Уровень транспортного шума в придорожной полосе (вне городской застройки) при отсутствии природных или искусственных препятствий (защитных экранов, лесополос) определяется по формуле (дБА):
(5)
(6)
где и Lт - эквивалентные уровни шума транспортного потока на расстоянии не ближе 7,5 м от оси ближайшей полосы движения соответственно общий и без учета поправок;
Li - поправки по i -му фактору влияния (состав, скорость потока, тип дорожного покрытия, продольный уклон дороги, тип подстилающей поверхности); Кр – коэффициент учета типа подстилающей поверхности;
[ L ] – предельно допустимые уровни шума для разных территорий;
F – фоновое значения уровня шума.
При скорости движения потока 40 км/ч величина эквивалентного уровня шума транспортного потока на расстоянии не ближе 7,5 м от оси ближайшей полосы движения может определяться по формуле (дБА):
Lт =50+8,8lgN, (7)
где N - расчетная интенсивность движения при средней скорости потока, авт/ч.
Значение шума транспортного потока вне городской застройки с учетом поправки на скорость движения (Lт+Lv) принимается по данным табл. 2 в зависимости от интенсивности движения
Таблица 2
Уровень шума транспортного потока при разной интенсивности и скорости движения, дБА
Интенсивность, авт/ч | Скорость движения потока, км/ч | ||||
63,5 | 65,0 | 66,5 | 68,0 | 69,5 | |
66,5 | 68,0 | 69,5 | 71,0 | 72,5 | |
69,3 | 71,0 | 72,5 | 74,0 | 75,5 | |
72,5 | 74,0 | 75,5 | 77,0 | 78,5 | |
75,5 | 76,0 | 77,5 | 79,0 | 80,5 | |
76,5 | 78,0 | 79,5 | 81,0 | 82,5 | |
78,3 | 80,0 | 81,5 | 83,0 | 84,5 |
Поправка на продольный уклон Li определяется из табл. 3.
Таблица 3
Влияние уклона на уровень шума
Уклон, %0 | Менее 20 | ||||
Li , дБА | +1 | +2 | +3 | +4 |
Поправка на тип покрытия Ld определяется из табл. 4.
Таблица 4
Влияние типа покрытия на уровень шума транспортного потока
Покрытие | Литой асфальтобетон | Мелкозернистый асфальтобетон | Черный щебень | Цементобетон | Мостовая |
Ld, дБА | - 1,5 | + 1,0 | + 2,0 | + 6,0 |
Поправка на состав движения Lk определяется из табл. 5.
Таблица 5
Влияние состава транспортного потока на уровень шума
Доля грузовых АТС и автобусов (не дизельных), % | 5- 20 | 20- 35 | 35 - 50 | 50 - 60 | 65- 85 |
Lk, дБА | - 2 | - 1 | + 1 | + 2 |
Поправка на дизельные автомобили Lda определяется из табл. 6.
Таблица 6
Влияние типа двигателей на шум транспортного потока
Доля дизельных АТС в потоке, % | 5 - 10 | 10 - 20 | 20 – 35 |
Lda, дБА | + 1 | + 2 | + 3 |
Поправка на расстояние от крайней полосы движения LL определяется из табл. 7.
Таблица 7
Уровень транспортного шума на разном расстоянии от дороги, дБА
Расстояние, м | Число полос движения | ||||
Ширина разделительной полосы, м | |||||
- 4,6 | - 3,6 | - 3,4 | - 3,2 | - 3,0 | |
- 7,5 | - 6,1 | - 5,7 | - 5,5 | - 5,2 | |
- 9,2 | - 7,7 | - 7,2 | - 7,1 | - 6,7 | |
- 10,4 | - 8,8 | - 8,4 | - 8,1 | - 7,7 | |
- 12,2 | - 10,5 | - 10,0 | - 9,7 | - 9,3 | |
- 14,4 | - 12,2 | - 11,6 | - 11,4 | - 11,0 | |
- 17,4 | - 15,6 | - 15,0 | - 14,7 | - 14,3 | |
- 19,1 | - 17,3 | - 16,7 | - 16,5 | - 16,0 | |
-20,4 | - 18,5 | - 18,2 | - 17,7 | - 17,2 |
Значения коэффициента учета типа поверхности между дорогой и точкой замера приведено в табл. 8.
Таблица 8
Влияние типа подстилающих поверхностей на шум транспортного потока
Тип поверхности | Вспаханное поле | Асфальтобетон, цементобетон | Зеленый газон | Рыхлый снег |
Кр | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 1,25 |
Уровень шума транспортного потока на участках УДС крупных городов также определяется составом транспортного потока, его интенсивностью, скоростью, числом полос движения и другими параметрами. Для оценки эквивалентного уровня шума транспортного потока на городских дорогах с числом полос движения до 4 можно использовать формулу А. О. Крузе (дБА):
(8)
где N – расчетная интенсивность движения на одну полосу, авт/ч;
V – скорость движения, км/ч;
P – доля грузовых автомобилей и общественного транспорта в составе потока, %;
р – доля автопоездов, %;