Выводы
- Предшественниками методов принятия решений во многих слу чаях являются методы исследования операций. С помощью методов исследования операций: а) разрабатываются модели, описывающие объективную реальность; б) определяется единственный критерий оптимальности решения; в) рассчитывается оптимальное решение.
- Существенное отличие проблем принятия решений от проблем исследования операций состоит в наличии многих критериев оценки качества решения. Компромисс между критериями мо жет быть найден только на основе предпочтений ЛПР.
- Существует особый класс задач принятия решений, в которых модели имеют объективный характер (как в задачах исследо вания операций), но качество решений оценивается по многим критериям. Эти задачи могут быть названы многокритериаль ными задачами с объективными моделями. Они находятся на границе между исследованием операций и принятием решений.
- Одним из первых многокритериальных методов является метод «стоимость-эффективность». Он включает в себя два этапа:
- построение моделей стоимости и эффективности;
- синтез оценок стоимости и эффективности. На втором этапе используются подходы:
- оптимизация по одному критерию при заданном ограничении по второму;
- построение множества Э-П.
- 5. Средством решения многокритериальных задач с объективными моделями являются человекомашинные процедуры (ЧМП). ЧМП представляют собой циклический процесс взаимодействия ЛПР и компьютера. Каждый шаг ЧМП состоит из фазы анализа, вы полняемой ЛПР, и (разы расчетов, выполняемой компьютером. Можно выделить три группы ЧМП: 1) прямые, основанные на выборе коэффициентов важности критериев; 2) ЧМП сравнения векторов; 3) ЧМП поиска удовлетворительных значений критериев. Одной из первых ЧМП является STEM, основанная на идее последовательного наложения ограничений на критерии.
Нечего надеяться полностью избавиться от субъективности в задачах, связанных с выбором решений. Даже в простейших однокритериальных задачах она неизбежно присутствует, проявляясь хотя бы в выборе показателя эффективности и математической модели явления. Е.С. Вентцель. Исследование операций |
ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
Обращение ректора Университета Власти к студентам
«Вы уже полгода занимаетесь в нашем единственном в мире Университете Власти. Надеюсь, вы уже заметили, что новое образование, которое вы получаете, стоит гораздо больше, чем вы платите за него.
От вас потребуются предельное напряжение внимания и упорный труд, но этого будет недостаточно. Мы хотим заручиться вашим согласием на прямое вторжение в глубины вашего сознания и интеллекта, в ваш внутренний мир. Вы не просто усвоите определенный набор знаний, но и научитесь умению распоряжаться этими знаниями, искусству быть лидером. Овладев этим искусством, вы сможете генерировать свежие идеи и увлекать ими, вести за собой людей. Не слепое повиновение, а сотрудничество и осознанная, широкая поддержка сделают вас истинными лидерами новой эпохи.
Теперь подробнее о самом процессе обучения. К каждому студенту прикреплен компьютерный учитель, который будет взаимодействовать с вами через обучающие программы, компьютерные учебники и книги; он же будет присутствовать в обслуживающих вас роботах, в системе управления автомобилем. Словом, он будет рядом с вами на каждом шагу. Этот учитель будет изучать вас, подбирать задания, тренировать на многочисленных тестах – он будет учить вас учиться эффективно. Он сам будет находить пробелы в ваших знаниях и восполнять их новыми соответствующими заданиями, подбором новых книг и компьютерных программ для совершенствования умений. Он будет развивать в вас необходимые для руководителя черты характера, путешествуя с вами в виртуальных мирах и помогая в преодолении препятствий.
В процессе предварительного отбора студентов для нашего университета мы смогли убедиться, что у каждого студента есть хорошие задатки для того, чтобы стать лидером нового типа, каким мы его представляем, - образованным, инициативным, решительным, обладающим знанием, как вести себя в быстро изменяющемся и непростом мире, а также умением делать сложный выбор лучшего варианта решения при противоречивых и не до конца определенных оценках».
(Продолжение следует)
Лекция 4. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ
- Различные группы задач принятия решений
- Пример
- Многокритериальная теория полезности (MAUT)
- Основные этапы подхода MAUT
- Аксиоматическое обоснование
- Основные теоремы
- Построение однокритериальных функций полезности
- Проверка условий независимости
- Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности) критериев
- Определение полезности альтернатив
- Метод SMART – простой метод многокритериальной оценки
- Первый эвристический метод
- Веса критериев
- Как люди назначают веса критериев
- Практическое применение
- Выводы
- Библиографический список