Познавательный оптимизм и познавательный скептицизм. Понятие агностицизма.
Раздел 3. Философские проблемы познания.
Тема 6. Познавательная деятельность: концепции, структура.
Вопросы:
3. Особенности уголовно-процессуального познания.
Теория познания (гносеология) – один из 4 разделов философии, который изучает: природу познания, его возможности, отношение познания к реальности, условия достоверности и истинности познания.
Онтология – рассмотрение процессов реальности – самих по себе; объективно существующего мира.
Гносеология как бы со стороны смотрит на этот процесс отражения: как протекает процесс отражения объективной реальности в нашем сознании; ч то мешает добиваться истинного знания?
Сюда следует отнести и разработку приемов и методов, позволяющих свести к минимуму искажения реальности при отражении.
Гносеология: историко-философский аспект
Все философы размышляли, как человек познает мир. Некоторые сосредотачивались на гносеологии.
|
|
И. Кант видел задачу философии – в 4 вопросах:
1. Что я могу знать? (логично: не исследовав вопрос, что может человек знать, он может ставить неразрешимые вопросы);
2. Что я должен делать? (религия);
3. На что я могу надеяться? (антропология);
4. Что такое человек? (проблема свободы)
Вывод: по Канту, человеческая свобода зависит от знания (чем больше знаю, тем более свободен).
Познавательный оптимизм: мир в принципе познаваем.
Познавательный скептицизм: с омнение, что наше знание о мире адекватно самому миру.
Крайняя форма познавательного скептицизма – агностицизм (греч. – недоступный познанию) – учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
Термин агностицизм родился в 19 в. Как философская установка существует с античности.
Родоначальник – Пиррон из Элиды (4-3 вв. до н.э.):
Нельзя ничего утверждать категорически:
1. Одни и те же вещи вызывают у разных существ разные ощущения (одним полезны, другим – вредны);
2. Один и тот же предмет различные органы воспринимают по-разному;
3. Один и тот же человек, но в разных состояниях воспринимает вещь по-разному (при желтухе мед горький).
Истинное знание только у богов.
Наиболее яркие скептики – Д. Юм и И. Кант.
И. Кант рассматривал объективную реальность как мир сущностей, вещей в себе (ноуменов) и явлений (феноменов) – вещей, явившихся нашей чувственности.
Наши чувства искажают вещь. Вещь сама по себе – всегда загадка.
Д. Юм утверждал: рассматривая одно явление за другим, мы заблуждаемся, полагая, что предыдущее явление стало причиной последующего (жертва богам – удачная охота). Причина может быть другой.
|
|
В 17-18 вв. возобладал механистический детерминизм, полагающий, что качество ощущения равно качеству раздражителя (как мир вижу, такой он и есть).
Физиолог Мюллер опроверг данное утверждение – исследовал воздействие на организм электричества: глаз воспринимает вспышку света, ухо – звук, язык – кислое. Вещь одна – ощущения разные.
Мы так видим мир, собака по-другому (обонятельно).
Итак, агностицизм – установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Познаваемы лишь явления.
Мы – сторонники познавательного оптимизма. Хотя мир до конца не познаваем, ведь познать его до конца – означало бы уподобиться Богу-Творцу этого мира.
Основания оптимизма:
1. Опыт подтверждает истинность теорий, выдвигаемых учеными (самолеты летают, мосты стоят);
2. Поразительно: теории, развиваемые независимо, обнаруживают родство и глубокую связь;
3. Если бы реальность противостояла разуму, то все в мире было бы нелепо, нецелесообразно;
4. Логическое доказательство: если утверждать, что все в мире относительно, то относительно и это утверждение.
Но необходимо и познавательное сомнение, как говорил мудрый Экклесиаст, многое знание умножает скорбь.
Агностицизм – серьезная установка. Сомнение – источник познания. Ценят того, кто тебе возражает.