Сфера психологии

16.02.2011

02.09.2011

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Контрольные вопросы

Темы выступлений и докладов. Литература.

Литература к теме.

1.Учебник по основам экономической теории. Камаев В. и коллектив авторов. Тема 16 п. 2.

2.Экономика. Учебник под редакцией А.С. Булатова.

1.Различия в уровне заработной платы.

2.Компромисс между равенством и эффективностью

Лит-ра: С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика". Гл 16, гл22.

3.Аргументы в пользу равенства и неравенства доходов.

4.Бедность и ее причины. "Невидимые бедные".

5.Различные взгляды на благотворительные программы.

6. Дискриминация на рынках труда и пути ее преодоления.

Лит-ра: К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс". Гл 38.

7.Пенсионное обеспечение и пособия по безработице в странах с развитой рыночной экономикой.

8.Почему нужно инвестировать, если есть такая возможность.

9.Как вкладывать деньги, если есть такая возможность.

10. Что необходимо знать об обычных и привилегированных акциях и облигациях

Лит-ра: Льюис Энджел и Брендли Бойд "Как покупать акции". Гл 2, 4,5,30,32.

1.Почему существует разница в зарплате работников различных профессий?

2.Кто входит в неконкурентные группы работников?

3.Чем могут быть вызваны отклонения от условий конкуренции на рынках труда?

4. Что показывает кривая Лоренца?

5.Какова роль образования в ваших доходах?

6.Что входит в активы семьи?

7.Какие формы личных сбережений вам известны?

Преп.: Владимир Кириллович Макаров.

Зачет. Требования: посещение, реферат по педагогике (можно не более 5 стр. либо выступление с докладом по психологии (10 мин)).

_______________________________________________________________________________________

В общем о предмете курса: формирование личности специалиста в процессе обучения. Образуется индивидуальный стиль деятельности, система личностных качеств, ценностей. Ориентация на позитивный социальный опыт, который реализуется через воспитание. Формируется мотивация на основе системы ценностей. Существуют различные методы воспитания (позитивные и негативные).

_______________________________________________________________________________________

Учебные материалы: см. программу курса.

Основная литература:

· Учебник «Психология и педагогика» изд-во Питер, 2000. Авт.: Мордовская Н.В., …

· Психология под ред. Крылова (факультет психологии), и др.

_______________________________________________________________________________________

Между людьми больше различий, чем сходств. Отличия – в поведении (которое непрогнозируемо). Отличия – на уровне внешних особенностей, стиля жизни. Связано с уровнем развития цивилизации. Адаптация человека происходит на биологическом и социально-психологическом уровнях.

Цель психологической науки – понять, объяснить и предсказать поведение как отдельного человека так и группы людей. Проблемы современности – рост численности населения, наркомания, терроризм и др. – следствия поведения человека. Нужно научиться понимать себя и других.

Современная психология – экспериментальная наука. 1879 г. – формальная дата ее рождения. Создатель – Вильгельм Вундт. Он основал первую лабораторию экспериментального изучения психических явлений. Последующие годы – период бурного развития науки. Появлялись новые теории, школы. Через 4 года создана аналогичная лаборатория им. Бехтерева.

В 60-е годы в СССР – московская, ленинградская и грузинская школы психологии.

Сегодня – кризис науки, так как ни одна теория не может объяснить все психологические явления. Однако сегодня есть методы позитивного влияния на других людей, методы психологического консультирования.

Метод психоанализа Фрейда – для лечения неврозов.

Психологическая теория – система взаимосвязанных идей, принципов, построений, имеющих своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Из определения следует, что любая теория всегда умозрительна и не может быть верной или неверной. Тем не менее теория в целом принимается в научном мире как обоснованная в той степени, в какой результаты наблюдения за феноменом согласуются с объяснением того же феномена, вытекающего из самой теории.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, качественно отличной от физиологии. В начале 20 века – попытка найти объективные основания поведения человека на основе физиологических явлений. Павлов – первый физиолог, который получил нобелевскую премию. Он открыл основные свойства нервной системы: силу/слабость, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. На основе этого формируется научное объяснение темпераментов. Однако существует огромный недостаток такого подхода: психологический параллелизм: на основе одних и тех же физиологических процессов развиваются разные психические явления.

