Натурфилософия эпохи Возрождения

ДЖОРДАНО БРУНО в своей пантеистической философии следовал учениям неоплатоников. В центре космологической доктрины Бруно — мысль о бесконечности Вселенной, она никем не сотворена, существует вечно и не может исчезнуть. Будучи сама неподвижной, в ней самой происходят непрерывные изменения и движения, которые носят естественный характер. Он отказывается от идеи Бога-перводвигателя, опираясь на тезис о самодвижении материи. Материя существует не только как причина изменений, происходящих в реальности и возможности (в смысле неразвернутой субстанции), но выступает как Единое и в бытии и в реальности вещей, природы, Вселенной. В Едином содержится вся полнота и универсальность бытия, но оно в то же время не полностью тотально, т. к. каждая вещь, являясь единой, является таковой не единым способом. Мир является Единым, состоящем из множества самостоятельных единиц. Их физическим минимумом является атом, математическим минимумом — точка, метафизическим — монада, каждая из которых будучи неповторимой отражает в себе весь универсум.

Отправной посылкой гносеологии Бруно является утверждение о том, что в человеческой душе кажет себя единая вселенская мировая душа, неотделимая от одушевленной материи. Человеческая душа отлична от животной “специфической конфигурации” строением, зависящим от физической структуры телесных органов. Проникнуть в глубину явлений, познать закономерности природы — вот главная цель разума. Познание идет от восприятия к представлениям, рассудку и разуму. Само по себе чувственное познание недостаточно. Так как предметом познания является “божественность” природы, то это процесс бесконечный, поскольку бесконечен сам его предмет. Истину можно постигнуть лишь посредством философии, но не теологии. В этике Бруно земные цели человека, его деятельность являются исключительным мерилом нравственности. В устремлении к возвышенным целям он должен преодолевать страх личной гибели, уничтожения. С другой стороны, человеческая деятельность должна носить возвышенный характер, устремляться к бесконечности, частью которой он является, познавать Вселенную и, в соответствии с этим, реализовывать себя.

БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО исключает Бога из исследования природы. Он является лишь творцом мира, в дальнейшем не вмешивающегося в ее процессы. Говоря о необходимости освобождения философии от функции служанки теологии, Телезио призывает опираться на непосредственное восприятие, опыт и собственный разум. Он провозглашает принцип телесности, материальности вещей: телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, в то время как сам этот принцип пассивен, а движение и изменение вызваны борьбой двух противоположностей — тепла и холода. Последние бестелесны, но проявляться вне материальной субстанции вещей не могут.

Натурфилософские воззрения Телезио связаны с его трактовкой познания и человека. Тепло является основой активного жизненного принципа, который обозначается Телезио как дух.

Своей концепцией о жизненном духе натурфилософ указывает на единство всех живых существ. В качестве этого духа выступает “пневма”, представляющая собой теплую телесную подвижную материю, находящуюся в живом организме и способствующая движению; она также определяет жизненно важные функции организма (чувствительность, восприятие и т. д.). Человек же отличается от животных тем, что его “пневма” более “тонкая” и “теплая”.

Главным средством познания является восприятие, говорит Телезио, мышление и суждение определяются им, поэтому любая наука должна исходить из непосредственного опыта.

1. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М., 1989.

2. Горфункель, А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. – М, 1980.

3. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах; Т.1 – М., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: