Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных денег на содержание учреждений образования.
Типы и виды образовательных учреждений.
Сеть учреждений образования, финансирующихся из бюджета, состоит из следующих учреждений.
- детские дошкольные учреждения;
- школы начальные, неполные средние, средние;
- лицеи и гимназий;
- специальные школы;
- школы - интернаты;
- школы - интернаты с особым режимом;
- учреждений по внешкольной работе с детьми;
- детские дома;
- вечерние и заочные средние общеобразовательные школы;
- профессионально-технические училище;
- специальные профессионально-технические училище;
- учебные заведения по подготовке кадров;
- высшие учебные заведения;
- институты повышения квалификаций
Основой системы народного образования являются образовательные школы.
Общеобразовательная школа имеет следующую структуру: начальная школа включает 1-4 классы, неполные средние 1-IХ классы, средняя общеобразовательная с I-XI классы.
К расходам на образовательные школы относятся затраты на текущее содержание, приобретение оборудования, капитальный ремонт.
|
|
Расходы на текущее содержание включают: зарплату педагогического персонала, учебно-вспомагательного и административно-обслуживающего, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и служебные разъезды, учебные расходы, приобретение мягкого инвентаря и т.д.
Основными показателями, которые определяют расходы на текущее содержание школ, являются количество классов и число учащихся. При планировании устанавливаются контингент учащихся, затем количество классов, педагогических ставок и т.д.
Прием в первом классе определяется по числу детей, которым исполняются 7 лет, в пятые по числу детей, окончивших четвертый класс, в Х - по числу детей, окончивших IX класс.
Количество классов зависит от числа учеников в классе т.е. от наполняемости. Если в первом классе наполняемость установлено 40 человек, то II-IX - 30 человек,X-XI – 25 человек.
Количество школ, классов и контингент учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября.
В связи с несовпадением учебного и бюджетного года основным показателем при планировании является среднегодовое количество классов.
Среднегодовое количество классов определяется следующим образом:
Кс=(Кн *8) + (Кк * 4)/12Ң
Кс= Среднегодовое количество классов
Кн= Количество классов на начало года
Кк= Количество классов на конец года.
12- количество месяцев в год.
Для определения расходов на текущее содержание школ среднегодовое количество классов является исходным показателем. Затраты рассчитываются по укрупненным показателям на основе числа классов-комплектов.
|
|
В расходах на текущее содержание школы основную часть составляют расходы на фонд заработной платы, который определяется по педагогическому персоналу, административно-хозяйственному и учебно-вспомагательному, в фонд заработной платы включаются дополнительные и прочие виды выплат.
Фонд заработной платы определяется с 1 января 1993 года на основании единой тарифной сетки, утвержденный постановлением кабинета министров РК от 10 октября 1992 года. №888.
Исходной базой для построения единой тарифной сетки, расчета тарифных ставок должностных окладов работников является законодательно установленный в целом по республике размер минимальной заработной платы. Ставки и должностные оклады, рассчитанные на базе ЕТС, является гарантированным минимальным уровнем оплаты труда и служат основой при заключении тарифных соглашений, договоров и контрактов.
Значительные средства предусматриваются в сметах на учебные расходы, приобретение книг для библиотек, оборудование кабинетов, материалов для учебной работы.
Расходы по этим статьям рассчитываются исходя из среднегодового количества классов-комплектов и расходов на один учебный класс.
В состав расходов на текущее содержание школ включаются затраты на хозяйственное обслуживание по действующим материальным нормам: расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги, прочие хозяйственные нужды, а также затраты на предоставление семьям педагогов в сельской местности квартир, отопления и освещения.
Значительные средства расходуются на капитальный и текущий ремонт зданий.
Определенные отличия имеются в планировании затрат по школам-интернатам. Для расчета расходов на школы – интернаты исходным показателем является число учащихся воспитанников, количество классов и педагогических ставок. Методика планирования расходов на зарплату педагогического персонала соответствует порядку, установленному для образовательных школ. Дополнительно в штат школ – интернатов вводятся должности воспитателей, медицинских сестер, поваров, ночных нянь и т.д.
4. Распределение расходов на образование между уровнями бюджетов по бюджетному кодексу
В соответствии со ст. 50, 51, 52, 53, бюджетного кодекса РК расходы на образование осуществляются по следующим направлениям:
1. Из республиканского бюджета:
- Общеобразовательное обучение одаренных детей в республиканских организациях образования;
- проведение республиканских школьных олимпиад;
- подготовка специалистов с профессиональным высшим и послевузовским профессиональным образованием
- подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на республиканском уровне;
- повышение квалификации и переподготовка кадров на республиканском уровне;
- обеспечение учебниками республиканских организаций образования;
- разработка учебников, учебно-методических комплексов, пособий, программ;
- реабилитация детей в организациях образования республиканского значения;
2. Расходы областного бюджета:
- приобретение и доставка учебников для государственных организаций образования;
- дополнительное образование для детей и юношества по спорту;
- профессиональное начальное образование;
- общеобразовательное обучение по специальным образовательным программам;
- общеобразовательное обучение одаренных детей в специализированных организациях образования.
- Проведение школьных олимпиад областного масштаба
- Среднее профессиональное образование;
- Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне;
- Обследование психического здоровья детей и подростков, оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи населению;
|
|
- Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии
3. Расходы бюджета города республиканского значения, столицы:
- детское дошкольное воспитание и обучение;
- организация и обеспечение бесплатного среднего образования граждан в государственных заведениях включая вечернюю (сменную) форму обучения и среднее образование, предоставляемое через организации интернатского типа;
- Общеобразовательное обучение по специальным образовательным программам;
- Общеобразовательное обучение одаренных детей в специализированных организациях образования;
- Проведение школьных олимпиад масштаба города республиканского значения;
- Начальное профессиональное образование;
- Среднее профессиональное образование;
- Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне;
- Обследование психического здоровья детей и подростков и оказание психолого-педагогической- консультативной помощи населению;
- Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии;
- Дополнительное образование для детей и юношества;
- Приобретение и доставка учебников для государственных организаций образования города;
- Детское дошкольное воспитание и обучение;
- Организация и обеспечение обязательного бесплатного среднего образования граждан в государственных учебных заведениях, включая вечернюю (сменную) форму обучения и среднее образование, предоставляемое через организации интернатского типа;
- Проведение школьных олимпиад районного (городского) масштаба;
- Приобретение и доставка учебников для государственных организаций образования района (города областного значения)
- Дополнительное образование для детей и юношества.