Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста

При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

У 6-летних детей наблюдается бурный рост тела в длину. Ребёнок теряет избыточную округлость, у него интенсивно растут скелет и мускулатура, усиливается процесс окостенения, начинается формирование и окостенение грудной клетки и позвоночника. Бурный рост приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм 6-летнего ребёнка зависимым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе к ограничению двигательной активности, статическим нагрузкам, психическому напряжению. Поэтому школьный режим шестилеток должен включать разнообразные формы и средства физического воспитания, обеспечивающие высокий уровень двигательной активности.

Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем позволяют выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. В возрасте 6-7 лет наблюдается естественный бурный прирост выносливости и как следствие – повышенной чувствительности к воздействию физических нагрузок, направленных на её развитие. Стимулировать развитие выносливости необходимо, т.к. она тесно связана с работоспособностью ребёнка, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, значительно повышает его физическую работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств. В занятия рекомендовано включать равномерный бег, объём которого должен составлять 1000-1500м за 8,5-9 минут без особого напряжения, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствующий повышению функциональных возможностей организма и снижению заболеваемости, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и другие упражнения циклического характера.

В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции.

Возраст 7-9 лет характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития. Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают достаточно высокой степени развития и способствуют овладению технически сложными формами движений, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости. Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах), а статические усилия у них сопровождаются быстрым утомлением.

Мышцы и связки позвоночника детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками толще, чем у взрослых. Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных условиях создаёт опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще всего наблюдаются искривления позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы). Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо уделять развитию мышц туловища (упражнения типа лазанья в наклонном и вертикальном положениях). При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне, не допускать чрезмерных физических нагрузок. Большие по объёму и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой задержку роста. Необходимо избегать ассиметричных упражнений, чрезмерного развития гибкости, прыжков с большой высоты и на твёрдый грунт, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.

У детей младшего школьного возраста ограничена и способность работать «в долг». Они прекращают работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 литр. Вместе с тем младшие школьники быстро восстанавливаются после нагрузок, и у них вновь появляется потребность в двигательной активности. Смена функциональной активности в поведении школьников предопределяет необходимость в выборе оптимального чередования нагрузки и отдыха. Надо избегать длительного, монотонного выполнения однообразных двигательных действий, а также продолжительных эмоциональных напряжений. В учебный процесс нужно постепенно включать новые задания, двигательные действия, разнообразные формы организации занятий.

В этом возрасте у детей ещё слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность и потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребёнка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению у младших школьников осуществляется за счёт движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: