ТЕСТ № 1 8 страница

Российская культура находится на перепутье. Индустриальное общество, и тем более постиндустриальное, к которому России движется, стремится сбросить с себя груз устаревших социальных установок. Происходит ломка ментальных стереотипов, сложившихся еще в царские и советские времена. Призывы к «возрождению» русской культуры в том виде, в каком она существовала в прошлом, утопичны.

Сегодня идет переоценка культурных норм, ценностей и идеалов. Социологические исследования показывают, что сегодня в общественном сознании сталкиваются противоречивые нормы и стереотипы поведения. Расшатываются вековые традиции менталитета, и пока трудно сказать, что из них устоит, а что выдержит до нового расцвета российской культуры.

VI. 7. «Серебряный век» русской культуры

«Серебряный век» - период развития русской культуры конца XIX - начала XX вв., который стал, по словам Н. Бердяева, «русским культурным Ренессансом». Особое место в культуре «Серебряного века» занимает русская философия (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), основными темами которой были осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.

В искусстве «Серебряного века» выделяются две тенденции: первая связана с прошлым художественным наследием, сохранением традиций реализма (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Короленко).

Другая - связана с разочарованием творческой интеллигенции в социальном устройстве, преобладании утилитаризма, нарастании духовного кризиса. Появление разнообразных модернистских (авангардистских) течений, интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а порой и их полным отрицанием.

Декаданс (от лат. «decadentia» - «упадок») - понятие, характеризующее кризисные, упадочные явления в русской философии, эстетике, искусстве конца XIX - начала XX вв.

Декадансу было свойственно противостояние общепринятой «мещанской» морали, эстетизация порока, красоты увядания жизни, аполитичность, погружение в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм в литературе провозглашал новаторство, свободу творчества, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов.

Символизм (В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт), основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений.

Акмеизм (от «akme» - «высшая степень чего-либо») – (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам). Для них характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, поэтизация земного бытия человека, его чувств.

Футуризм (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражал эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.

В живописи модернистские искания привели к созданию таких объединений, как «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев, И. Билибин). Журнал «Мир искусства» провозглашал свободу искусства от социальных проблем и идею «преображения» жизни искусством; отвергал и академизм, и творчество передвижников. Художники, опираясь на поэтику символизма, часто уходили в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность.

«Голубая роза» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.). Для работ характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания.

«Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк). Они обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма.

«Ослиный хвост» (М. Ларионов, Н. Гончарова и др.). Они сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка.

Другие русские авангардисты (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин) проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидностей - супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин).

Такие художники, как М. Врубель, сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна. Новые тенденции проявились и в скульптуре (А. Голубкина, С. Коненков), использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты.

В начале XX в. в русской архитектуре сформировались три стиля.

«Модерн» использовал новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий - гостиница «Метрополь» (В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (Ф. Шехтель).

«Неорусский» стиль характерен обильным использованием мотивов древнерусского зодчества - здание Казанского вокзала (А. Щусев).

«Неоклассический» стиль возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, использование элементов античной архитектуры - здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала (И. Рерберг).

В «Серебряном веке» возникает идея художественного синтеза, искусства как единого целого, взаимопроникновения различных видов творчества. Воплощением идеала слияния искусств был расцвет театрального искусства.

В московском Малом театре играли М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко в 1898 г. открыли Московский Художественный театр (позднее МХАТ). В нем играли В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В Петербурге был открыт театр В. Комисаржевской. Режиссер В. Мейерхольд был увлечен поисками новых форм сценического искусства.

Развитие традиций русской музыки и поиски новых средств выразительности отразились в творчестве С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной жизни были Петербургская, Московская, Киевская, Одесская, Саратовская консерватории, Большой императорский театр в Москве и Мариинский императорский театр в Петербурге, Московская частная опера С. Мамонтова. Плеяда оперных певцов - Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, выдающихся артистов балета - А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский.

С. Дягилев организовал в Европе «Русские сезоны» (1907—1914 гг.), где участвовали русские композиторы, исполнители, певцы, художники, артисты балета. Достижения русского искусства получили мировое признание.

Русская философия, литература, искусство «Серебряного века» внесли значительный вклад в мировую культуру, философскую мысль, искусство XX века.

VII. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

VII. 1. Модернизм и постмодернизм в европейской культуре XX в.

Модернизм (франц. «modern» - «современный») - общее обозначение ряда художественных направлений, оформившихся на рубеже XIX-XX вв. Как аналог понятия «модернизм» употребляют и понятие «авангард» (франц. «avante» - вперед).

Художники-модернисты полагали, что культура с ее акцентом на разум и мораль развивается в неправильном направлении. Теоретико-эстетической платформой модернизма стали новые философские течения - философия жизни, интуитивизм, фрейдизм. Опираясь на них, модернисты утверждали, что подсознательные импульсы в творчестве художника выведут искусство из тупика, сделают насыщенной и яркой саму жизнь, которая умирает под тяжестью условностей и норм культуры и запретов цивилизации.

Общие тенденции модернизма - отказ от разумного, рассудочного восприятия явлений действительности; преувеличение роли чувственного, бессознательного познания мира; стремление показать, что только художественное творчество может стать абсолютной свободой. Высшей ценностью художники провозгласили поиск самовыражения, эксперимент. Для художников-модернистов характерен разрыв с традициями предшествующего развития искусства, новаторство, обновление выразительных средств, экспериментирование. Основным стал поиск новых способов передачи своего видения мира, создание новых творческих методов.

Появление модернизма было обусловлено кризисом культуры, причиной которого были мировоззренческие противоречия переломной эпохи, ужасы первой мировой войны, вызвавшие у многих художников стремление отказаться от реалистического изображения действительности. Так, они считали, что фотография и кинематограф могли достовернее отобразить реальность. Модернистские искания проявились у писателей М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, У. Фолкнера и др.

Писателей, дебютировавших после Первой мировой войны, назвали «потерянным поколением» (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Э. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф. Фицджеральд). В их творчестве отразилось разочарование в цивилизации, утрата просветительских идеалов, ощущение трагизма и пессимизма, обостренные опытом войны.

«Поток сознания» - творческий принцип в западной литературе начала XX в. (Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст). Основной художественный прием - прямое воспроизведение процессов душевной жизни, передача «внутреннего монолога», как бы «самоотчет ощущений». Стремление создать особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний.

***

Изобразительное искусство. Кубизм. Картина П. Пикассо «Авиньонские девушки» (1907 г.) отражает основные черты кубизма: отказ от передачи трехмерного пространства в пользу геометрических объемов, любой объект - пересекающиеся плоскости, полупрозрачные объемные фигуры.

Фовизм (фр. «fauve» - дикий) - другое направление модернизма (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк). Они придавали второстепенное значение образности, отдавая первенство стихийности, «открытости» цвета. Характерен отказ от традиционных представлений о красоте, пространстве и цвете.

Экспрессионизм («expressio» - выражение). В творчестве художников М. Бекмана, О. Дикса, П. Клее, Э. Мунка, композитора А. Шенберга, отразился страх и ужас, пережитые человеком в первую мировую войну; столкновение творческой личности с роком, фатумом. Характерно выражение человеческого «я», субъективного мира человека как единственной реальности мира.

Абстракционизм («abstractio» - отвлечение). Идеал художника - беспредметное искусство. Его основоположником был русский художник В. Кандинский. Для К. Малевича, П. Мондриана, М. Ларионова характерен полный отказ от изображения форм реальной действительности, Основное внимание сосредоточено на цвете и свете. К. Малевич назвал свой метод супрематизмом («превосходство»). «Черный квадрат» К. Малевича - образ Ничто, символ Бесконечности.

Дадаизм - авангардистское течение, возникшее в разгар Первой мировой войны с анархическим, скандальным характером (Т. Тцара, А. Бретон, М. Дюшан). Они выражали протест против традиционных ценностей, критиковали как предшествующее развитие искусства, так и довоенные авангардные движения.

Футуризм имел «бунтарский» характер и негативно относился к художественным традициям. Автор первого «Манифеста» футуризма (1909 г.), итальянский писатель Ф. Маринетти, призывал к отказу от понятий «гармония», «хороший вкус» и др. Футуристы провозглашали, что создают «искусство будущего», стремятся передать дух индустриальной эпохи, культ машины, грохот и динамику современного города (художник - Дж. Северини, в русской литературе - В. Хлебников, В. Маяковский).

Урбанизм (лат. «urbanus» - «городской») так же говорил о воспевании жизни большого промышленного, торгового города, поэтизировал машинную цивилизацию.

Сюрреализм (букв. «сверхреализм») появился в начале 1920-х гг. Наиболее яркий пример - творчество художника С. Дали. Поэт А. Бретон «Манифестом сюрреализма» провозгласил отказ от диктата разума в пользу эмоций, полное освобождение «духа» от идей, навязываемых цивилизацией. Опираясь на учение 3. Фрейда о «бессознательном», «сюрреалисты» провозглашали источником творчества сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Художественным методом стал разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Потому связь между предметами, изображенными на картине, часто существует лишь в подсознании художника.

Новые художественные идеи нашли выражение и в архитектуре – возник стиль «модерн» (другие названия - «Югендстиль», «Арт Нуво»), позднее проявившийся у архитекторов Ле Корбюзье, Ф. Райта и др.

***Постмодернизм - совокупность новых идейно-мировоззренческих течений, охвативших западную литературу, искусство и философию в XX в. При широком использовании его однозначного определения нет. Еще в начале ХХ в. Р. Панвиц употребил термин «postmodern» для характеристики кризиса европейской культуры. А. Тойнби использовал его для обозначения развития европейской культуры после Нового времени. Л.А. Моисеева назвала в «постмодерне» такие его основные черты, как «состояние ума интеллектуальной элиты и широкой культурной общественности».

В 50-е гг. ХХ в. французские философы «постмодернизма» Ж. Лиотар, Ж. Деррида и Р. Барт выступили с резко негативным отношением к новоевропейской рациональности, культуре стилей, идущих от эпохи Просвещения, ибо разум, выступая в качестве авторитета, требует от людей подчинения его законам. Они критически оценивали способности разума к познанию истины и полагали, что разум должен интерпретировать, толковать мир как некий текст. Основные идеи «постмодернизма» - новизна, свобода во всем, стремление избавиться от авторитета власти, традиций, этикета, стихийность, игровое начало, пренебрежение к старости, культ молодежи. Язык является средством принуждения, ибо слова упорядочивают мир, а необходимость следования правилам грамматики тоже заставляет подчиняться, ограничивает свободу. Отсюда стремление освободиться и от власти языка.

Теоретик семиотики, исследователь языков Р. Барт для ослабления диктата языка предложил своеобразную методику, состоящую в использовании цитат, не связанных между собой, отступлениях от темы, нарушающих логику и др.

Ж. Деррида предложил «метод деконструкции» - анализ любых явлений и текстов, как восстановление смысла текста путем обнаружения связанных с ним других смыслов и текстов, что подрывает основы классической эстетики.

«Постмодернизм» разрушает и отбрасывает традиционные формы искусства, этические нормы, проводит своеобразную «переоценку» прежних ценностей. Приоритет настоящего времени перед прошлым подчеркивается абсолютизацией новизны, как способом эстетического наслаждения.

Такова «драма абсурда» (лат. «absurdus» - «нелепый, бессмысленный»; греч. drama - «действие»). Под таким названием во второй пол. XX в. создали направление драматурги С. Беккет и Э. Ионеско. Абсурд становится не только содержанием, но и художественной формой театрального спектакля. Действующие на сцене персонажи говорят «свое», «мимо» друг друга, их некоммуникабельность превращается в разрыв художественных связей внутри текста. Поступки, речи персонажей алогичны, сюжет неясен и размыт.

«Драма абсурда» представляет мир выходящим за пределы наших представлений о нем, отражает пессимизм, предчувствие гибели, безысходность и трагизм существования, абсурдность жизни.

Философия «постмодернизма» способствует мировоззренческому плюрализму, совмещая науку и мистику, рациональность и иррациональность. Это ведет к опасности непонимания и разобщения. Выход из такой неопределенности возможен путем синтеза различных мировоззренческих установок (религиозной, научной и др.), что будет способствовать формированию нового подхода к культуре.

VII. 2. Концепции «информационного общества»

Две мировых войны, прошедших в ХХ веке, кардинально изменили мироощущение человека. Первая мировая война по своим масштабам и последствиям потрясла весь мир и унесла миллионы человеческих жизней. В 30-е гг. ХХ в. возникли тоталитарные режимы в Германии, Италии, Японии и СССР. Вторая мировая война закончилась поражением фашистских и профашистских идеологий.

Идеи стабилизации и интеграции мировых процессов в экономической, политической и культурной сферах выразились в создании «Лиги Наций» (1925 г.), затем ООН (1945 г.). После второй мировой войны начался быстрый распад колониальной системы. С 1947 по 70-е гг. получили независимость Индия, Пакистан, все страны Африки и т. д. Началась деятельность Всемирного Совета Церквей, возникло экуменическое движение. В мир пришли новые послевоенные поколения людей.

Военные столкновения в XX в. поколебали прежний оптимизм в отношении научно-технического прогресса (НТП), как безусловного блага для человечества и показали несовершенство человеческого разума. Например, овладение атомной энергией привело к созданию военного вооружения, способного уничтожить сразу все человечество. Это показали Хиросима и Нагасаки, Чернобыль, террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, бомбардировки городов и гибель мирного населения в локальных конфликтах и др.

Идеологическое, политическое и военное противостояние сверхдержав США и СССР привело к созданию военно-политических блоков (НАТО и страны «Варшавского договора»). «Холодная война» закончилась подписанием соглашения между США и СССР об уничтожении самых опасных ядерных ракет. Советский Союз распался на 15 самостоятельных государств. Возникла новая политическая расстановка сил.

Во второй половине XX века, в связи с НТР, появились новые возможности архитектуры: многоэтажное строительство, широкое использование железобетона и металлических конструкций. Стремительно развивались авиация, средства массовой коммуникации, кино, телевидение, электронно-вычислительная техника и др. Автомобиль стал обычным средством передвижения, а с ним и ускорение темпа жизни. Начался массовый международный туризм. Произошло осознание человечеством важности экологических проблем. Произошел быстрый рост городского населения, освещение и очистка городов, резкое изменение образа жизни, стремление к комфорту, множества новых бытовых предметов, связанное с урбанизацией культуры. Произошла «сексуальная» революция и началось разрушение традиционной семьи.

Для второй половины XX века характерен расцвет наук, направленных на познание человека и общества: социология, психология, психоанализ, экономика и др. Произошел информационный взрыв. Появление новых информационных технологий привело к радикальным изменениям не только в области экономических отношений, производства и технологий, но и в сфере культуры, духовной и бытовой жизни.

Концепции «информационного» (или «постиндустриального») общества разрабатывали американские ученые Д. Белл, О. Тофлер и японский ученый И. Масуда.

И. Масуда выдвинул идею «информационного» общества еще в 1945 г., когда она показалась фантастической. В качестве его характерной ценности он назвал время. Образование должно стать базой для формирования личности, живущей в информационном обществе. В связи с этим возрастет роль свободного времени и культурного досуга.

Внедрение новых информационных технологий, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показало, что в настоящее время новые информационные технологии оказывают большое влияние на образ жизни, сферу образования, личность. Выбор человека оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития.

В 60-е гг. XX в. американский ученый Д. Белл разработал концепцию «постиндустриального» общества, которое связано, прежде всего, с использованием в качестве основного производственного ресурса информации (в отличие от сырья и энергии на предыдущих этапах развития общества), а также наукоемких технологий (см.: Д. Белл. «Грядущее постиндустриальное общество», М., 1987).

Оно обладает всеми основными чертами «информационного» общества. Основными его признаками Д. Белл назвал:

- ориентированность в будущее;

- переход от производства вещей к производству услуг, связанных, прежде всего, со здравоохранением, образованием, исследованиями и управлением;

- изменения в распределении занятий: рост интеллигенции, профессионалов и «технического класса»;

- появление новой элиты, основанной на образовании, а не на собственности или политической власти;

- центральная роль теоретического знания, определяющего и положение ученого как центральной фигуры такого общества;

- новые интеллектуальные технологии, предполагающие использование математической или логической техники как правил решения проблем, в т. ч., и социальных.

Американский футуролог О. Тоффлер - один из теоретиков «информационного» общества, которое в трудах «Футурошок» и «Третья волна» называл обществом «третьей волны». Реальности сегодняшнего дня он рассматривает и осмысливает сквозь призму будущего. О. Тоффлер выдвинул идею, что человечество стоит на пороге информационной революции, пережив уже аграрную и индустриальную революции.

Новую эпоху стали называть современным «информационным» или «постиндустриальным» обществом. Понятие «информационное общество» характеризует общество, в котором стремительно возрастает распространение высокой по качеству информации, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Выражение «постиндустриальное общество» тоже употребительно, так как «постиндустриальное» указывает на положение этого типа общества «после индустриального», а не на его собственные характеристики.

В условиях «информационного» общества повышение культурного потенциала человека является залогом его успешной деятельности. Новые явления в культуре требуют постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Большое значение приобретает непрерывное образование, обучение в течение всей жизни. Это не только совершенствование в профессии, но и расширение общего культурного кругозора и моделей поведения. Образовательные аспекты формирования информационного общества являются в настоящее время весьма актуальными.

Интернет создает возможности любому человеку, не выходя из дома, приобщаться к достижениям мировой культуры, «путешествовать» по музеям мира, обращаться в крупнейшие библиотеки мира, налаживать человеческие контакты по всему миру. Компьютерная техника создает условия для развития творческих способностей, профессиональных знаний, расширяет возможности общения.

Стремительный рост объема информации способствует более динамичному развитию социокультурных процессов, но требует и быстрой адаптации человека к информационному потоку, умения ориентироваться в нем. Рационализация, стандартизация мышления, пассивное потребление информации вытесняют у человека на второй план эмоциональность, образность, активные формы познания. Это создает личностно-психологическую проблему.

Интернет является так же и средством распространения псевдоценностей «массовой культуры», рассчитанных на невзыскательных потребителей, главные интересы которых лежат в сфере развлечений. Интернет для детей – чаще не более, чем игра.

Многие исследователи отмечают, что интенсивное общение человека с компьютером уже сказывается не только на стиле и способе человеческого мышления, но и на характере современной культуры. Развитие техники и распространение информационных технологий создает предпосылки для резких социокультурных изменений в недалеком будущем. Информатизация современной культуры - процесс сложный и противоречивый, который предполагает, прежде всего, всестороннее и гармоничное развитие человека.

VII. 3. Тенденции культурной универсализации

и глобальные проблемы современности

Современная эпоха характерна формированием единой мировой цивилизации на основе представлений о целостности мира. Этому способствует увеличение интенсивности политических, экономических, коммуникационных и культурных связей. Информация из одного региона быстро распространяется по миру и отражается на развитии всей мировой культуры. Это предполагает принятие представителями различных национальных культур общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров.

Формируемое массовой культурой сознание европейцев отличается экспансией американского стиля и образа жизни: стандартизация материальных и духовных проявлений человека, становление общества потребления, вакханалией моды. Оно не может охватить все культурные процессы в сложности их развития и формирует искусственно создаваемые имиджи и стереотипы «массового общества».

Испанский философ Х. Ортега–и-Гасет («Восстание масс», 1930 г.) показал отрицательные стороны «массового» общества. Он выделил особенности «массового» человека: единообразие, стереотипность мышления, приспособленчество, невежество, несамостоятельность принятия решений. В «массовой культуре» нет места саморазвивающейся творческой личности, у человека исчезает чувство индивидуальности и неприкосновенной сферы личного.

Культурный релятивизм - признание того, что каждая культура имеет свою специфическую уникальную ценность и заслуживает не только изучения, но и сохранения. Различные группы стран сегодня делятся не по регионам, а по своим культурным, национальным особенностям, менталитету, и каждая из них важна в мировой цивилизации. Приведем некоторые примеры:

- США, Канада, Великобритания. Главная черта этих стран - индивидуализм как способность человека действовать в одиночку, вне коллектива; главенствуют «мужские» культурные ценности - ориентированность на успех, жесткая конкурентная борьба, важность достижения конечного результата;

- Скандинавия (Швеция, Норвегия), Япония - «мягкие», коллективистские ценности, в процессе принятия решения приветствуется не распоряжение, а совет.

Для современной эпохи характерна не замкнутость, а взаимодействие, взаимообогащение национальных культур. Идеи коллективизма проникают сейчас и в США - потому что становится очевидной малоэффективность авторитарного, связанного с подчиненностью «низов» «верхам», стиля руководства в некоторых областях.

Активное межкультурное взаимодействие, благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету международного туризма, способствуют культурной универсализации в современном мире.

Тенденции культурной универсализации проявляются тогда, когда этнос или социокультурная система готова принять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры. Развитие мировой цивилизации показало, что значение национальных культур в современном мире возрастает: каждая из них специфически воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в становление общечеловеческой цивилизации. Полноценное развитие мировой культуры, вхождение какой-либо страны в мировое сообщество возможно на основе всестороннего развития национальной культуры.

Национальная культура - это целое, изменяющееся эволюционно. Трансплантация, механическая замена одних элементов культуры другими не может дать положительных результатов, копирование ценностей других культур будет большой ошибкой. Культурная универсализация не означает унификацию многообразия национальных культур по единому образцу. Но этот процесс сложен и противоречив. Диалог культур не всегда проходит на равных из-за разницы в культурном развитии различных стран. Возникают условия, при которых национальные культуры постепенно теряют своеобразие и уникальность. Традиционных культур сегодня остается все меньше, и почти все они испытывают натиск культурной модернизации. В настоящее время возрастают тенденции сохранения особенностей национальных культур, противостоящие универсализации и глобализации.

Политические, экономические, социальные, культурные процессы, происходящие в современном мире, имеют сходный характер. Это способствует межнациональной интеграции культур (лат. «integer» - «цельный»), процессу сближения и связи отдельных национальных культур, что дает возможность человеку, получившему образование в одной культурной среде, адаптироваться к другой.

Большая роль в культурной универсализации принадлежит средствам масс-медиа - телевидению, радио, печати, широкому распространению Интернета. По мнению американского политолога 3. Бжезинского, функции масс-медиа не исчерпываются передачей информации, культурных ценностей. Интенсивное внедрение средств массовой коммуникации приводит к осознанию обществом масс-медиа как «четвертой власти», и в силу своей способности манипулировать сознанием зрителей и слушателей, решительно влияющей на всю жизнь в условиях глобализации, что накладывает отпечаток и на облик современной культуры в целом.

Глобализация (фр. «global» - «всеобщий; всемирный») - процесс распространения общечеловеческих норм, ценностей, установок, моделей развития культуры, взаимодействие, объединение различных национальных культур в единое мировое культурное пространство. Понятие «глобализация» часто несет негативный оттенок, как обозначение всеобщего «универсализма», стирания национальных различий культур, ликвидации суверенитета национальных государств в пользу наднациональных органов, когда власть над миром будет принадлежать мировой финансовой олигархии.

Причины возникновения глобальных проблем современной культуры ученые связывают с противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человечества на окружающий мир, неравномерностью социокультурного, научного и технического развития стран и регионов.

В XX в. мир столкнулся с проблемами, глобальными по значению для всего человечества, и их решение которых имело судьбоносное значение для мировой цивилизации. А. Бергсон и К. Поппер ввели понятие «открытое общество», получившее широкое распространение во второй пол. ХХ в. в западном мире. «Открытое общество» обозначало тип социокультурных систем, которым характерно свобода личности, гуманизм, демократия, возможность открытого обсуждения всех социальных проблем, их решение путем постепенных социальных преобразований. А. Бергсон и К. Поппер противопоставляли ему «закрытое общество», в котором личность подавляется коллективом, государственная власть деспотична и подавляет все попытки свободомыслия, а социальные реформы осуществляются с помощью насилия и террора. Эта концепция подчеркивала политическое противостояние СССР и Запада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: