Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
· предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;
· предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;
· использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);
· повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;
|
|
· оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.
Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
Достоинства метода - возможность:
· получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,
· охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,
· иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,
· экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).
Недостатки:
· перекосы репрезентативности,
· неизбежность выбраковки,
· нарушение правила анонимности опроса
· усиливающее искажение ответов.
|
|
Обязательные требования данного метода:
· тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;
· обстоятельная инструкция к ее заполнению;
· шифровка конвертов;
· вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;
· напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты.
Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.
Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность.
Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования к методу:
· предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;
· разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;
· наличие телефонных справочников;
· соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;
· особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;
· повышенная требовательность к их честности;
· обязательность контроля за их деятельностью;
· перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.
Телевизионный экспресс опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
· формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;
· мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
· просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);
· оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;
· комментирование полученных результатов.
Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.
Ещё один вид опроса носит название группового интервьюирования, речь о котором пойдёт в следующей лекции.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой метод опроса в социологии?
2. Каковы типичные правила проведения опросов?
3. Опишите и интервьюирование и анкетирование как виды опроса.
4. Каким образом должна выстаиваться анкета и какова её рекомендуемая структура?
5. Охарактеризуйте преимущества и недостатки других типов опросов.
6. Разработайте анкету, включающую в себя открытый, закрытый, контрольный, прямой, безличный, личный вопросы, в рамках сформулированного вами гипотетического социологического исследования.
7. Подберите по три примера закрытых и открытых вопросов, которые обычно используются в анкетах.
|
|
8. Подготовьте вопросы интервью с целью получения массовой информации, по теме сформулированного вами гипотетического социологического исследования.
9. Разработайте процедуру он-лайн опроса по теме сформулированного вами гипотетического исследования с целью получения массовой информации.