Структура познавательной деятельности

Познавательный оптимизм и познавательный скептицизм. Понятие агностицизма.

Раздел 3. Философские проблемы познания.

Тема 6. Познавательная деятельность: концепции, структура.

Вопросы:

3. Особенности уголовно-процессуального познания.

Теория познания (гносеология) – один из 4 разделов философии, который изучает: природу познания, его возможности, отношение познания к реальности, условия достоверности и истинности познания.

Онтология – рассмотрение процессов реальности – самих по себе; объективно существующего мира.

Гносеология как бы со стороны смотрит на этот процесс отражения: как протекает процесс отражения объективной реальности в нашем сознании; ч то мешает добиваться истинного знания?

Сюда следует отнести и разработку приемов и методов, позволяющих свести к минимуму искажения реальности при отражении.

Гносеология: историко-философский аспект

Все философы размышляли, как человек познает мир. Некоторые сосредотачивались на гносеологии.

И. Кант видел задачу философии – в 4 вопросах:

1. Что я могу знать? (логично: не исследовав вопрос, что может человек знать, он может ставить неразрешимые вопросы);

2. Что я должен делать? (религия);

3. На что я могу надеяться? (антропология);

4. Что такое человек? (проблема свободы)

Вывод: по Канту, человеческая свобода зависит от знания (чем больше знаю, тем более свободен).

Познавательный оптимизм: мир в принципе познаваем.

Познавательный скептицизм: с омнение, что наше знание о мире адекватно самому миру.

Крайняя форма познавательного скептицизмаагностицизм (греч. – недоступный познанию) – учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Термин агностицизм родился в 19 в. Как философская установка существует с античности.

Родоначальник – Пиррон из Элиды (4-3 вв. до н.э.):

Нельзя ничего утверждать категорически:

1. Одни и те же вещи вызывают у разных существ разные ощущения (одним полезны, другим – вредны);

2. Один и тот же предмет различные органы воспринимают по-разному;

3. Один и тот же человек, но в разных состояниях воспринимает вещь по-разному (при желтухе мед горький).

Истинное знание только у богов.

Наиболее яркие скептики – Д. Юм и И. Кант.

И. Кант рассматривал объективную реальность как мир сущностей, вещей в себе (ноуменов) и явлений (феноменов) – вещей, явившихся нашей чувственности.

Наши чувства искажают вещь. Вещь сама по себе – всегда загадка.

Д. Юм утверждал: рассматривая одно явление за другим, мы заблуждаемся, полагая, что предыдущее явление стало причиной последующего (жертва богам – удачная охота). Причина может быть другой.

В 17-18 вв. возобладал механистический детерминизм, полагающий, что качество ощущения равно качеству раздражителя (как мир вижу, такой он и есть).

Физиолог Мюллер опроверг данное утверждение – исследовал воздействие на организм электричества: глаз воспринимает вспышку света, ухо – звук, язык – кислое. Вещь одна – ощущения разные.

Мы так видим мир, собака по-другому (обонятельно).

Итак, агностицизм – установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Познаваемы лишь явления.

Мы – сторонники познавательного оптимизма. Хотя мир до конца не познаваем, ведь познать его до конца – означало бы уподобиться Богу-Творцу этого мира.

Основания оптимизма:

1. Опыт подтверждает истинность теорий, выдвигаемых учеными (самолеты летают, мосты стоят);

2. Поразительно: теории, развиваемые независимо, обнаруживают родство и глубокую связь;

3. Если бы реальность противостояла разуму, то все в мире было бы нелепо, нецелесообразно;

4. Логическое доказательство: если утверждать, что все в мире относительно, то относительно и это утверждение.

Но необходимо и познавательное сомнение, как говорил мудрый Экклесиаст, многое знание умножает скорбь.

Агностицизм – серьезная установка. Сомнениеисточник познания. Ценят того, кто тебе возражает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: