Международный рынок туристских услуг

Туризм — одна из важнейших отраслей международной торговли услугами. В то же время это одна из быстро­растущих отраслей мировой экономики, один из наиболее прибыльных видов бизнеса, привлекающий крупные инвестиции, обеспечивающий растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты стран. Фактически в современной мировой экономике формируются элементы глобальной туристической системы, включающей международные сети отелей, воздушных, водных, наземных перевозок и компьютерные системы бронирования мест.

Туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. В не­которых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояние граждан.

В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает второе место, уступая только торговле нефтью и нефтепродуктами. В современном туризме и связанных с ним сферах занят каждый восьмой работник в мире.

Растущий спрос на туристские услуги во всем мире объясняется прежде всего социально-экономическими причинами (общий рост доходов и свободного времени, увеличение сроков оплачиваемых отпусков, достаточный уровень пенсионного обеспечения, изменения в составе семей в направлении уменьшения числа детей и т. д.), а также прогрессом в развитии транспорта, его удешевлениям и доступностью, снятием или ослаблением валютных ограничений, либерализацией визового режима.

Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяемых в туристскую индустрию — совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т. д.), объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения. Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристический бизнес. В туристическом бизнесе действует: а) туроператоры — фирмы, производящие туристский продукт (тур) и б) турагенты — самостоятельные фирмы или агенты туроператоров, которые распространяют туристский продукт по письменным соглашениям с туроператорами.

Для туризма характерна значительная территориальная неравномерность. На развитые страны в настоящее время приходится 57% всех туристских прибытии, на развивающиеся страны - 30%, а на страны с переходной экономикой - 13%.

Около 44% международных туристов прибывают в место назначения воздушным транспортом, 42% - автодорожным (автомашины и автобусы), 8% - морским, и, наконец, 7% - по железной дороге.

На основе прогнозов ВТО и Комиссии ЕС выделяют следующие основные тенденции развития туристской индустрии:

• возрастет доля межрегиональных поездок на дальние расстояния. Намечается тенденция к дальнейшему и довольно быстрому снижению цен на такие поездки, особенно когда получит распространение новая высокоскоростная авиатехника;

• силится влияние на туризм внешних факторов: экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий;

• значительное воздействие на туризм окажут: система компьютерной резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация, коммуникационные системы;

• расширится использование воздушного транспорта (благодаря увеличению числа удобных прямых рейсов);

• расходы на все виды путешествий, в первую очередь на транспорт, будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи семейного бюджета (сегодня в бюджете семьи среднего класса на туризм отводится 8-12%, это больше, чем затраты на еду, одежду, мебель, и уступает только расходам на жилье). Путешествия станут более частыми, но менее продолжительными. В целом же затраты на путешествия возрастут за счет более качественного отдыха;

• сезонные изменения рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем перестанут быть проблемой для индустрии туризма, так как маркетинг будет способствовать их выгодному использованию;

• активнее других будут путешествовать две возрастные группы: пожилые люди и молодежь;

• маркетинговое сегментирование рынка станет более четко выраженным. Предложение необходимо будет подстраивать под потребности каждой группы;

• состояние окружающей среды станет одним из доминирующих факторов в привлечении туристов, особенно в сельских и прибрежных районах;

• продолжится рост спроса на туризм, связанный с посещением культурных достопримечательностей, а также с активным отдыхом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: