Тема 10. Информационное право

Раздел 10.3 Правовые нормы

Правовые нормы, обеспечивающие реализации права на поиск, получение и передачу информации, содержатся также в целом ряде законов по видам информации. Это нормы об обязанностях по предоставлению информации определенного вида издателями, редакциями и другими распространителями информации, владельцами и пользователями информационных ресурсов. К таким законам можно отнести, например, законы «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О библиотечном деле», «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». Имеются такие нормы и в проектах законов «О правовой информации», «О персональных данных» и др. Нормы разрабатываемых проектов законов по видам информации подлежат конкретизации и «привязке» к конкретным условиям создания, преобразования и потребления соответствующих видов информации. Основополагающим проектом в этой области можно считать проект Федерального закона «О праве граждан на информацию», которой должен урегулировать отношения, возникающие в процессе реализации прав граждан свободно искать, получать, передавать и распространять информацию. (И.Л.Бачило Право на информацию. Проблемы информатизации. 1995 №1) Проект наделяет граждан правом предоставлять (передавать) бесплатно или возмездно принадлежащую им информацию другим лицам либо передавать право собственности на свои информационные ресурсы посредством заключения договора купли-продажи, дарения, реализации права наследования, а также другим законным способом.

Формирование единого информационного пространства требует решения проблем связи и телекоммуникации. Отношения по поводу развития средств связи регулируются федеральными законами «О связи» (16.02.1995 № 15-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации № 8), «О федеральной фельдъегерской связи» (17.12.1994 № 67-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации.№ 34), «О почтовой связи» (09.081995 № 129-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации.№ 33).

Важнейший закон в этой области – Федеральный закон «О связи». Он устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации (федеральная связь, далее – связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в ней или пользующихся услугами связи. К федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи). Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи. Важнейшим направлением работ в области связи является развитие сетей связи, т.е. технологических систем, обеспечивающих один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания. Сюда относятся следующие сети связи: сети связи общего пользования, ведомственные сети связи, выделенные сети связи, сети связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Сети и средства связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ. Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ. В случае утраты или повреждения почтового отправления с объявленной ценностью оператор связи возмещает отправителю ущерб в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 10.4 Правовые проблемы информационной безопасности

Развитие глобального процесса информатизации общества породило новую проблему – информационную безопасность человека и общества.

Под информационными угрозами стали пониматься факторы или совокупность факторов, создающие опасность функционирования информационной среды общества.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищённости информационной среды общества.

Обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности являются интересами отдельного человека, которые пересекаются с интересами общества в желании достижения и сохранения общественного согласия и духовного развития общества.

Совокупность перечисленных интересов образует с интересами государства, такими как целостность территории, стабильность экономики и правопорядка – национальные интересы страны.

Безопасность информационной сферы общества и «национальные интересы страны» породили новые термины: «информационная война», «информационное оружие», информационная угроза». Иначе говоря, ряд информационных средств и методов позволяет осуществлять информационное воздействие на противника:

ü компьютерные вирусы, логические бомбы;

ü средства навязывания ложной информации по каналам радио и телевидения.

Одним из последних информационных навязываний человечеству было распространение информации о существовании в Ираке оружия массового уничтожения людей. На деле, армии ряда стран, уничтожив тысячи мирных жителей и свергнув режим Саддама Хусейна, не обнаружили следов этого оружия. На примере этого яркого эпизода начала XXI века начинаешь реально оценивать ситуацию и понимаешь, что человечество вступило в эпоху информационных войн.

Проблема обеспечения информационной безопасности страны представляет важнейшую составляющую национальной безопасности каждой страны. И зависит эта безопасность от информационной свободы личности, которая предполагает определённый уровень ответственности перед обществом за свои поступки в информационной сфере. В свою очередь государственное и международное право, общественные нормы должны регулироваться правами Конституции страны. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создать доступные условия функционирования общественно значимой информации о состоянии экономики, культуры, образования, экологии и т.д. Невыполнение этих обязанностей должно подразумевать административную и уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.

Стремительное развитие процесса информатизации общества создаёт объективные условия нового вида правонарушений – информационные правонарушения. Основные виды информационной преступности:

ü Информационные преступления в интеллектуальной сфере, которой является, например, распространение так называемой «пиратской» информационной продукции – аудио - видеоклипов популярных музыкальных исполнителей, компьютерных программ и баз данных.

ü Информационные преступления против личности. В Конституции Российской Федерации закреплены следующие права:

ü Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п.1 ст.23);

ü Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23, п.2);

ü Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст.24, п.1).

ü Компьютерные преступления. Такого рода преступления совершаются профессиональными пользователями Интернет сети – «хакерами». Это программисты, обладающие определёнными знаниями и прекрасно владеющие навыками использования вычислительных и телекоммуникационных систем. Их целью являются хищения средств из автоматизированных денежных фондов путём подделывания счётов и платёжных ведомостей. Перечисление денег на фиктивные счета и совершение покупок с фиктивной оплатой. Кража информации из баз данных с последующей перепродажей. Перехват информации при помощи прослушивающих систем и другие. В современном обществе компьютерные преступления совершаются незаурядными личностями, обладающими любознательностью, изобретательностью и не имеющими уголовного прошлого. По Российским законам за преступление такого рода грозит 5-10 лет лишения свободы.

В настоящее время характерными методами борьбы с информационной преступностью являются:

ü развитие правового регулирования и законодательства в информационной сфере, а так же методов защиты информации;

ü сертификация технических программных средств;

ü подготовка и обучение специалистов в сфере служб информационной безопасности разного рода структур;

ü повышение уровня правосознания пользователей.

Основными задачами правового регулирования в области информационных ресурсов является:

ü юридическая защита прав собственности на эти ресурсы государственных, общественных, коммерческих структур или физических лиц;

ü создание правовой базы, осуществляющей обеспечение сохранности государственной или коммерческой тайны и информационной безопасности страны и её граждан.

Необходимо отметить, что информационное законодательство России претерпевает в настоящее время стадию становления. Начав формироваться в середине 90-х годов ХХ века, оно выпустило в свет ряд необходимых документов и законодательных актов.

ü Федеральный закон «0 библиотечном деле» (23.11.1994);

ü Федеральный закон «0б обязательном экземпляре документов» (23.12.1994);

ü Постановление Правительства РФ «0б информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации» (01.12.1994).

Ряд законодательных актов обеспечивает: правовое регулирование процессов функционирования глобальных информационных систем – в частности сеть Интернет, охрану прав потребителей информационных продуктов и услуг, защиту населения от вредного воздействия ряда информационной продукции, а так же правовую основу применения новых информационных технологий в сфере медицины, досуга населения или дистанционного обучения.

Информационное законодательство по сути своей есть не что иное, как правовое обеспечение информационной безопасности.

Согласно Закону, целями такой защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Повсеместность циркулирования информации в государстве и обществе, ставит вопрос не только о создании блока специальных актов информационного законодательства, но и о включении информационно-правовых норм в большинство нормативных правовых актов отраслей законодательства, в той или иной мере связанных с информацией, ее созданием, преобразованием и потреблением.

В правовом государстве, которое строится в России, взаимоотношения в обществе основываются на знании закона, что является обязательным условием нормального существования государства и общества.

Правовое государство обязано обеспечить своих граждан и все свои структуры информацией о действующих законах, о других нормативных правовых актах и иной правовой информацией, создать условия для оперативного получения любым субъектом информации о необходимых ему нормах права для самых разных целей. Практически все развитые страны имеют свои мощные банки правовой информации, из которых многие тысячи пользователей получают информацию по обычному телефону. Вот несколько примеров:

В США действует ряд автоматизированных систем правовой информации: автоматизированная система поиска по полным текстам юридических документов LEXIS; WESTLAW используется при подготовке решений по прецедентам. В банках этой системы хранятся полнотекстовые документы: законы, решения федеральных и окружных судов, юридические словари – и другие системы.

В Германии наиболее известная система – JURIS. Она включает банки данных: федерального законодательства, административных актов, публикации в области права и др. Существуют также системы NOMOS, DATA POOL.

В Австрии действует система RDB, содержащая банки данных полных текстов по судебным решениям и статьям судебного корпуса.

Швейцария имеет собственную систему юридической информации SWISSLEX, содержащую полные тексты судебных решений, налоговых разбирательств и т.д.

Во Франции юридические банки данных объединены в одну государственную компанию. Она включает системы CEDIJ, JURISDATA и SYDONI.

В Англии широко используется банк данных LEXIS, а также другие банки. В Австралии основной источник юридической информации – система CLIRS.

Большинство из перечисленных систем ныне объединяет в себе сеть сетей – Интернет.

Российская автоматизированная система информации о нормативных актах (РАСИНА) – основной источник юридической информации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Выделите виды маркетинга.

Сколько этапов эволюционного развития концепции маркетинга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: