Понятие и структура мировоззрения.
Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом и на его место в этом мире, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов.
В целом, это наиболее общие взгляды на мир.
Философия – теоретическая основа мировоззрения, его ядро.
Можно выделить 3 компонента мировоззрения:
1) познавательный (обобщенные знания о мире – научные, обыденные, профессиональные);
2) ценностно-нормативный (ценности, оценки, идеалы, убеждения, верования, нормы поведения);
3) поведенческий, практический (программы поведения, готовность к поступкам).
Можно предложить и другие основания структурирования.
Человек – существо чувствующее и размышляющее. Отсюда можно выделить такие компоненты, как мироощущение и миропонимание.
1) Мироощущение – эмоциональное отношение к миру, эмоциональный опыт людей, например, оптимистическое и пессимистическое.
2) Миропонимание – познавательно-интеллектуальный компонент. Зависит от глубины знаний (поверхностное, углубленное).
|
|
Можно выделить два уровня и по другому основанию:
1) Жизненно-практический уровень (им нельзя пренебрегать), но его недостаток – предрассудки, неувязки;
2) Теоретический уровень – более стройное, логически увязанное знание. Недостаток – отрыв от жизни.
Носителем мировоззрения бывает отдельная личность, группа людей (классовое). Бывает мировоззренческая позиция государства (самодержавие-православие-народность, сегодняшние попытки сформировать русскую идеологию).
Значительную роль в формировании мировоззрения играют СМИ (положительную и отрицательную).
Три типа: миф, религия, философия.
Миф. Мифос (греч.) – предание, сказание. Форма мировоззрения, свойственная раннему этапу человечества. Мифологическое – целостное образное, эмоциональное восприятие мира.
Мифологическое – такое мироосмысление, в котором разные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и вымысел, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Ребенок мыслит сходно – конкретно. Уровень знаний о мире невысок, и человек переносит на природу сверхъестественные возможности, одушевляет ее. Человек не отделяет себя от природы.
Эмоциональный момент здесь превалирует над рациональным.
Сознание синкретично (слитно, недифференцированно).
Мифология затрагивает основные мировоззренческие вопросы: происхождение и устройство космоса, жизнь, смерть, бессмертие, явления природы (пример – м иф о Прометее, добывшем огонь для людей).
|
|
Мифология свойственна не только первобытному сознанию, но и современному. И в 20 веке творили мифы (о коммунизме).
Религия и философия возникают на более позднем этапе. Они есть преодоление синкретичного сознания.
Религия – близкая к философии область. Родство в том, что религию интересуют те же коренные вечные вопросы, что и философию. Главная особенность религиозного миропонимания – попытка ответить на эти вечные вопросы: о происхождении мироздания, о сущности человека, его предназначении через вмешательство сверхъестественного, Бога – Творца мира.
Ключевое свойство религиозного сознания – удвоение мира. Истинное бытие – потустороннее. Религия отвечает на коренные потребности человека (как говорил Тертуллиан, «душа по природе – христианка»).
Сегодня существует четыре мировых религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Отличие религии от философии – опора на веру, а не на логическое доказательство. Каждая религия опирается на свою систему догматов – установленных Богом непререкаемых положений, зафиксированных в Св. Писании. Новые знания – данные свыше Богом.
Философия главным образом делает ставку на теоретическое обоснование собственных концепций и их логическое доказательство. Для философа необязательно бытие Божье (много философов-атеистов). Даже доказывают собственное бытие (Декарт).
Синтез философского и религиозного знаний дает замечательные результаты (православная патристика на основе античной философии).