Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей

Финансовая стратегия организации

В каждой организации система финансового про­гнозирования базируется на определенной финансовой идеологии.

Финансовая идеология организации характеризует систему принципов осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации, опреде­ляемых ее миссией и финансовым менталитетом учре­дителей и менеджеров.

Осуществляемое с учетом финансовой идеологии прог­нозирование финансово-хозяйственной деятельности направлено, прежде всего, на разработку финансовой стратегии организации.

Финансовая стратегия организации – это система долгосрочных целей финансово-хозяйственной деятельности и наиболее эффективных способов их достижения, определяемых финансовой идеологией организации.

Финансовая политика - это форма ре­ализации финансовой идеологии и финансовой стратегии организации в разрезе наиболее важных аспектов финансо­вой деятельности на отдельных этапах ее осуществления.

Процесс формирования финансовой стратегии пред­приятия осуществляется по следующим этапам, представленным на рис. 1.

Этапы Наименование этапа
I Определение периода формирования фи­нансовой стратегии
II Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка
III Формирование стратегических целей финансово-хозяйственной деятельности организации
IV Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации
V Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности организации
VI Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стра­тегии
VII Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии

Рисунок 1 - Основные этапы разработки финансовой стратегии организации

В рамках разработанной стратегии организация осуществляет процесс финансового прогнозирования. Данный процесс включает следующие этапы (см. рис. 2).

Этапы Наименование этапа
I Постановка целей прогнозирования
II Выбор горизонта прогнозирования
III Выбор метода прогнозирования
IV Сбор релевантных данных, осуществление прогноза
V Определение необходимых допущений и их анализ
VI Оценка результатов

Рисунок 2 - Основные этапы процесса финансового прогнозирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа; коэффициентный; нормативный; балансовый; дисконтированных денежных потоков; многовариантности (сценариев); экономико-математическое моделирование и др.

Исходным в финансовом планировании является экономический анализ. С целью выявления тенденций развития организации анализируются: изменения в объеме продаж в целом и по основным видам продукции; изменения в величине прибыли, рентабельности; состав и структура основных и оборотных активов; оборачиваемость активов; состав и соотношение собственного и заемного капитала; ценовая политика; объемы и эффективность инвестиций; денежные операции и др.

Коэффициентный метод. При помощи коэффициентов, бази­рующихся на достижениях прошлого периода и затем уточнен­ных, рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Реальность плановых заданий повышается при проведении фи­нансовых расчетов нормативным методом. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-эконо­мических нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает: федеральные нормативы; нормативы субъектов РФ; нормативы местных органов власти; внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций.

Сущность балансового метода заключается в согласовании рас­ходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных пока­зателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов. Балансовый метод традиционно применяется при распределе­нии прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др.

Метод дисконтированных денежных потоков используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени посту­плений и выплат денежных средств. Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами определяется тем, насколько различные виды потоков де­нежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (оптимистиче­ского, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому вари­анту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого вариан­та рассчитывают вероятное значение критерия выбора. В качестве критерия выбора могут выступать: минимальная величина средневзвешенной стоимости капита­ла (WACC); максимальная величина чистой приведенной стоимости (NРV); максимум рентабельности собственного капитала (ROE); максимум рентабельности активов (ROA) и др. Вариант финансового плана с наименьшими стандартным откло­нением и коэффициентом вариации считается менее риско­ванным.

Методы экономико-математического моделирования позволяют най­ти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми по­казателями и факторами, их определяющими. Модель может строиться по функциональной или корреляцион­ной связи. При расчете моделей планирования важное значение имеет определение периода исследования. Он должен быть таким, чтобы исходные данные были однородными. Прогнозные методы, как частный случай экономико-математических методов, являются базисным при выработке стратегии развития организации. Прогнозирова­ние представляет собой выработку на длительную перспективу из­менений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изме­нения, так и на основе прямого предвидения изменений.

Экстраполяция - (от экстра… и лат. polio — приглаживаю, выправляю, изменяю) в математике — особый тип аппроксимации (приближения), при котором функция аппроксимируется не между заданными значениями, а вне заданного интервала. Экстраполяция — приближённое определение значений функции f(x) в точках х, лежащих вне отрезка [х0, хn], по её значениям в точках х0< x1 <... < xn

Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом.

Метод экспертных оценок. Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений. Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы.

Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. Методы коллективной работы включают методы "мозговой атаки", "сценариев", "деловых игр", "совещаний" и "суда".

Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных. К этим методам можно отнести методы анкетного опроса, интервью и методы "Дельфи". Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания состоят в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Главным их недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.

Основные этапы процесса экспертного оценивания:

· формирование цели и задач экспертного оценивания;

· формирование группы управления и оформление решения на проведение экспертного оценивания;

· выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки;

· подбор экспертной группы и формирование при необходимости анкет опроса;

· опрос экспертов (экспертиза);

· обработка и анализ результатов экспертизы;

· интерпретация полученных результатов;

· составление отчета.

Метод ситуационного анализа — стадия процесса планирования, на которой происходит понимание внешней среды и рынка, выявление возможностей и угроз, оценка конкурентной позиции фирмы. То есть, при подготовке финансового плана применяется анализ «Что будет, если…?». Основные положения ситуационного анализа состоят в следующем:

· существует бесконечное множество независящих от компании внешних факторов, влияющих на финансовое состояние компании в плановом периоде;

· некоторые из этих факторов не поддаются или трудно поддаются количественной оценке;

· значения количественных факторов в плановом периоде в момент времени “сейчас” неизвестны и поддаются только вероятностной оценке;

· реальность финансового плана увеличивается, если рассматривать не дискретные значения факторов, а определенный диапазон значений.

Суть ситуационного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о плановых объемах продаж, ценах и др., мы анализируем конечные результаты планирования, оцениваем риски и определяем оптимальный вариант действий. Одним из ярких примеров ситуационного анализа является SWOT - анализ». Он может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов, маркетинговых и финансовых планов.

Метод пропорциональных зависимостей. Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются" к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объясняется с позиции логики и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании. Последовательность процедур данного метода такова:

· Идентифицируется базовый показатель B (например, выручка от реализации).

· Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяются его значимостью в отчетности.

· Для каждого производного показателя P устанавливается вид его зависимости от базового показателя: P=f(B). Чаще всего выбирается линейный вид этой зависимости.

· При разработке прогнозной отчетности прежде всего составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.

· При прогнозировании баланса рассчитывают прежде всего ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей, а именно, чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

· Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делаются уже с помощью неформализованных критериев.

Описанный метод основан на предположении, что а) значения большинства статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации и б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны (имеется в виду, что, например, уровень производственных запасов на момент анализа и прогнозирования оптимален).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: