Профилактика заболеваемости

Повышение материальной заинтересованности медицинских работников участковой службы

• Денежная выплата врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам и участковым педиатрам едина для всей территории РФ и составляет дополнительно 10 000 рублей.

• Денежная выплата медицинским сестрам врача общей (семейной) практики, медицинским сестрам участковых терапевтов и участковых педиатров едина для всей территории РФ и составляет дополнительно 5000 рублей.

• Профилактика ВИЧ –инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных.

• Дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок.

• Введение новых программ обследования новорожденных детей.

• Дополнительная диспансеризация работающего населения.

С целью повышения качества работы службы родовспоможения - появление Родовых сертификатов.

• Введение родовых сертификатов стимулировало заинтересованность медицинского персонала женских консультаций и родильных домов в повышении качества медицинских услуг. Введение Родовых сертификатов способствовало снижению материнской и младенческой смертности, повышению уровня сопровождения беременности. и обслуживания. За каждым сертификатом стоит конкретная сумма, которая выплачиваться из Фонда социального страхования.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

Строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В результате реализации Национального проекта:

• Снижение числа заразившихся ВИЧ инфекцией не менее чем на 1000 человек в год.

• Снижение заболеваемости гепатитом В и С не менее чем 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, в том числе ликвидация врожденной краснухи, а также гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших.

• Обследование не менее 95% новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний.

• Снижение материнской смертности до 24 случаев на 100 тысяч родившихся живыми; младенческой смертности до 10,1 случаев на 1000 родившихся живыми.

• Снижение у больных хроническими заболеваниями, по сравнению со случаями заболеваний в 2005 г., частоты обострений и осложнений не менее чем на 30% и снижение временной нетрудоспособности населения не менее чем на 20%.

• Повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи не менее чем до 45% потребности.

В 2008-2009 гг. – новые направления:

Мероприятия, направленные на снижение смертности населения РФ от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

совершенствование организации медицинской помощи, пострадавшим при ДТП(Планируется ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случае, снизить инвалидность до уровня 8 тыс. случаев в год).

В рамках этого направления запланировано оснащение 1130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием.

Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями – это направление обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тыс. населения).

В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этих целей закуплено оборудование на общую сумму 3 млрд. рублей.

Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В рамках этого направления деятельности оснащение самым современным оборудованием – на сумму 13 млрд. рублей.

В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации дополнительных мероприятий на 2008-2009 гг., составил 20,9 млрд. рублей.

Федеральные центры высоких медицинских технологий

В рамках проекта запланировано строительство 15 федеральных медицинских центров, 4 из которых начали действовать с 2004 года.

• Направления их деятельности:

• Сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, нейрохирургия.

Какие параметры учитывались при выборе места строительства:

• Потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи в определенном регионе и территориально близких к нему субъектах по профилю планируемого центра;

• Наличие в субъекте РФ высококвалифицированных кадров (профильных специалистов и среднего медицинского персонала).

• Возможности по организации догоспитального этапа и этапа долечивания после получения высокотехнологичной медицинской помощи.

• Предложений субъекта РФ по землеотводу (площадь, наличие коммуникаций, удаленность от транспортных магистралей, железной дороги, аэропорта).

• Предложений субъекта РФ по созданию жилищной и социально-бытовой инфраструктуры для сотрудников центра.

• Астраханская область- ФЦ сердечно-сосудистой хирургии

• Краснодарский край – ФЦ травматологии, ортопедии и эндопротезирования

• Красноярский край - ФЦ сердечно-сосудистой хирургии

• Пензенская область -ФЦ сердечно-сосудистой хирургии

• Тюменеская область ФЦ нейрохирургии

• Хабаровский край- ФЦ сердечно-сосудистой хирургии

• Республика Чувашия ФЦ травматологии, ортопедии и эндопротезирования

• Москва – Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии

• Некоторые результаты

В результате нацпроекта за 2009-2012 года были открыты 54 региональных сосудистых центра и 145 первичных сосудистых отделений, в которых помощь оказывается по современным стандартам. За четыре года с 2008 по 2011 года смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 10,4% по сравнению с 2010. Смертность от инфарктов так же снизилась, правда не столь сильно, на 1,3% за 12 месяцев 2011 года по сравнению с 2008 годом. C 2008 года по 2010 год смертность от инсультов снизилась на 15,1%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом смертность от онкологических заболеваний снизилась на 0,9%. Эти результаты были достигнуты за счет значительных изменений в системе организации онкологической службы. Сегодня для более эффективной работы в ней делается упор на выявление заболеваний на ранних стадиях, что позволяет предотвратить преждевременную смертность и увеличить продолжительность жизни больных.

За 2009-2010 года, показатель смертности от ДТП в регионах, реализующих программу, снизился на 22,2% и это далеко не все результаты которых удалось добиться в процессе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Помимо всего прочего снизилась смертность от всех причин до 11,9 на 1000 населения, от системы кровообращения до 750 на 100 тысяч человек населения, снизилась младенческая смертность до 8,3 на одну тысячу родившихся живыми, увеличилась рождаемость до 13,5 так же на одну тысячу человек, увеличилась средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания до 14,7 лет.

В результате реализации национального проекта появилась необходимость в системных преобразованиях здравоохранения, связанных с созданием новой формы взаимоотношений между первичным звеном и центрами высоких медицинских технологий и специализированной медицинской помощью.

Как у любого проекта национальный проект имел как положительные, так и отрицательные стороны. Существенным недостатком проекта является то, что он разрабатывался без участия ведущих практиков в сфере медицины. Авторами реформы выступили управленцы, которые по своей деятельности руководят не здравоохранением, а денежными средствами здравоохранения, учитывая, что формировать такие важные документы, как национальный проект «Здоровье», должен коллектив лучших специалистов.

• В результате игнорирования мнений ведущих медиков страны, реализацию некоторых направлений национального проекта привела к негативным последствиям, таким как, например, увеличение зарплат работникам первичного звена повлекшее за собой массовые уходы узких специалистов, и даже заведующих отделениями, то есть тех людей, которые должны контролировать первичное звено.

В самом проекте ничего не говориться ни о медицинской промышленности, ни о новых лекарствах, что говорит о том, что средств на реформу промышленности в медицинской сфере не выделены в проекте. Россия тратит огромные деньги на закупку лекарственных средств заграницей и на создание материально-технической базы медучреждений, хотя целесообразнее было бы направлять их на оснащение российского рынка современным медицинским оборудованиями и на насыщение его фармакологическими средствами.

• Создание Национального проекта положило лишь начало модернизации всей сферы здравоохранения, определило приоритетные направления развития и выявила слабые стороны системы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Происходящие в течение двадцати последних лет политические, социально-экономические преобразования российской государственности и общественные изменения вступили в противоречие с прежней нормативно-правовой базой, обеспечивающей правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения. Потребовалось создание новых правовых основ, обеспечивающих оказание населению медицинской помощи.

Предпринятые обществом первые шаги в этом направлении характеризуются

Ø Созданием конституционных основ правового регулирования отношений по оказанию гражданам медицинской помощи;

Ø Верховенством Конституции РФ перед текущим законодательством;

Ø Всеобъемлющим и определяющим характером общего(надотраслевого, надведомственного) прежде всего гражданского законодательства перед отраслевым законодательством;

Ø Ограниченным действием региональных нормативных актов весьма ограниченной служебной ролью так называемых ведомственных нормативных актов, особыми условиями их применения.

Предусмотренная ст.8 Конституции РФ свободная конкуренция, признание и равная защита государственной, муниципальной и частной собственности являются конституционной основой для создания и нормального функционирования государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения, конкуренция и свобода выбора при оказании и получении медицинской помощи создает реальную основу для повышения ее качества. В статье 11 определена роль органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, что также является основой функционирования инфраструктуры муниципального сектора здравоохранения.

Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, определенное в ст. 72 Конституции РФ, касается в том числе и здравоохранения. В Конституции РФ содержатся иные важнейшие положения, составляющие основу правового регулирования отношений по оказанию медицинской помощи. Речь идет о ст. 41 Конституции РФ которая закрепляет право каждого человека на охрану здоровья «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Сферу здравоохранения также определяют: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» от 4 июля 2003 г. 95-ФЗ и

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в которых произошло как разграничении принципов финансирования отрасли так и ответственности за ее организацию и функционирование.

Процесс реформирования законодательства, касающегося сферы здравоохранения, в том числе связанный с разграничением полномочий, нашел свое отражение во внесение поправок в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.

Существенное влияние на формирование здравоохранения оказали нормы Гражданского кодекса РФ. Тенденции использования норм гражданского права наметились с принятием закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июля 1991 гг. В нем впервые на в сфере здравоохранения на законодательном уровне предпринята попытка установления договорных отношений в системе медицинского страхования.

Одним из важнейших и социально-значимых законов, принятых Государственной Думой в 2010 году, является Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

• Закон направлен на усиление гарантий получения бесплатной медицинской помощи, ее равнодоступности. Он предоставляет гражданину право выбора и замены страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, гарантирует получение медицинской помощи независимо от места проживания на основе электронного полиса единого образца. Это серьезный шаг к обеспечению равнодоступности медицинской помощи.

•.

Заявительный порядок участия в системе ОМС для медицинских организаций любой формы собственности и частнопрактикующих врачей создает условия для развития конкурентной среды и повышения качества обслуживания.

Поэтапный переход на полный тариф и преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи позволит покрыть все затраты медицинского учреждения на лечение больного и сократить объем платных услуг в здравоохранении.

Особое значение имеет то, что минимальный размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаться федеральным законом. Более защищенными почувствуют себя пенсионеры, безработные.

• Новое законодательство об обязательном медицинском страховании будет вводится поэтапно.

• С 2011 года вводится в действие право выбора и замены страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, свободный доступ медицинских организаций к участию в территориальных программах ОМС.

С 2012 года федеральным законом установлен единый тариф страховых взносов на неработающее население с поэтапным достижением его к 2015 году и зачислением взносов в Федеральный фонд ОМС; планируется повсеместный переход на единые порядки и стандарты медицинской помощи.

• Полномочия по организации обязательного медицинского страхования, которые передаются на уровень субъектов Российской Федерации, подкрепляются финансовыми ресурсами. Предусмотрена централизация финансовых средств в Федеральном фонде ОМС и предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов для исполнения базовой программы обязательного медицинского страхования во всех субъектах Российской Федерации по единым нормативам.

С 2013 года будет осуществлен повсеместный переход на полный тариф в оплате медицинской помощи и преимущественно одноканальную систему финансирования; начнется финансирование скорой медицинской помощи через ОМС.

• С 2015 года за счет средств ОМС планируется осуществлять финансирование высокотехнологичной медицинской помощи.

• Ключевым шагом к внедрению новой системы обязательного медицинского страхования является реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Они осуществляются в 2011-2012 годах в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

С 1 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ. Закон направлен на совершенствование регулирования сферы обращения лекарственных средств с учетом приоритетов развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

• Благодаря новому закону установлено государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, созданы условия для повышения доступности лекарственных препаратов для сельских жителей, усовершенствован процесс государственной регистрации лекарственных средств и созданы условия для возрождения отечественной фармацевтической промышленности.

Путем введения жесткого государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты повышена доступность и качество лекарственной помощи населению. По итогам 2010 года снижение цен на лекарственные препараты в аптеках в среднем по России составило 2,64%, а на препараты госпитального сегмента – 2,58%.

Многие положения Закона направлены на стимулирование отечественных фармацевтических производителей:

ü отменяется государственная регистрация фармацевтических субстанций;

ü сокращаются сроки проведения регистрации дженериков;

ü выравниваются условия проведения клинических исследований для иностранных и отечественных фармацевтических производителей;

ü снижаются административные барьеры при государственной регистрации лекарств;

ü до 1 января 2014 года все отечественные предприятия должны быть переведены в соответствие с международными стандартами GMP, что значительно повысит качество производимых ими лекарственных средств.

Данные положения Федерального закона напрямую направлены на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Предельный объём финансирования Программы в 2011-2020 годах составит более 188 миллиардов рублей, из которых средства федерального бюджета - около 123 миллиардов рублей.

• Данная программа направлена на реализацию важнейшей цели – обеспечить переход российской фармацевтической промышленности на инновационную модель развития и увеличить долю продукции отечественного производства на рынке к 2020 году не менее чем до 50%.

Важнейшая задача, которую предстоит решить в рамках данной федеральной целевой программы – это производство лекарств из Перечня стратегически значимых лекарственных средств на территории Российской Федерации.

• Перечень стратегически значимых лекарственных средств включает в себя 57 наименований лекарственных препаратов, в том числе для лечения и профилактики сердечнососудистых заболеваний. Кроме того, предусматривается производство препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не производящихся в России. В настоящее время необходимо начать производство минимум 155 таких препаратов.

Закон разработан и принят в соответствии со Стратегией развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года (утверждена приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 гада N 965). В частности, во исполнение указанной Стратегии принятие Закона преследует следующие основные цели:

• снижение административных барьеров при допуске лекарственных препаратов на отечественный фармацевтический рынок;

• поддержку отечественной фармацевтической промышленности, внедрение инноваций в сфере производства лекарственных средств и импортозамещение;

• гармонизацию российского правового регулирования с международными принципами и стандартами, принятыми в отношении обращения лекарственных препаратов.

Несмотря на усилия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, в Законе не нашли отражения разработанные данным ведомством положения, направленные на ограничение продвижения фармацевтическими компаниями лекарственных средств через медицинских представителей.

• Следует также отметить, что, вопреки ожиданиям иностранных фармацевтических производителей, Закон не устанавливает каких-либо особенностей регулирования в отношении импортеров лекарственных средств, являющихся дочерними предприятиями иностранных компаний.

С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1
произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи, определены концептуальные направления реформирования, модернизации отрасли здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

• В связи с произошедшими изменения было принято большое количество законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи.

При этом в действующем законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие выработку новых подходов и принципов к их регулированию и решению именно
на законодательном уровне.

• В связи с этим возникла потребность в основополагающем нормативном акте, которая не могла быть достигнута только корректировкой отдельных положений Основ.

Назрела необходимость в разработке нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах
и сохраняющимися свою актуальность в настоящее время, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения. Таким законом стал ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Сегодня это базовый нормативный акт для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливающий правовые основы ее регулирования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В настоящее время уделяется особое внимание взаимодействию государства и бизнеса в достижении целей социально-экономического развития страны. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения может способствовать достижению целей, поставленных перед здравоохранением: снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни.

Такие примеры есть в странах ЕС, Канаде, США, Германии, Индии и в ряде других стран, где институт государственно-частного партнерства получил значительное развитие. Например, в Германии доля частных лечебно-профилактических учреждений за последние 10 лет увеличилась в 5 раз и составляет более 20%. В результате на фоне снижения государственных расходов уровень системы здравоохранения остается высоким.

В классическом понимании государственно-частное партнерство заключается в привлечении частных инвестиций в государственный сектор здравоохранения; в экономии бюджетных средств, необходимых для ремонта и содержания зданий медицинских учреждений, что обеспечивается путем реализации инвестиционных проектов. Повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения является важнейшей государственной задачей. Укрепляющаяся в настоящее время ресурсная база здравоохранения создаёт хорошие предпосылки для привлечения средств крупных частных инвесторов.

Государственно-частное партнерство будет способствовать формированию конкурентной среды в здравоохранении, созданию равных условий для организаций здравоохранения с различными формами собственности, развитию добровольного медицинского страхования.
В Российской Федерации в рамках государственно-частного партнерства начата работа по развитию диализной помощи. Диализные центры создаются в регионах на частные инвестиции. Однако пока в нашей стране не сложилось единого понятия государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство целесообразно развивать в сфере информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса.
Очень важной и пока трудно решаемой проблемой является создание предприятий, обеспечивающих сбор, переработку и утилизацию медицинских отходов. Подобный опыт имеется пока только в отдельных регионах. Создание частных предприятий по сбору и переработке медицинских отходов может быть важным и перспективным направлением развития государственно-частного партнёрства в здравоохранении.


Ещё одним значимым направлением государственно-частного партнёрства является подготовка кадров. Необходимо активнее использовать возможности бизнеса в области целевой подготовки кадров, в проведении стажировок в ведущих мировых клиниках, в создании обучающих центров с привлечением зарубежных специалистов для чтения лекций.

Есть несколько факторов, сдерживающих его развитие. Во-первых, имеют место административные барьеры для участия частных организаций в выполнении государственного заказа.

Во-вторых, существующая нормативно-правовая база недостаточна для развития государственно-частного партнерства. В федеральном законодательстве отсутствует понятие «государственно-частное партнерство».

В-третьих, нет механизмов оптимального взаимодействия между участниками партнерства, отсутствуют налоговое стимулирование и законодательно установленные гарантии для инвесторов.

В классическом понимании государственно-частное партнерство заключается в привлечении частных инвестиций в государственный сектор здравоохранения; в экономии бюджетных средств, необходимых для ремонта и содержания зданий медицинских учреждений, что обеспечивается путем реализации инвестиционных проектов. Повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения является важнейшей государственной задачей. Укрепляющаяся в настоящее время ресурсная база здравоохранения создаёт хорошие предпосылки для привлечения средств крупных частных инвесторов.

Ещё одним значимым направлением государственно-частного партнёрства является подготовка кадров. Необходимо активнее использовать возможности бизнеса в области целевой подготовки кадров, в проведении стажировок в ведущих мировых клиниках, в создании обучающих центров с привлечением зарубежных специалистов для чтения лекций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: