Состав бюджетных доходов

ТЕМА 3. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ

Бюджетный кодекс Российской Федерации классифицирует доходы бюджетов следующим образом: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам относятся предусмотренные Налоговым кодексом федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на дарение; водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами вод­ных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы:

• доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о на­логах и сборах;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмо­тренных законодательством о налогах и сборах;

• средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответствен­ности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудитель­ного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

• иные неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления могут зачисляться:

• от физических и юридических лиц, международных организа­ций и правительств иностранных государств;

• по взаимным расчетам при передаче средств между бюджета­ми разных уровней, связанным с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по фи­нансированию расходов или передачей доходов, происшедши­ми после утверждения закона (решения) о бюджете и не уч­тенными законом (решением) о бюджете.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом ре­гулирующих доходов. Регулирующие доходы бюджетов – феде­ральные и региональные налоги и иные платежи, по которым ус­танавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на оче­редной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов; (Распределение основных налоговых доходов по звеньям бюд­жетной системы Российской Федерации в 1999 – 2004 гг. приведе­но в таблице 2.)

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета на основе действующей бюджетной классификации.


Таблица 2 – Распределение налоговых поступлений по бюджетам в 1999–2004 гг., %

Налог Федеральный бюджет Региональный (+ местные) бюджет
                       
Налог на прибыль организаций (по ставкам)       7,5     19 или 27 + 5 М=19 М=16,5 М=18 М=19
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), до01.01.2001 г. – подоходный налог с физических лиц – по ставкам 3 и выше     - - - 9 и выше          
Налог на игорный бизнес – по ставкам По минимальным ставкам В размерах сверх минимальной ставки
Налог на добавленную стоимость (НДС)                 - - - -
НДС по ввозимым товарам             - - -   - -
Акцизы на нефть и газовый конденсат           - - - - _ _
Акцизы на спирт этиловый                        
Акцизы на ввозимые товары             - - - - - -
Единый налог на вмененный доход – по нормативам н н н н н н н н н н н н
Налог на операции с ценными бумагами             - - - - - -
Платежи за пользование недрами – по нормативам н н н н н н н н
Платежи за пользование лесным фондом н н н н н н н н н н н н
Платежи за пользование водными объектами   н н - - -   н н      
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду   н           н        
Земельный налог         - - (М=70) +50 20 (М=70) +50 (М=70) +50 (М=85) +50 (М=100) +50 (М=100) +50
Государственная пошлина Взимаемая арбитражными, Конституцион­ным и Верховным судами РФ Взимаемая в остальных случаях
Налог с имущества на наследование и дарение - - - - - -            
Налог на имущество организаций - - - - - - 50+50
Условные обозначения: М — Москва; * — отменены; н — нормативы, установленные федеральным законодательством
                           

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 20.08.04 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных от­ношений» ст. 48,49, 52, 55 Бюджетного кодекса отменены, введены ст. 50 «Налоговые доходы федерального бюджета», ст. 56 «Налого­вые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации». Изме­няется состав налоговых и неналоговых доходов всех уровней бюд­жетной системы России Федерации, причем каждый уровень обес­печивается конкретными средствами, которые закреплены за ним Бюджетным кодексом и не могут изменяться ежегодно при приня­тии федерального закона о федеральном бюджете. Таким образом, понятие «регулирующие доходы бюджетов» исчезло из Бюджетного кодекса, изменился порядок исполнения федерального бюдже­та по доходам.

К налоговым доходам федерального бюджета до 1 января 2005 г. относились:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определялись налоговым законодательством Российской Феде­рации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждались федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет при условии возможного увеличе­ния нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможен­ные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К налоговым доходам федерального бюджета с 1 января 2005 г. относятся отчисления:

• от налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в федеральный бюджет, по нормативу 100%;

• налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Фе­дерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по госу­дарственным и муниципальным ценным бумагам) по норма­тиву 100%;

• налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Фе­дерального закона от 30.12.95 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в феде­ральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федера­ции, по нормативу 20%;

• налога на добавленную стоимость – по нормативу 100%;

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормати­ву 50%;

• акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключе­нием пищевого, – по нормативу 100%;

• акцизов на спиртсодержащую продукцию – по нормативу 50%;

• акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100%;

• акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, мо­торные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40%;

• акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормати­ву 100%;

• акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, – по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95%;

• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общерас­пространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40%;

• налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономи­ческой зоне Российской Федерации, за пределами террито­рии – по нормативу 100%;

• регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роял­ти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по норма­тиву 100%;

• регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роял­ти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (кроме газа горючего природного) – по нормативу 95%;

• регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роял­ти) на континентальном шельфе, в исключительной экономи­ческой зоне Российской Федерации, за пределами территории при выполнении соглашений о разделе продукции – по нор­мативу 10%;

• сбора за пользование объектами водных биологических ресур­сов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70%;

• сбора за пользование объектами водных биологических ресур­сов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100%;

• водного налога – по нормативу 100%;

• единого социального налога (в части, зачисляемой в феде­ральный бюджет) – по нормативу 100%;

• государственной пошлины (кроме отчислений в региональные
бюджеты).

К неналоговым доходам федерального бюджета до 1 января 2005 г. относились:

• доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной собственности, доходов от платных услуг, оказыва­емых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законода­тельством о налогах, в полном объеме;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Россий­ской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Пра­вительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативам, установлен­ным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности.

С 1 января 2005 г. в состав неналоговых доходов федерального бюджета включены дополнительно:

• лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции – по нормативу 100%;

• прочие лицензионные сборы – по нормативу 100%;

• таможенные пошлины и таможенные сборы – по нормативу 100%;

• платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нор­мативу 100%;

• плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий – по нормативу 100%;

• плата за пользование водными объектами – по нормативу 100%;

• плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100%;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%;

• консульские сборы – по нормативу 100%;

• патентные пошлины – по нормативу 100%;

• платежи за предоставление информации о зарегистрирован­ных правах на недвижимое имущество и сделок с ним – по нормативу 100%.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ до 1 января 2005 г. относились:

• собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Россий­ской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определялись налоговым законодатель­ством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетно­го регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определялись законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год, за исключе­нием доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ с 1 января 2005 г. относятся:

• налог на имущество организаций – по нормативу 100%;

• налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;

• транспортный налог – по нормативу 100%;

• налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100%;

• налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Феде­рального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для за­числения указанного налога в федеральный бюджет и бюдже­ты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 80%;

• налог на доходы физических лиц – по нормативу 70%;

• налог на наследование или дарение – по нормативу 100%;

• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормати­ву 50%;

• акцизы на спиртсодержащую продукцию – по нормативу 50%;

акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, мотор­ные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%;

• акцизы на алкогольную продукцию – по нормативу 100%;

• акцизы на пиво – по нормативу 100%;

• налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородно­го сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;

• налог на добычу общераспространенных полезных ископа­емых – по нормативу 100%;

• налог на добычу полезных ископаемых (кроме полезных иско­паемых в виде углеводородного сырья и общераспространен­ных полезных ископаемых) – по нормативу 60%;

• регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде уг­леводородного сырья (за исключением газа горючего природ­ного) – по нормативу 5%;

• сбор за пользование объектами водных биологических ресур­сов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30%;

• сбор за пользование объектами животного мира – по норма­тиву 100%;

• единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогооб­ложения, – по нормативу 90%;

• единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 30%;

• государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%:

‒ по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ; за государственную регис­трацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных доку­ментов;

‒ за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

‒ за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ до 1 января 2005 г. относились:

• доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, после уплаты налогов и сборов;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты нало­гов и сборов;

• средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответствен­ности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так­же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принуди­тельного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ с 1 января 2005 г. относятся:

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъекта­ми Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, уста­навливаемых законами субъектов Российской Федерации;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;

• платежи за пользование лесным фондом в части, превыша­ющей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100%.

К доходам местных бюджетов в настоящее время относятся:

• собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов;

• отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с установленными нормативами;

• государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса в доходы федерального бюджета, – по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, приняв­шей платеж;

• доходы от использования имущества, находящегося в муници­пальной собственности, после уплаты налогов и сборов, пре­дусмотренных законодательством о налогах и сборах;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении органов местного самоуп­равления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

• средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так­же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного местным органам самоуправления, и иные суммы принуди­тельного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. С 1 января 2006 г. вступят в действие ст. 58 Бюджетного кодек­са «Порядок установления органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации нормативов отчислений от федераль­ных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты», ст. 61.1. «Налоговые доходы муниципальных районов» и ст. 61.2. «Налоговые доходы бюджетов городских округов».

До 1 января 2006 г. доходы местных бюджетов формировались следующим образом. Доходы от местных налогов зачислялись в местные бюджеты по ставкам, установленным представительными органами соответствующих муниципальных образований в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы от региональных и федеральных налогов, а также межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Фе­дерации зачислялись в местные бюджеты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на 2005 г. В доходы местных бюджетов включались доходы от продажи и пе­редачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строитель­ства, до разграничения государственной собственности на землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: