Все классифицированные в первой фазе МР упорядочиваются с помощью портфолио-матрицы “степень влияния поставок – степень влияния спроса” (рис.2.2). Это позволяет выделить области с различными шансами на удачное проведение закупок или области с определённым потенциальным риском, а также оценить риск закупок у того или иного поставщика. Матрица даёт возможность предприятиям-потребителям определить стратегию поведения на рынке закупок.
Рис.2.2. Портфолио-матрица закупок
Портфолио-матрица имеет три области риска, пребывание в которых требует от предприятия определенной стратегии:
· стратегия активного поведения на рынке, при которой предприятие-потребитель использует свое положение на рынке закупок для давления на поставщиков с целью снижения цен на продукцию. Здесь существует опасность нарушения долгосрочных связей «потребитель-поставщик»;
· стратегия альтернативного поиска покупаемых МР и поставщиков («диверсификация») используется в случае, когда у предприятия-потребителя нет иной возможности, как подчиниться рынку закупок, а поставщики имеют относительно б о льший вес на рынке. В этом случае предприятию следует улучшить методы сбора и обработки информации в ходе рыночных исследований;
· стратегия выравнивания используется для закупки МР в случае отсутствия явного риска и особой выгоды от закупок извне. Но в этом случае существует опасность со стороны поставщиков каких-либо действий, дестабилизирующих рынок закупок.