Инженерного и рабочего проекта

На разных стадиях проектирования

Последовательность и глубина проработки ОВОС

Проработка вопросов охраны окружающей среды производится на всех стадиях составления предпроектной и проектной документации развития автомобильных дорог, последовательно углубляя рассмотрение, не допуская изменения решений, утвержденных в документации предыдущей стадии.

Экологический раздел программы развития дороги

При разработке программы строительства новой дороги общего пользования рассматривается несколько вариантов проложения трассы. Приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земельных участков, сроков и продолжительности строительства, размеров и экономической эффективности инвестиций. Решения органа исполнительной власти о целесообразности предлагаемого варианта проложения трассы является основанием для выбора земельного участка. В экологическом разделе приводятся предварительные оценки возможного экологического воздействия, включающие:

- общую характеристику региона;

- обоснование необходимости развития сети автомобильных дорог;

- существующую и предполагаемую интенсивность и состав движения;

- существующий и предполагаемый уровень загрязнений окружающей среды вдоль трассы;

- площадь отчуждения земель под постоянный и временный землеотводы;

- наличие и краткая характеристика населенных пунктов вдоль трассы;

- наличие особо охраняемых природных объектов, памятников природы и архитектуры;

- наличие мест компактного проживания малых народов.

ОВОС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ,

Объектами являются, как правило, участки нового строительства, обходы населенных пунктов, строительство и реконструкция крупных мостовых переходов и участков автомобильной дороги, осуществляемых с изменением плана или продольного профиля дороги. В соответствии с принятым на предыдущем этапе техническим заданием разрабатывается специальный раздел «Оценка воздействий на окружающую среду» (обоснование инвестиций) или «Охрана окружающей среды» (инженерный проект).

В состав детальной ОВОСдля объектов первого экологического класса входит:

- описание существующего состояния окружающей среды в зоне влияния дороги;

- оценка воздействия объекта на окружающую среду;

- установление допустимого уровня воздействий;

- намечаемые природоохранные мероприятия;

- прогноз изменения состояния окружающей среды после выполнения проекта;

- расчет инвестиций на природоохранные цели.

Основные показатели воздействий приводятся для каждого вариантов трассы или отличающихся технических решений. При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:

- зоны сравнения вариантов проложения трассы должны иметь общие границы и включать участки дороги и местной сети, на которых происходит перераспределение движения;

- оптимальным считается вариант, имеющий наилучшие показатели экономической эффективности инвестиций с учетом экологической безопасности и социальных интересов населения;

- период сравнения принимается 20 лет (для вариантов проложения трассы возможно увеличение периода до 30 лет);

- параметры плана и продольного профиля при строительстве по новому направлению рекомендуется принимать постоянными на весь период сравнения;

- при необходимости учета факторов, не имеющих стоимостной оценки, могут использоваться методы многофакторного анализа.

На прилегающей к дороге территории следует выделять земли, не включаемые в полосу отвода и придорожные полосы, на которых проявляются воздействия дорожных сооружений и транспортных загрязнений.

Для учета изменений в окружающей среде по длине трассы по данным изысканий выделяются условно однородные участки - природно-территориальные комплексы (ПТК), для каждого из которых составляется свой набор исходных данных.

Основными признаками различий ПТК являются: вид и особенности природного ландшафта; характер и интенсивность хозяйственного использования; наличие в зоне влияния охраняемых территорий и объектов, крупных водоемов, водотоков, лесов первой группы; наличие в зоне влияния населенных пунктов, транспортных коммуникаций, производственных предприятий.

Для объектов второго экологического класса допускается сокращение детализации ОВОС путем применения типовых решений, аналогов и справочных данных в части расчета транспортных загрязнений, проектирования защитных мероприятий, т. п.

Для объектов третьего класса, строящихся по проектам массового и повторного применения и технически несложных объектов при условии обязательного соблюдения всех природоохранных норм, допускается выполнять ОВОС только для сравнения экологических показателей отдельных технических решений (варианты трассы, размещение сооружений и др.).

В состав ОВОС следует включать расчет суммарных затрат на природоохранные мероприятия, причем не только инвестиции на создание и воспроизводство основных фондов по защите окружающей среды, но и ежегодные затраты на очистку стоков, ликвидацию отходов и другие работы, входящие в содержание дороги. Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов в период строительства учитывается в показателях производственной деятельности организации.

Для объектов 1-го и 2-го экологических классов в состав ОВОС должна быть включена оценка экологического риска, т.е. вероятности аварийных ситуаций.

Во время строительства подобные ситуации возникают в период сверхрасчетных паводков, наводнений, оползней, других стихийных явлений, пожаров и др.; во время эксплуатации - при разрушении искусственных сооружений, невозможности движения по проезжей части вследствие заносов, размывов, а также при авариях транспортных средств с ядовитыми, взрывчатыми, горючими грузами, придорожных энерго- и трубопроводных линий, других путей сообщения и т. п.

Оценка должна основываться на принятых в проекте показателях надежности, прогнозе прямых и косвенных последствий для населения и природной среды, самого сооружения. Предлагается включение в проект мер по предупреждению опасных аварий и снижению опасности их последствий.

Природоохранные материалы должны содержать указания по контролю за выполнением требований экологической безопасности (мониторингу) при строительстве и эксплуатации объекта. В их состав входят организационные (установление системы контроля, ответственных лиц, порядка стимулирования и санкций, действий в нештатных ситуациях) и технические мероприятия (ограждения, устройства для сбора и удаления выбросов, сбросов, рекультивация нарушенных поверхностей и т. п.).

Результаты выполнения процедуры ОВОС включают следующую информацию:

1. Определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду:

- строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ, носят, как правило, временный характер;

- эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения и воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия).

2. Виды воздействий на окружающую среду автомобильных дорог и мостовых переходов и условия, при которых учет воздействий является обязательным.

3. Анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта:

- наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.;

- местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве;

- закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды;

- общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей;

- анализ воздействия рассматриваемой существующей дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д.;

- общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки;

4. Анализ социального развития территории, включая:

- население района тяготения дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта;

- состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий;

- данные о наличии памятников истории, культуры и археологии;

- наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения;

- наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: