ТЕМА 3. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ
Бюджетный кодекс Российской Федерации классифицирует доходы бюджетов следующим образом: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам относятся предусмотренные Налоговым кодексом федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на дарение; водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Неналоговые доходы:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
|
|
• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
• иные неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления могут зачисляться:
• от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
• по взаимным расчетам при передаче средств между бюджетами разных уровней, связанным с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
|
|
2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов; (Распределение основных налоговых доходов по звеньям бюджетной системы Российской Федерации в 1999 – 2004 гг. приведено в таблице 2.)
3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета на основе действующей бюджетной классификации.
Таблица 2 – Распределение налоговых поступлений по бюджетам в 1999–2004 гг., %
Налог | Федеральный бюджет | Региональный (+ местные) бюджет | |||||||||||
Налог на прибыль организаций (по ставкам) | 7,5 | 19 или 27 + 5 | М=19 | М=16,5 | М=18 | М=19 | |||||||
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), до01.01.2001 г. – подоходный налог с физических лиц – по ставкам | 3 и выше | - | - | - | 9 и выше | ||||||||
Налог на игорный бизнес – по ставкам | По минимальным ставкам | В размерах сверх минимальной ставки | |||||||||||
Налог на добавленную стоимость (НДС) | - | - | - | - | |||||||||
НДС по ввозимым товарам | - | - | - | - | - | ||||||||
Акцизы на нефть и газовый конденсат | • | - | - | - | - | _ | _ | ||||||
Акцизы на спирт этиловый | |||||||||||||
Акцизы на ввозимые товары | - | - | - | - | - | - | |||||||
Единый налог на вмененный доход – по нормативам | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | |
Налог на операции с ценными бумагами | - | - | - | - | - | - | |||||||
Платежи за пользование недрами – по нормативам | н | н | н | н | • | • | н | н | н | н | • | • | |
Платежи за пользование лесным фондом | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | |
Платежи за пользование водными объектами | н | н | - | - | - | н | н | ||||||
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду | н | н | |||||||||||
Земельный налог | - | - | (М=70) +50 | 20 (М=70) +50 | (М=70) +50 | (М=85) +50 | (М=100) +50 | (М=100) +50 | |||||
Государственная пошлина | Взимаемая арбитражными, Конституционным и Верховным судами РФ | Взимаемая в остальных случаях | |||||||||||
Налог с имущества на наследование и дарение | - | - | - | - | - | - | |||||||
Налог на имущество организаций | - | - | - | - | - | - | 50+50 | ||||||
Условные обозначения: М — Москва; * — отменены; н — нормативы, установленные федеральным законодательством | |||||||||||||
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 20.08.04 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» ст. 48,49, 52, 55 Бюджетного кодекса отменены, введены ст. 50 «Налоговые доходы федерального бюджета», ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации». Изменяется состав налоговых и неналоговых доходов всех уровней бюджетной системы России Федерации, причем каждый уровень обеспечивается конкретными средствами, которые закреплены за ним Бюджетным кодексом и не могут изменяться ежегодно при принятии федерального закона о федеральном бюджете. Таким образом, понятие «регулирующие доходы бюджетов» исчезло из Бюджетного кодекса, изменился порядок исполнения федерального бюджета по доходам.
К налоговым доходам федерального бюджета до 1 января 2005 г. относились:
|
|
• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определялись налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждались федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год;
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
• государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К налоговым доходам федерального бюджета с 1 января 2005 г. относятся отчисления:
• от налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в федеральный бюджет, по нормативу 100%;
• налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) по нормативу 100%;
• налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.95 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, по нормативу 20%;
• налога на добавленную стоимость – по нормативу 100%;
• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%;
• акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, – по нормативу 100%;
• акцизов на спиртсодержащую продукцию – по нормативу 50%;
• акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100%;
• акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40%;
• акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100%;
|
|
• акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, – по нормативу 100%;
• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%;
• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95%;
• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40%;
• налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории – по нормативу 100%;
• регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%;
• регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (кроме газа горючего природного) – по нормативу 95%;
• регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории при выполнении соглашений о разделе продукции – по нормативу 10%;
• сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70%;
• сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100%;
• водного налога – по нормативу 100%;
• единого социального налога (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) – по нормативу 100%;
• государственной пошлины (кроме отчислений в региональные
бюджеты).
К неналоговым доходам федерального бюджета до 1 января 2005 г. относились:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
• прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативам, установленным федеральными законами;
• доходы от внешнеэкономической деятельности.
С 1 января 2005 г. в состав неналоговых доходов федерального бюджета включены дополнительно:
• лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции – по нормативу 100%;
• прочие лицензионные сборы – по нормативу 100%;
• таможенные пошлины и таможенные сборы – по нормативу 100%;
• платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100%;
• плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий – по нормативу 100%;
• плата за пользование водными объектами – по нормативу 100%;
• плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100%;
• плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%;
• консульские сборы – по нормативу 100%;
• патентные пошлины – по нормативу 100%;
• платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним – по нормативу 100%.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ до 1 января 2005 г. относились:
• собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определялись налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определялись законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ с 1 января 2005 г. относятся:
• налог на имущество организаций – по нормативу 100%;
• налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;
• транспортный налог – по нормативу 100%;
• налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100%;
• налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 80%;
• налог на доходы физических лиц – по нормативу 70%;
• налог на наследование или дарение – по нормативу 100%;
• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%;
• акцизы на спиртсодержащую продукцию – по нормативу 50%;
акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%;
• акцизы на алкогольную продукцию – по нормативу 100%;
• акцизы на пиво – по нормативу 100%;
• налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;
• налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100%;
• налог на добычу полезных ископаемых (кроме полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60%;
• регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;
• сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30%;
• сбор за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%;
• единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, – по нормативу 90%;
• единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 30%;
• государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%:
‒ по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ; за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
‒ за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
‒ за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ до 1 января 2005 г. относились:
• доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, после уплаты налогов и сборов;
• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ с 1 января 2005 г. относятся:
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
• плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;
• платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100%.
К доходам местных бюджетов в настоящее время относятся:
• собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов;
• отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с установленными нормативами;
• государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса в доходы федерального бюджета, – по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж;
• доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного местным органам самоуправления, и иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. С 1 января 2006 г. вступят в действие ст. 58 Бюджетного кодекса «Порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты», ст. 61.1. «Налоговые доходы муниципальных районов» и ст. 61.2. «Налоговые доходы бюджетов городских округов».
До 1 января 2006 г. доходы местных бюджетов формировались следующим образом. Доходы от местных налогов зачислялись в местные бюджеты по ставкам, установленным представительными органами соответствующих муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы от региональных и федеральных налогов, а также межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации зачислялись в местные бюджеты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на 2005 г. В доходы местных бюджетов включались доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства, до разграничения государственной собственности на землю.