УСТРОЙСТВО ПЛОЩАДОК И АВТОСТОЯНОК
Виды пешеходных дорог и техника строительства.
При строительстве дорог немаловажное значение имеет и дорожное покрытие. Наиболее распространенными видами пешеходных дорог в лесопарках являются песчано-гравийные и щебеночно-набивные.
Песчано-гравийные покрытия наиболее просты по применению материалов и устройству. Строят их на грунтовом основании двумя способами — укладкой готовой песчано-гравийной смеси или путем перемешивания песка, глины и гравия непосредственно на полотне дороги. Ниже приводятся примерный состав смеси и толщины покрытий.
Песок средне зернистый…………………………………60
Глина …………………………………………………. 15—20
Гравий горный (фракция зерен до 2—3 см)............... 20—25
Толщина слоя покрытия для пешеходных дорог ……. 12
Толщина слоя покрытия для проезжих дорог ………. 20—25
Однородность состава этих покрытий по всей толщине позволяет длительное время обходиться без капитального ремонта.
Щебеночно-набивные покрытия по применяемым материалам и способу укладки более сложны, чем песчано-гравийные. На подготовленное песчаное основание дороги насыпают щебенку (желательно гранитную) слоем от 12 до 22 см, в зависимости от грунта с размером частиц (фракций) от 35 до 55 мм, щебенку разравнивают бульдозером или грейдером, окончательно профилируют вручную, поливают из расчета 15 л на 1 м2 покрытия и укатывают затем катком весом от 5 до 10 т (проход его по одному месту — пять-семь следов). Подготовленной щебеночная поверхность считается тогда, когда под ногами не чувствуется подвижности отдельных частиц или когда щебенка, брошенная под вальцы катка, раздавливается на ней. На подготовленный щебеночный слой наносят высевки гранитных или других пород слоем 3—5 см, которые разравнивают и поливают из расчета 10 л на 1 м2 покрытия; затем их укатывают катком весом от 2 до 4 т с проходом по одному месту не менее пяти следов. Укатанное по высевкам полотно содержится 4—5 дней во влажном состоянии, для того чтобы высевки сцементировались.
|
|
Для лучшей организации отдыха трудящихся и их обслуживания, а также в целях сохранения жизнеустойчивости древостоев и напочвенного покрова, кроме дорожно-тропиночной сети, устраиваются площадки различного назначения и автостоянки. Площадки следует располагать вдали от центральных дорог, декорируя их кустарниками, вблизи какого-либо источника воды — реки, озера, родника или просто колодца. По своему назначению площадки должны быть строго индивидуальными, а по местоположению — сочетаться с окружающим ландшафтом.
Целесообразно спортивные площадки располагать у воды и на открытых местах. Приняты следующие размеры площадок (табл. 28).
|
|
Таблица 28
Размеры спортивных площадок
Наименование игр | Размеры площадки, м | |
длина | ширина | |
Баскетбол Волейбол Бадминтон Городки Ручной мяч Лапта Настольный теннис (на 1 стол) | 30 24 15 30 40 76 7,75 | 18 15 8 15 20 38 4,3 |
Площадки для видовых точек и тихого отдыха. Такие площадки устраиваются в наиболее интересных местах лесопарков с целью показа красивых далеких перспектив, населенных пунктов, своеобразных декоративных групп или иных объектов природы. Минимальным размером площадки следует считать 10 X Х20 м2. К площадке должен быть устроен подъезд или подход. Площадку и близлежащие насаждения надо благоустроить путем проведения следующих работ:
· формирования опушек с целью усиления их декоративности;
· уборки со стороны обзора мешающих деревьев, прорубки так называемой «видовой просеки»;
· обсадки декоративными кустами опушки поляны, на которой расположена видовая площадка (если это требуется);
· расстановки лесной мебели, с тем чтобы видовая площадка служила местом отдыха.
Автостоянки и автоплощадки. Для создания удобств посетителям, прибывающим в лесопарковую зону на автомобилях, необходимо построить автостоянки. Устраивать их желательно рядом с подъездными магистральными дорогами, вблизи входов и въездов в лесопарк. Размер площадок автостоянок должен быть не менее 100—200 м2, но не более 500 м2 (из расчета 15—20 м2 на автомашину). Во всех случаях целесообразно стремиться к увеличению числа автостоянок, а не их размеров. Они должны обеспечивать удобство маневрирования, посадки и высадки пассажиров. Для отвода воды площадка должна иметь уклоны от 0,002 до 0,006, а по границам площадки — кольцевой дренаж.
С целью хорошего обслуживания посетителей питанием и максимального сохранения окружающего ландшафта от всевозможного строительства обслуживающих устройств желательно устанавливать выездные автолавки, автоцистерны и автокафе, для чего необходимо предусматривать специальные площадки.
Детские площадки. Особое внимание надо уделять устройству детских площадок и аттракционов. Эти площадки нужно располагать так, чтобы дети находились на виду у взрослых, и в то же время были ограждены живой изгородью или небольшим подлеском от дорог и транспорта. Детские аттракционы на одной площадке группируют с таким расчетом, чтобы на ней играли дети одного возраста.
Например, для дошкольников целесообразно устраивать песочницы, качалки, бумы для ходьбы на равновесие, деревянные лазы и т. д.;
для детей школьного возраста — различные гимнастические снаряды: шведскую стенку, шест, трапецию, вращающееся бревно, лабиринты, настольный теннис и т. д.
Очень интересно оформление детских площадок торцовым покрытием из дерева. Размеры и их расположение могут быть различны в зависимости от используемых древесных чурбаков или кряжей.
Не допускается обсадка детских площадок колючими кустарниками, а также кустарниками с ядовитыми ягодами.
БЛАГОУСТРОЙСТВО ВОДОЕМОВ, РАСЧИСТКА ПРУДОВ,
РЕК, УСТРОЙСТВО ПИТЬЕВЫХ ИСТОЧНИКОВ,