Высшей формой социальной жизни он называет государство, наилучшим вариантом является монархия. Он полагал, что всякое государство имеет собственные интересы, которые выше интересов отдельных граждан.
6. В случае необходимости оно может вступить в войну с другими государствами. По Гегелю, война – естественное явления человеческой истории. Историю же он понимает как проявление "мирового духа", как прогрессивное стремление к свободе. На этом пути человечество прошло 3 стадии:
1. В восточных деспотиях свободен был один человек – монарх.
2. В греко-римском обществе – некоторые (граждане полисов).
3. В германском мире, приходящем с воцарением христианства, свободны все.
История развивается помимо деятельности людей. Они могут иметь частные интересы в политике, но "хитрость мирового разума" направляет движение в нужную сторону.
В каждый период истории мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определённый народ, а в этом народе – конкретных людей, воплощающих смысл истории.
|
|
Философия Абсолютного духа - третья составная часть философии духа. Абсолютный дух есть единство субъективного и объективного духов
Гегель называл 3 формы Абсолютного духа:
- искусство;
- религия;
- философия.
1. Искусство выражает абсолют в чувственных образах. Высшей формой искусства он считал классику (в частности – античное искусство).
2. Религия – в представлениях. Самой адекватной формой религии он считал христианство.
3. Философия в спекулятивных понятиях. Именно философию Гегель считает наиболее адекватным способом постижения Абсолюта. Вся истории философии есть раскрытие содержания Абсолюта.
Интересно, что Гегель считал: нет абсолютно ложных философских систем.
Резюмируем сказанное:
1. Гегель продолжил традиции классической философии.
2. Используя богатейшие знания по различным отраслям науки и философии, он создаёт уникальную философскую систему.
3. Онтологической основой абсолютного идеализма Гегеля является Мировой дух, который в процессе своего развития и самопознания объективируется в различных проявлениях природы и духа. Диалектической основой его развития является внутренняя противоречивость Мирового духа.
4. Гегель полагает в основу своей системы принцип триадичности, который неизменно повторяется во всех проявлениях Мирового духа, будь то природа, социум, человек.
5. Историю Гегель рассматривает как естественный процесс развития и самопознания Мирового духа, а войну как естественное проявление закона борьбы противоположностей.
6. Смысл человеческой истории он видит в осознании понятия свободы, в её реализации в обществе. Именно Г. Гегелю принадлежит мысль: "Народ заслуживает того правительства, которое у него есть".
|
|
Резюмируя, отметим, что философия Г. Гегеля оказала огромное влияние на последующую философскую мысль. До середины 40 годов 19 века она была наиболее авторитетной философской системой в Европе.