В практике маркетинговых исследований используются два класса шкал: несравнительные и сравнительные
Несравнительные шкалы - шкалы по которым происходит измерение объекта по одному из выбранных эталонов.
1. Линейные шкалы - респонденту необходимо нанести свою оценку на линейную шкалу
Могут быть качественными
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
хочу приобрести не хочу приобретать
Могут быть количественными
хочу купить не хочу купить
2. Предметные оценочные шкалы: весь диапазон возможных значений оценок от максимального до минимального разбивается на интервалы, каждому из которых присваивается своя качественная оценка (сильно, слабо, умеренно, очень сильно и т.д.).
Симметричные (сбалансированные) шкалы
Положительно | Отрицательно | |||||
очень сильно | сильно | слабо | нейтрально | слабо | сильно | очень сильно |
Несимметричные (несбалансированные) шкалы
отлично | очень хорошо | хорошо | удовлетворительно | плохо |
3. Мнемонические шкалы
|
|
4. Шкала Лайкерта – вводится две крайности суждений – «Согласен» и «Не согласен», а весь интервал значений между ними разбивается на пять градаций, включая нейтральное мнение. Часто применяется цифровое обозначение интервалов для упрощения последующей обработки.
Используются также 3,7 и 9 градаций.
5. Шкала Стэпела -10-разрядная. Шкала позволяет получить оценку изучаемого объекта, в середине шкалы формулируется оцениваемая характеристика изучаемого объекта, в шкале имеется два противоположных полюса.
+5
+4
+3
+2
+1
Оцените надежность рубля для личных сбережений
-1
-2
-3
-4
-5
6. Шкала семантических дифференциалов (смысловых различий) – отношение респондента оценивается в биполярных категориях (нравится, не нравится), шкалы разбиваются на 3, 5, 7 диапазонов (градаций).
Симметричная
+3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | |
Нравится | Не нравится |
Несимметричная
Приятный | Неприятный |
7. Шкала Терстоуна:
выявляется отношение намерения респондента совершить покупку
одиннадцати - разрядная шкала:
10 – несомненно (вероятность 99 из 100)
9 - почти уверен (9 из 10)
8 - очень вероятно (8 из 10)
7 – вероятно (7 из 10)
6 - высокая возможность (6 из 10)
5 - довольно хорошо возможно (5 из 10)
4 - достаточно возможно (4 из 10)
3 - некоторая возможность (3 из 10)
2 - очень слабая возможность (2 из 10)
1 - почти без шансов (1 из 10)
0 - нет шансов (0 из 100)
пяти - разрядная шкала:
- несомненно куплю
- вероятно куплю
- могу купить, могу не купить
- вероятно не куплю
- несомненно не куплю
Многомерные шкалы – для изучения двух, трёх объектов, характеристик
|
|
Сравнительные шкалы - разновидность шкал, в которых производится оценка характеристик объекта по выбранным параметрам относительно друг друга для двух и более объектов исследования. К ним относятся:
- Парные сравнения;
- Ранжированные шкалы;
- Шкалы денежных сравнений;
- Шкалы постоянной суммы;
- Линейная шкала;
- Шкала постоянной суммы
1. Парные сравнительные шкалы - например, 100 респондентам предлагается высказать своё отношение к 4 видам упаковки. Сравнение упаковок производится попарно. Это значит, что опрашиваемые попарно сопоставляют все упаковки: А с Б, Б с В, В с Г, Г с А и. д. Для каждой пары сравниваемых упаковок подсчитывается количество ответов, отдающих предпочтение одному из рассматриваемой пары. После обработки данных и подсчёта ответов результаты можно свести в матричную форму:
А Б В Г
А - 20 75 40
Б 80 - 90 70
В 25 10 - 35
Г 60 30 65 -
В каждой паре первая упаковка будет обозначаться сторкой, вторая столбцом. Так, для пары товаров А – Б 80 потребителей из 100 предпочитают при выборе товаров упаковку товара Б, а оставшиеся 20 респондентов предпочитают упаковку товара А. Когда не удаётся получить круглую сумму, то в таблицу вносится номер коэффициента.
А Б В Г
А - 0,20 0,75 0,40
Б 0,80 - 0,90 0,70
В 0,25 0,10 - 0,35
Г 0,60 0,30 0,65 -
2. Ранжированные шкалы. Ранжирование – процедура упорядочивания сравниваемых объектов по возрастанию и убыванию некоторого их свойства. Результатом ранжирования можно считать логический ряд в котором каждому сравниваемому объекту присвоен свой ранг – место в ряду. Ранг - величина, принимающая два и более фиксированных значения.
Для предыдущего примера ранг равный 1 присваивается измеренной величине, которая больше или равна 0,5, а ранг 0 – величине со значением меньше 0,5.
А Б В Г
А - 0 1 0
Б 1 - 1 1
В 0 0 - 0
Г 1 0 1 -
Сумма 2 0 3 1
Упаковка В получила самый большой ранг – 3.
3. Ранжированно-упорядоченные шкалы - опрашиваемым представляется несколько объектов для сравнения, и просят поставить оценки (ранги), в соответствии с порядком предпочтения.
Пусть десяти респондентам демонстрируют четыре вида упаковки и просят расставить каждой из них по порядку свои оценки (1 - лучший товар, 2 - хороший товар 3 - удовлетворительный товар, 4 -плохой товар)
Таблица 1 - Результаты опроса
наименование товара респондент | А | Б | В | Г |
Подсчитав оценки для каждой упаковки определим, что Г – лучшая упаковка, т.к. набрала самое большое количество баллов.
4. Шкала парных денежных сравнений – заполняется денежными показателями оценок парных сравнений. Задача – определить, насколько больше или меньше готов заплатить потенциальный покупатель за сравниваемые объекты.
5. Шкала постоянной суммы – опрашиваемые должны распределить фиксированную сумму баллов, между исследуемыми объектами или их качествами.
Характеристики | Значение |
1 Престижность | |
2. Музыкальное оборудование | |
3. 4 ведущих колеса | |
4. Скорость | |
5. Безопасность | |
Сумма |
Недостаток – корреспондент должен хорошо уметь считать.
6. Линейная сравнительная шкала – по краям находятся два «эталонных» объекта, с которыми производится сравнение третьего, исследуемого.
Пусть производится изучение сравнением потребительских качеств газовых плит «Горенье». Сравниваемыми образцами, отобраны плиты «Бош» и «Газмаш». Опрашиваемого просят оценить надёжность плиты «Горенье» по шкале.