки и само государство. Государственная гарантия получила широкое распространение поскольку государству не требуется иметь всю сумму выданных гарантий. В то же время государственные гарантии обеспечивают доступность кредитных ресурсов для приоритетных отраслей экономики и отдельных предприятий.
Управление государственным долгом – комплекс мер предпринимаемых государством по определению места, условий размещения и погашения государственных займов и обеспечению гармонизации интересов заемщика и кредитора. Цель: оптимизация затрат на обслуживание государственных займов.
Управление государственным долгом должно осуществляться в соответствии с определенными принципами:
Безусловность выполнения государством своих долговых обязательств.
Единство учета всех видов государственных обязательств вне зависимости от эмитента.
Снижение рисков связанных с колебаниями рынка капитала и спекулятивных тенденция на рынке ценных бумаг.
Оптимизация структуры долговых обязательств по срокам обращения.
Сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимального соотношения между внутренними и внешними займами.
Прозрачность при выпуске займов для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
В связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов, государственных долг большинства стран имеет тенденцию к увеличению. Для обслуживания и своевременного погашения ранее выпущенных обязательств государство применяет рефинансирование, то есть погашение ранее выпущенных займов за счет размещения новых.
|
|
Для успешного применения рефинансирования как метода управления госдолгом государство должно иметь высокий рейтинг страны-заемщика. Эти рейтинги присваиваются специальными агентствами в соответствии с международными правилами.