Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации.
Бюджет – это смета доходов и расходов фирмы.
Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придаёт количественную определённость выбранным перспективам существования фирмы.
Составление бюджетов включает в себя следующие этапы:
1) установление общих целей развития фирмы (осуществляется на уровне высшего руководства);
2) конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (обычно на год или полгода);
3) анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку;
|
|
4) подготовку итоговых бюджетов.
Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития организации и способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путём учёта всех возможных источников доходов: доходов от продаж, процентов от инвестиций, выплат за использование лицензий, правительственных субсидий и т.д.
Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов:
1) материальный бюджет – перечисляет виды и количества сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана;
2) бюджет закупок – конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов;
3) трудовой бюджет – ведёт счёт прямым издержкам труда, неизбежным при организации при организации запланированных видов деятельности;
4) бюджет административных расходов – включает расходы на выполнение главных управленческих функций: оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на содержание служебных помещений и офисов и т.д.
5) финансовые бюджеты.
К основным финансовым бюджетам относятся:
1) бюджет наличности;
2) бюджет дополнительных вложений капитала.
Если первый из финансовых бюджетов имеет своей целью обеспечить ликвидность фирмы, то второй уточняет запланированные денежные расходы с учётом изменений: строительство или приобретение новых заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов и т.п.
Прогнозирование бюджета наличности (краткосрочное финансовое бюджетирование.
|
|
Прогноз бюджета наличности – составная часть финансового планирования. Бюджет наличности детализирует потоки наличности (входящие – доходы и исходящие – расходы) за определённый будущий период времени.
Обычно бюджет наличности составляется на год или полгода вперёд с разбивкой по месяцам. В реальной практике нередки случаи определения понедельных (на неделю вперёд) бюджетов наличности.
Основой для составления прогноза служат ежедневные отчёты о движении наличности.
Правила составления планового бюджета наличности.
1.Закупки материалов фирма определяет в соответствии с прогнозом продаж. Оплата за материалы, которые потребуются в следующем квартале, осуществляется в предыдущем квартале. Например, чтобы продать продукции на 4 млн. рублей во втором квартале, фирма должна приобрести материалов на 1,8 млн. рублей. Оплата их производится в I квартале. Закупки материалов оцениваются приблизительно в 40 % годовых продаж.
2. Затраты на труд обычно составляют около 30 % годовых продаж.
3. Прочие расходы (амортизация, электроэнергия, административные расходы) – около 20 % годовых продаж. Раздел «труд + прочие расходы в бюджете наличности не изменяются в течение года. Так, запланировав определённую численность работников в начале года, фирма затем не изменяет её до конца года.
4. Проценты и налоги выплачиваются в конце квартала.
5. Закупки нового оборудования (капитальные затраты) фирма производит перед началом года.
6. При составлении бюджета наличности исходят из предположения, что 70 % доходов от продаж будет собрано в текущем квартале и 30 % - в следующем.
Гибкое бюджетирование.
Приведённые расчёты – это подготовка традиционного бюджета наличности, который основан только на одном прогнозе продаж. Ведь все показатели – затраты, прибыль, налоги – рассчитываются исходя из единственной прогнозной цифры продаж за год.
Такого рода подход приемлем для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. Если колебания и существуют, то в ожидаемых границах.
В реальной практике существует ряд вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который предусматривает возможность изменений, т.е. ориентирован не на единственную цифру продаж, а на диапазон из возможных уровней.
Кроме того, гибкость бюджету, как и долгосрочным финансовым планам, придаёт регулирование длины производственного рычага, т.е. управление соотношением между постоянными и переменными издержками.
Контрольные вопросы:
1. Каковы принципы финансового планирования?
2. Что входит в сосотав операционного бюджета?
3. В чём состоит значение баланса предприятия для финансового планирования?
4. Как рассчитываются показатели ликвидности?
5. Как рассчитываются показатели оборачиваемости?
6. Как рассчитываются показатели доходности?
7. В чём суть финансового рычага?
8. В чём суть метода прогноза продаж?
9. В чём суть метода процента от продаж?
10. Для чего делается на предприятии анализ безубыточности?
11. О чём гласит правило производственного рычага?
12. Какие этапы включает составление бюджета?
13. Для чего составляется бюджет наличности?