Наука выделилась в самостоятельную область познания и культуры. По своей значимости наука уравнялась с философией и выступила главным средством покорения природы

Европейская культура Нового времени

Эпоха Ренессанса и Реформации ознаменовали кризис культуры Средневековья и подготовили почву для изменения культурного типа в Западной Европе.

Смена типа культуры фиксируется новой картиной мира. Она сложилась на основе научной революции XVII в., как результат интеллектуального труда Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона. В отличие от средневекового христианского Космоса, сотворенного и управляемого Богом, современная Вселенная явилась безличным феноменом. Она состояла из материальных частиц, которые двигались в бесконечном нейтральном пространстве в соответствии с несколькими поддающимися материальному анализу основными принципами – такими как инерция и гравитация. В этой Вселенной Земля вращалась вокруг Солнца, Солнце представляло собой одну звезд, коих бесчисленное множество, а Земля – одну из планет: ни Солнце, ни Земля не являлись центром Вселенной. И мир небесный и мир земной оказались подвластными одним и тем же законам, между ними исчезли прежние четкие разграничения. С тех пор Бог виделся бесконечно удаленным от Вселенной творцом, верховным разумом. Космос обладал собственной онтологической реальностью, которую человек постигал своими силами. Мир предстал гигантским механизмом. Связи между предметами и сущностями в нем стали не божественными установлениями, а физическими законами. Известный философ и математик Лейбниц (1646-1716) назвал такое представление о Вселенной предустановленной гармонией, что стало общекультурной парадигмой эпохи. Рационалистическая идея гармонии переживалась и осуществлялась как регулятивный принцип творчества: и как главный побуждающий стимул, и как канон композиции.

Такое миропонимание определило характерные черты культуры Нового времени: деизм, сциентизм, рационализм. Еще в большей степени утвердились антропо- и европоцентризм.

И хотя изучение органической природы Земли в XIX в. внесло свои коррективы в научную (физическую) картину мира – мир, по эволюционному учению Дарвина принял образ организма, – характерные черты культурной эпохи сохранились.

С помощью открытых универсальных естественно-научных законов философы Нового времени создавали модели общественного устройства (в XVII в. Гуго Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза; в XVIII в. Вольтер, Руссо, Монтескье) на основе естественного права и общественного договора. Согласно этим теориям, государство и право созданы не Богом, а общественным договором людей в соответствии с законами человеческого разума. Например, Т. Гоббс (1588-1679) писал, что «соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти, приводит к распрям, вражде, войне, ибо один конкурент идет к достижению своего желания путем убийств, подчинения, вытеснения или отталкивания другого. …Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которая именуется войной, а именно в состоянии войны всех против всех». Чтобы избавиться от пагубного состояния, люди должны свои права передать государству. Таким образом, получалось, что в государстве и на международной арене действуют не воля Бога, не высокая мораль, а эгоистический расчет и здоровое чувство самосохранения.

В качестве основных средств построения разумного общества ученые XVIII в. предложили просвещение и воспитание. (Поэтому XVIII в. принято называть веком Просвещения, в свою очередь, XVII в. – веком Рационализма, а XIX в. явился веком классическим). Невежественный человек не может быть свободным. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Основные идеи просветителей о правах и свободах человека нашли отражение в «Декларации прав человека и гражданина» (1789).

Пока ученые воспевали человеческий разум, шла быстрая дифференциация и поляризация европейского общества. Дворянство, крестьянство, буржуа и пролетарии пребывали в мире собственных субкультур со своими ценностными и художественными предпочтениями. «Третье сословие» решительно набирало силу, став материальным носителем рационализма.

Художественная культура сохранила со времен Возрождения свой высокий престиж. Новое время подарило человечеству великих мастеров. Однако в результате дифференциации искусств среди художников исчезли универсальные личности. Основными художественными направлениями и стилями данного периода были в XVII в. барокко (архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец П. Рубенс), классицизм (художник Н. Пуссен, литераторы П. Корнель, Ж.-Б. Мольер); в XVIII в. появился стиль рококо (художник О. Фагонар), художественное течение сентиментализма (Ж.-Ж. Руссо). В XIX в. стилевой рисунок еще более усложнился: модернизм, романтизм, реализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: