Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства

Монополистическое ценообразование, тем не менее, не предполагает назначения максимально возможной цены. Монополист избегает цен более высоких, чем те, которые позволяют получить максимальную прибыль. Монополист стремится к максимуму со­вокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Чис­тая монополия не гарантирует при­былей, но вероятность получения прибы­ли больше, чем для чисто конкурентного производителя, поскольку барьеры для вступления не допускают конкурентов, которые увеличили бы предложение, вызвали бы снижение цены и ликвидировали бы экономические прибыли.

Если монополист несет убытки из-за слабого спроса и относительно высоких издержек в краткосрочном периоде, то он минимизирует его и продолжает действо­вать до поры, пока его убытки меньше постоянных издержек. Как и у производителя на конкурентном рынке минимальная цена должна превышать средние переменные издержки.

Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естественными монополиями и находятся под контролем государства. Кривая спроса на продукцию фирмы - естественного монополиста пересекает кривую средних общих издержек на понижающемся участке. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования.Так, установление о бщественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, обеспечивает эффективность распределения ресурсов и производственную эффективность.Но назначая эту цену, регулирующий орган заставляет монополиста действовать в условиях, которые могут приводить к убыткам, что повлечет необходимость выделения ему государственных дотаций. Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль» устанавливается равной средним валовым издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого» процента прибыли. Эффективность при этом утрачивается, но исключается необходимость дотаций. На практике чаще используется именно этот механизм регулирования цен.

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями, поэтому подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы, которые могут назначать железные дороги, поставщики природного газа и электри­чества, определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями.

При монополистической конкуренции фирма обладает небольшой рыночной властью, обусловленной степенью дифференциации ее продукта: чем выше уникальность продукта, тем больше возможностей у фирмы для контроля над ценой. Отличие товара, производимого фирмой- монополистическим конкурентом, от продукции других фирм, выпускающих аналогичные товары, обусловливает ненулевую эластичность спроса на ее продукцию (т.е. кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, а имеет некоторый отрицательный наклон). Следствием этого является наличие избыточных производственных мощностей как неотъемлемой черты данной структуры рынка. В точке долгосрочного равновесия фирмы на этом рынке ожидается нулевая прибыль. Отсутствие экономической прибыли в долгосрочном периоде обусловлено относительно низкими барьерами входа на рынок.

Наиболее распространенный способ усиления дифференциации продукта для фирмы — реклама.Рекламные кампании осуществляются обычно с целью повысить спрос на продукцию и (или) уменьшить его эластичность. Расходы на рекламу могут обеспечить фирме экономические прибыли и в долгосрочном периоде.

Олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. В условиях олигополии продавцы – крупные фирмы весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга. Каж­дый продавец чутко реагирует на действия конку­рентов.

Существует несколько известных моделей олигополистического цено­образования:

· ломаная кривая спроса (кривая спроса резко меняется по влиянием действий конкурентов, меняющих цену);

· обусловленное тайным соглашением ценообразование (сговор) приводит к тому, что олигополисты максимизируют общую прибыль подобно монополисту;

· лидерство в ценах – лидер отрасли задает цену, а остальные ее принимают и ситуация приближается к монопольному ценообразованию;

· ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль».

Рынки факторов производства охватывают такие сферы товарного оборота, как ресурсы труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информацию, знания, интеллектуальные способности, предпринимательский талант. Решающее значение имеет использование первичных ресур­сов – труда, капитала и земли.

Рынок факторов производства имеет определенную специфику с точки зрения спроса и предложения.

Специфика спроса на факторы производства определяется тем, что он носит производный или вторичный характер. Первичным является спрос на конечные товары и услуги. Экономические ресурсы приобретаются на рын­ке только в связи с необходимостью создания готовой продукции, обла­дающей определенной полезностью для потребителя, поэтому спрос на факторы производства определяется прежде всего спросом на продукты конеч­ного потребления.

Т.о. спрос на факторы производства является производным спросом - зависит от спроса на продукт, производимый с его по­мощью, и от производительности фактора в производстве данного блага.

Спрос на ресурс со стороны фирмы определяется:

· МРL - предельной производительностью ресурса в физическом выражении:

;

· ценой на продукцию Р.

Предельный продукт в денежном выражении МRРL показывает, насколько возрастает совокупный доход фирмы в результате увеличения объема используемого фактора на единицу:

Кривая МRРL и будет являться кривой спроса на ресурс. Она показывает прирост общего дохода TR в результате использования дополнительной единицы ресурса. Прирост общего дохода TR, обусловленный использованием дополнительной единицы ресурса (например, рабочей силы), связан с ростом издержек на дополнительного работника, которые называются предельными издержками MRC. Кривая МRСL будет кривой предложения ресурса. Отсюда следует правило использования ресурса: при MRP > MRC фирма будет приобретать дополнительные ресурсы. В этом случае она получит прибыль. При MRP = MRC = P это будет последняя предельная единица ресурса. При MRP < MRC затраты на ресурс превысят доход от данной единицы ресурса и фирма понесет от нее убыток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: