Рис. 37. Наружная реклама мебельной компании KRAFT
Статичность и динамичность
Методы, приемы и средства композиции
Методы, приемы и средства композиции — определяются:
- психофизическим состоянием органов восприятия и мозга человека,
- спецификой отражения в сознании человека объективной реальности.
Композиционный прием — синтез различных средств композиции.
Проектирование дизайн-графики зависит от ее функциональной схемы, которая определяет диапазон используемых композиционных средств.
Методы и приемы композиционной организации: (их различают 8)
- Статичность и динамичность
- Симметрия и асимметрия
- Формат
- Пропорции, пропорционирование
- Масштаб, масштабность
- Ритм, метр
- Тождество, контраст, нюанс
- Фактура, текстура
Статичность — это выражение в чувственном восприятии человека состояния покоя, неподвижности, незыблемости, устойчивости, равновесия.
Масса — зрительно воспринимаемое количество материала, которое может заполнить пространство в пределах видимой геометрической формы.
|
|
К омпозиционные приемы создания статичной композиции:
Выделяют следующие приемы: (7)
— распределение массы по высоте изделия, направленное к опорной поверхности
— использование опорных элементов с повышенной площадью,
— горизонтальное разбиение массивного объема, расширяющимся книзу основанием;
— отказ от диагоналей, создающих ощущение движения,
— использование метрического ряда, вместо ритмического ряда;
— использование симметрии и минимума свободного пространства;
— использование таких фигур как: квадрат, треугольник, овал, которые способствуют статичному характеру композиции.
Замечания: (рис. 37).
Массивное, увеличенное по площади основание создает устойчивое впечатление от композиции.
Большой по объему объект создает ощущение большей массы, следовательно, выглядит статично
Замечание: возможно создание не абсолютно статичной композиции, а композиции с усиленным свойством статичности - это способствует передаче состояния уравновешенности и покоя при сохранении элементов динамики.
Динамичность выражается в форме объекта, имеющего определенную направленность, передающую движение (рис. 38).
Динамичность способствует созданию образной выразительности, которая основывается на использовании ритма, развития, роста.
Факторы, способствующие созданию динамичной композиции - следующие:
— использование элементов композиции, масса которых приближается к линии,
— использование диагональных линий, ритмических рядов;
— использование изображения движущегося объекта в момент кульминации движения и оставляют перед ним свободное пространство для создания впечатления движения продолжительного во времени, которое еще совершается.
|
|
Рис. 38. Наружная реклама «МДМ Банка»
Симметрия и асимметрия.
Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся элементы друг относительно друга на плоскости или в пространстве.
Симметрия является признаком гармоничной композиции.
Замечание: симметрия как метод композиционной организации используется давно. В древности симметричность композиции являлась условием ее гармоничности, эстетичности, красоты и целостности восприятия.
Симметрия, как метод композиционной организации, позволяет:
— выявить главное в композиции,
— объединить элементы композиции.
— создать целостное восприятие композиции.
Рис. 39. Рекламный щит для ресторана «МАРИО»
Рис. 40. Дизайн билборда для ресторана «КАФКА»
Рис. 41. Билборд «НТВ-Интернет»
Виды симметрии:
- осевая симметрия
- симметрия переноса
- винтовая симметрия
— осевая симметрия. — характерна для центричных объектов, которые могут вращаться - это симметрия поворота (рис. 42);
Рис. 42. Журнальная реклама компании «Кредо-сервис Тур»
— симметрия переноса — объекты располагаются на равном расстоянии вдоль прямой оси (различные орнаменты) (рис. 43, 44);