Предмет психологии – закономерные связи субъектов с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувств и умственных образов этого мира, мотивах, побуждающих действовать, а также самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Основные научные категории психологии:

· Мотив

· Чувственный и умственный образ

· Действие

· Отношение к другому

· Личность

Подробнее об этих категориях:

Психика – главный инструмент приспособления живого организма к среде обитания. Процесс приспособления непрерывен в силу непрерывности изменения свойств самой среды обитания человека. Непрерывный процесс приспособления состоит из трех отдельных приспособительных актов (этапов).

Первый этап. Мотивация – то, что придает организму некоторый импульс к движению. Этот импульс возникает, когда нарушается внутренний порядок, необходимый для сохранения жизни и целостности и организма, а также внутренние условия деятельности организма, обусловленные самой природой. Импульс – как некий внутренний императив. Область психологии, изучающая вышеописанное – мотивационная сфера. Категории: импульс, интерес, побуждение, потребность, желание, мотив. Эмоциональная сфера человека напрямую связана с мотивацией. Ведущий мотив – главные жизненные ценности.

Второй этап. Опредмечивание потребности. Суть – в субъективном пространстве формируется образ объекта или ситуация, достижение которой может восстановить нарушенные внутренние условия жизнедеятельности организма. Поиск такого объекта связан с оперированием образами (чувственными и умственными). Чувственный образ создается с помощью ощущений, представлений, восприятия и воображения. Умственные образы создаются с помощью мышления – другого познавательного психического процесса. Категорий: память, мышление, мировоззрение и картина мира.

Третий этап. Совершение целенаправленных действий. Они вызываются мотивом и направляются соответствующим образом. Категории: план, программа действия, деятельность, действие, операция, движение.

Все 3 этапа в совокупности – целостная психическая деятельность.

Основная движущая сила действий человека – его потребность (см. пирамиды Маслоу и Молчанова).

Психика – инструмент приспособления организма к среде обитания.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния, а также закономерности их функционирования, а также механизмы, обеспечивающие приспособление человека к физической и социальной среде обитания.

Пример закона психики - лучше всего запоминаются неоконченные действия.

Психология как любая другая дисциплина – наука развивающаяся. Результат развития – общественно-исторический опыт, который накапливается в процессе общения и совместной деятельности людей. Этот опыт существует в форме понятий а также норм поведения и схем действий. Каждому понятию соответствует определенный термин. Но психология – это определенная культура. Для ее понимания требуется освоить систему принятых понятий. Это упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической жизни человека, к области его поведения и жизнедеятельности. Сложность здесь – в специфике этого предмета. Она заключается в том, что каждый человек при знакомстве с психологией, сам будучи носителем психики (может наблюдать психологические явления изнутри), может, как ему кажется, выступать в качестве эксперта по проверке излагаемых положений. Проверка не всегда адекватна, так как для получения однозначного результата необходимо учитывать много различных условий. То есть практически любой психологический феномен или эффект является следствием действия множества объективных и субъективных факторов, а их воспроизведение требует тщательной организации. Таким образом, в психологии любое утверждение верно только в контексте определенных условий.

Психика – очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Механизмы психики работают незаметно для субъекта. В повседневности мы «не видим» многих психических явлений. В психике есть специальные приспособления, которые препятствуют осознанию того, что происходит внутри. В связи с этим не все, что утверждается в психологии, может быть сразу воспринято, осознано, понято, принято путем простой сверки с собственным опытом, который человек получает путем наблюдения над собой. Этимология слова психика: с греч = душа. Однако в современной психологии термином психика обозначают все феномены внутри духовной, душевной жизни человека, которые обнаруживают себя и в сознании и в поведении человека. Психика – это и сознательное и бессознательные и мотивы и образы и эмоции, и др., а так же сама личность как принцип организации всех психологических феноменов.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира, построении им неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психику нельзя идентифицировать с материальным носителем (мозгом). Любое свойство любого материального объекта проявляется только при его взаимодействии с другими объектами. Нет свойства объекта как такового.

Нервная клетка: у человека с рождения уже есть полный набор нервных клеток (до 33 млрд.). 2 типа отростков: аксон (один на каждую клетку) и дендрит (несколько на каждую клетку). Нервные клетки формируют нервную систему.

3 уровня сложности живой материи:

· клетка

· нервная система

· социальная организация (надорганизменный уровень).

Также важно то, что психические явления носят процессуальный характер.

Основное свойство психики – ее активность (активное отражение окружающей действительности, т.е. активное построение образа окружающего мира для того, чтобы на его основе строить поведение всего организма с тем, чтобы удовлетворять постоянно возникающие потребности и тем самым обеспечивать его сохранность).

Левое полушарие ответственно за:

· эмоциональное состояние и эйфорию,

· чтение,

· счет,

· оперирование знаковой информацией,

· логические построения,

· аналитическое мышление.

Расстройство деятельности левого полушария – нарушение речи, дефекты мышления.

«Неграмотное» правое полушарие можно научить читать и писать за несколько месяцев. Оно:

· оперирует образной информацией,

· обеспечивает ориентацию в пространстве,

· ответственно за восприятие к музыке,

· ответственно за эмоциональное отношение к объектам,

· ответственно за творческие способности.

Кроме того правое полушарие связано с отрицательными эмоциями.

  Художественный тип Мыслительный тип Уравновешенный тип
Более активное полушарие Правое Левое Баланс
Присущие заболевания Истерический невроз Психастения и невроз навязчивых состояний Неврастения (раздражительность, слабость, легкая утомляемость, повышенная возбудимость)

Методы научной психологии:

· специфические:

o опрос:

§ устный (интервью),

§ метод опросников.

o проективные методы.

· общенаучные:

o наблюдение,

o моделирование,

o эксперимент.

Психологические методы построены на способности человека к самонаблюдению и рефлексии, а также на способности человека давать словестный отчет о своих переживаниях.

Интервью применяется при индивидуальном исследовании в клинической практике, при консультировании и при индивидуальной психологической коррекции. С помощью этого метода можно получить много информации о человеке.

Источники информации при интервью:

· словестные высказывания,

· мимика,

· жесты,

· поза,

· внешность,

· тембр голоса,

· особенности движений,

· степень активности,

· эмоциональная реакция.

Опосредованный опрос осуществляется с помощью анкеты и опросника.

Анкеты – заранее заготовленные вопросы, относящиеся к какой-либо одной области психической жизни человека. Пример вопроса: «какое у вас хобби?» Ответы обычно – в произвольной форме. Но бывают и закрытые.

Личность определяется совокупностью черт. Поэтому опросники в своей структуре содержат несколько шкал. Каждая измеряет степень выраженности какого-либо одного свойства. Каждая такая шкала – это совокупность вопросов, которая характеризует поведение человека или его переживание. Это позволяет измерить степень выраженности одного и того же свойства у разных людей.

Проективные методы позволяют прогнозировать возможные психические заболевания у здорового человека. В основе проективных методов – феномен проекта. Суть – каждый человек обладает более или менее устойчивой совокупностью личностных черт. Они определяют его поведение, его действия, его деятельность, и т.д.

Психологический тест - особые св-во методики

· надежность (способность методики давать аномонимичные результаты при повторном исследовании)

· валидность (указание на измерение определенного св-ва)

· стандартизация по форме (все части должны соответствовать оригиналу)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: