ТЕСТ № 1 6 страница

Богиня памяти Мнемосина родила от Зевса девять муз: Эрато (любовной поэзии), Каллиопа (эпоса), Эвтерпа (лирической поэзии), Мельпомена (трагедии), Талия (комедии), Терпсихора (танца), Полигимния (хорового пения), Клио (истории), Урания (астрономии). На Парнасе они водят хороводы, воспевая Аполлона.

Понятие «музыка» означало искусство муз. Легендарного певца Орфея считали сыном Аполлона и музы Каллиопы. Бога виноделия Диониса сопровождают пьяные сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.

Античные мифы «возродились» в художественных образах Ренессанса и «классицизма» и стали материалом для художников, композиторов и поэтов.

С V в. до н. э. (эпоху расцвета греческой демократии), представления о богах стали ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке. В искусстве - это совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично - и физически, и духовно развитый человек. Культ красивого тела мы видим в скульптурных изображениях (Аполлон Бельведерский, Венера Мелосская и др.).

В IX до н.э. Гомер создал по народным преданиям «Илиаду» и «Одиссею». Они передавались рапсодами устно и были записаны спустя 300 лет. Гесиод в VIII в. до н.э. – создал поэму «Труды и дни» о радостях мирного труда землепашца, а в поэме «Теогония» дал мифологическую генеалогию богов. Лирическая поэзия появилась позднее (Терпандр, Сафо и др.), как открытие индивидуальности, чувств отдельного человека.

В Древней Греции возник и театр, который был всенародным зрелищем. Возникла трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан). Сюжеты древнегреческой трагедии были основаны на мифах из жизни богов. Важнейшими были морально-философские проблемы. Так, имеет ли человек право поднять руку на породившую его женщину, даже если она убила его отца; допустима ли война между родными братьями; какие законы выше: унаследованные от предков моральные установления или приказы правителей? Имел ли право Агамемнон принести в жертву богам свою дочь Ифигению ради достижения великой цели - победы над Троей? Размышление над этими вопросами воспитывало в театре зрителей.

Величайшие эстетические достоинства были присущи архитектуре. Ордер - один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей - опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей - антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз. Различают такие ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный).

Эллинизм – исторический период распространения древнегреческой культуры на Египет и Восток, возникший после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние древнегреческой культуры продолжалось и после распада огромного государства и образования на основе «эллинистических» и восточных государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.

***

По отношению к Древней Греции многие явления культуры Древнего Рима были вторичными. Римляне создали гигантскую империю и распространили достижения античной культуры на четвертую часть тогдашнего населения Земли (примерно 250 млн.).

Отличия Древнего Рима от Древней Греции:

- Рим - это колоссальная империя, где Греция - только одна из многочисленных провинций (и самая культурная; не случайно образованные римляне прекрасно знали греческий язык).

- Империя превращала гражданина в подданного со всеми вытекающими последствиями. Мироощущение прежнего гражданина полиса сменилось мироощущением космополита; власть народного собрания сменилась властью бюрократической машины, возникла напряженность между центральной и местной властью.

- Структура власти и политика Рима - имперские, что ощущается как в материальном, так и в духовном плане.

- Происходит расцвет и взаимопроникновение множества разнообразных культов (местных, греческих, египетских, финикийских и др.), на фоне чего возникает и усиливается культ императора. Положительное отношение к культу императора выступает критерием законопослушности гражданина.

- Создана единая продуманная правовая система для огромной империи (в Древней Греции каждый полис имел свои законы). Древний Рим дал Западной Европе «римское право» (юриспруденцию), из которой выросла современная система права.

- Искусство, литература и философия во многом были вторичными по отношению к греческим; расцвела морализирующая философия (Сенека, Эпикур).

- Гигантизм архитектуры выражал имперские идеалов Рима.

- Возник обостренный психологизм римского скульптурного портрета.

С принятием христианства государственной религией Римской империи (315 г.), массовым переселением на ее территорию «варваров» (германцев, славян и др.), падением Рима (476 г.), прекратилось и поклонение античным богам. Священный огонь в храме богини Весты, символизировавший могущество Рима, охраняемый весталками и беспрерывно горевший с 715 г. до н. э., в 354 г. н. э. был погашен. В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры. В 529 г. последние философы, наследники античных традиций, были изгнаны из Византии в Персию.

***

Античная цивилизация представляет яркий пример развития литературы, искусства, философии, наук, построение правового государства при господстве политеизма, как религиозно-мифологической картины мира, присущей античному человеку. Можно выделить такие главные черты культуры:

- гуманизм - человек – «мера всех вещей», боги – почти такие же люди, но обладающие достоинствами и качествами, превышающими возможности человека. В античном храме человек не ощущал свою ничтожность в сравнении с богами, а наоборот, именно здесь он мог ощутить свое величие и встретиться с богами один на один;

- рационализм - разум, рассудок регулирует поступки человека, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум - единственное, что помогает в любой ситуации сделать выбор;

- индивидуализм - значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: в античности происходит формирование личностного, индивидуального начала, человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;

- агон - состязательный, соревновательный «дух» культуры. Индивидуализм как важнейшая черта влиял на характер античной культуры: достижение победы любой ценой, стремление удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;

- пайдейя - воспитание, образование. В полисе не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становилось жизненно важным; пайдейя была способом формирования личности путем передачи ей рациональной системы знания, а также приведением в состояние гармонии всего человеческого тела, являвшегося олицетворением внутреннего мира человека;

- законодательная основа этой культуры. «Закон суров – но это закон», гласит латинская поговорка; закон - это установление, которому подчиняются все люди; свободный человек должен подчиняться только закону, он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античности, в отличие от многих других культур, над человеком нет господина, кроме закона;

- патриотизм - культ закона рождает превознесение свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в свободолюбивой античной культуре воспринималось как смерть; поэтому история античности характерна постоянными войнами;

- культура настоящего - античный человек редко задумывался о будущем, и оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;

- циклический характер развития - эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно.

Все эти черты рисуют нам характерный портрет, непохожий на другие культуры, но в чем-то нам близкий и понятный.

Античная цивилизация оставила в наследие христианской Европе юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, театр, архитектуру, скульптуру, литературу, мифологию, начала математики, физики и естественных наук, культуру земледелия и виноградарства, языки, используемые в научной терминологии и пр.

Античная цивилизация была «колыбелью» европейской культуры, которая вряд ли смогла достигнуть таких высот, если бы не восприняла ее важнейшие ценности. Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейской культуры. Архитектурные формы античности стали в эпоху Ренессанса и эпохи «классицизма» образцом. Достижения античной цивилизации прочно закрепились в философии, научном языке, стали общим европейским достоянием.

VI. 5. Западноевропейский тип культуры

а). Средневековье (V в. - XIV-XV вв.)

Средневековье началось «Великим переселением народов» и возникновением на территории Западной Римской империи (V в.) «варварских» королевств франков, бургундов, вестготов, лангобардов, англо-саксов и др. «Варвары» восприняли уже утвердившееся здесь христианство и в большинстве (кроме Англии) освоили разговорную латынь. В средневековье сформировались современные европейские языки и народы, возникли национальные государства и др.

Для средневекового западноевропейского общества был характерен аграрный, натуральный тип экономики. Характерно сочетание крупной земельной собственности (феод – наследственное землевладение) с подчиненным ей мелкими крестьянскими хозяйствами; сословная организация общества; господство христианских ценностей. Постепенно происходило развитие ремесленничества, торговли; появлялись свободные от власти духовенства и сеньоров города, становящиеся серьезной политической силой. Беглый крепостной, прожив в городе год и один день, становился свободным человеком. Родилась поговорка: «воздух города делает человека свободным».

Стержневой основой западноевропейской средневековой культуры было христианство, определившее ее характерные черты. Главенствующая духовная роль римско-католической церкви, латынь - как язык церкви, письменности и образования - объединяли средневековую западноевропейскую культуру в единое целое. Крестовые походы были отражением христианских идеалов средневекового рыцарства, и преодолением культурной замкнутости через знакомство с византийско-православной и арабо-мусульманской культурой. Культурные контакты сотни лет происходили и через захваченную мусульманами Испанию. В ее высших школах обучались иудеи, мусульмане и христиане.

Наиболее знаменитые достижения средневековой архитектуры - готические соборы (Парижской Богоматери, в Реймсе) были завершены в XV в., Кёльнский – только в XIX в.

Средневековая культура отражала церковно-религиозные и рыцарские идеалы. Таковы эпосы «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», рыцарский культ «Прекрасной дамы», творчество трубадуров, миннезингеров.

Авторитет римско-католической церкви отразился на картине мира средневекового человека. В основе христианского миросозерцания весь мир осознавался как проявление божественной мудрости, символического выражения отношения Бога к человеку. Познание мира и вся деятельность человека были устремлены к Богу, средневековой культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному.

У католиков (греч. «katholikos» - «всеобщий, вселенский») строгая централизованная церковная организация во главе с папой Римским. Католицизм разделяет догматы об исхождении «святого духа» только от Бога-отца, о чистилище, где «души» могут очищаться для вхождения в рай, о непорочном зачатии девы Марии. Введение католиками в 1140 г. праздника непорочного зачатия девы Марии привело к развитию культа богоматери. (Madonna - от лат. «mia donna» – моя госпожа). Обязательно безбрачие духовенства. Православная церковь всего этого не признает.

Инквизиция (лат. «inquisitio» - «розыск», «расследование») - в римско-католической церкви в XIII -XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с любым инакомыслием (ересями). «Еретиков» и «ведьм» пытали и жгли на кострах. В XV в. испанский инквизитор Торквемада за 17 лет казнил три тысячи человек. В XVI-XVII вв. в Западной Европе развернулась настоящая охота на «ведьм», жертвами которой стало более миллиона человек. Инквизицию упразднили в середине XIХ в.

Схоластика (лат. «schola» - «школа») - религиозная философия XI -XIV вв. на первое место выдвигала авторитет Святого Писания, постановлений Вселенских соборов, творений отцов церкви, как к конечному критерию истины. Расцвет схоластики с ее формально-логическим способом философствования (Абеляр, Фома Аквинский), был направлен на разъяснение истин христианского учения.

Средневековое общество больше всего интересовали богословские вопросы:

- Проблема Святой Троицы - как сосуществуют Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, будучи разными ипостасями и составляя в то же время нераздельное единство?

- Проблема Боговоплощения - как в Христе совместилось человеческое и божественное?

- Теодицея (греч. «theos» - «Бог» и «dike» - «справедливость») - религиозно-философская теория, цель которой - снять с Бога ответственность за существование зла на земле, а также согласовать наличие зла с представлением о Боге как абсолютном добре. При этом зло или не признается, или рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир.

В средневековой западной культуре можно выделить основные черты:

- противоборство двух культур – церковно-религиозной и народной, связанной с дохристианскими верованиями;

- несмотря на это противоборство, наличие целостности, обеспеченной богословием и религией: существовала определенная система знаний и особое миропонимание для всех, в соответствии с которым жили люди;

- консерватизм, догматичность и авторитарность религиозных ценностей, что вело к идейной нетерпимости к малейшим от них отклонениям (инквизиция, гонения на еретиков);

- типизация и символичность в искусстве: наиболее распространенным литературным жанром были жития святых, в архитектуре - собор, в живописи - икона, в скульптуре - персонажи священного писания;

- поскольку священное писание было только на латинском языке, недоступном рядовым прихожанам, икона выступала в качестве «Библии» для неграмотных масс.

Школьное обучение было необязательным. Светские школы (в основном в Италии) были редки, были распространены монастырские и церковные школы с суровой дисциплиной и розгами. Учили читать и писать только на латыни и церковному пению.

В поздней античности (III-V вв. н. э.) сложилась система обучения семи «свободным искусствам» (artes liberates). В средневековой Европе они стали основой школьного и университетского образования, связывая нитями европейскую культуру с античной. Это грамматика, риторика (искусство красноречия), диалектика (логика), музыка, математика, астрономия, философия.

Их изучение давало общее образование, после чего изучали собственно университетские науки (universum scientiae) - теология, юриспруденцию, медицину. Название высшего учебного заведения - «studium generale» относилось только к тем школам, где кроме семи «свободных искусств», было обеспечено преподавание хотя бы одной специальной университетской дисциплины.

Средневековые университеты возникли в XII в. – Парижский, Болонский, Оксфорд, Кембридж и др. С именем капеллана Людовика IX Робера де Сорбонна связано создание колледжа (1257-58 гг.), поначалу общежития для магистров, обучающихся богословию.

Несмотря на суровые церковные запреты, в быту сохранялся и жизнеутверждающий импульс народной культуры, связанной происхождением с дохристианскими обрядами, обычаями и праздниками. В XV в. один английский монах осуждал народную игру, в которой молодежь передает большой мяч не по воздуху, а толкая его ногами по земле. Он называл «футбол» скверной и недостойной игрой, которая приводит к увечьям и междоусобицам.

Церковь осуждала народные пляски и развлечения, но ей приходилось считаться и с тем, что в Ветхом Завете упоминаются песни, пляски и игра на музыкальных инструментах царей Давида, Соломона и др. В крестьянском быту сохранялись различные суеверия, но и священники порой звонили в колокола, чтобы прогнать ураган, окропляли «святой водой» местность, чтобы добиться хорошей погоды и урожая.

б). Эпоха Ренессанса и Реформации

В переводе с итал. «Ренессанс» - «Возрождение». Так Дж. Вазари в 1550 г. назвал культуру XIV-XVI веков: «Возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков». В современную науку термин ввел в 1860 г. швейцарский ученый Я. Буркхардт («Культура Ренессанса в Италии»).

Основные черты культуры эпохи Ренессанса:

- обращение к античной культуре;

- гуманизм (утверждение права человека на счастье в земной жизни);

- антропоцентризм (интерес к человеческой личности, человек-творец наделен активной созидательной силой, как и Бог);

- оптимистичность, ясность, открытость человека; гармония системы ценностей.

- интеллектуализм (вера в разум, научный опыт и наблюдение);

- универсализм (содружество ремесла, науки и искусства).

- изменяется отношение человека ко времени: приходит осознание времени как бесконечности, текущей из прошлого в будущее.

Родная почва Ренессанса - Италия. Возникновение идей гуманизма - поворот интересов личности от средневековых религиозных устремлений к Богу - к раскрепощению, самоутверждению в реальном мире. Гуманисты обратились к образам и ценностям античной культуры (отсюда и понятие «Возрождение»). Мировоззренческие идеи гуманизма разрабатывались в кружках интеллектуальной элиты, как «Платоновская академия» Фиччино и др. Известную роль в этом играли и греки-интеллектуалы, приехавшие в Италию после завоевания Византии турками. Гуманизм не был широким общенародным движением, его глубокое воздействие на европейскую культуру было опосредствованным, со стороны элитарных слоев общества. Но это только одна сторона этой сложной эпохи.

Эпоха Ренессанса характерна появлением двух выдающихся типов человека – ученого-интеллектуала и художника.

Их индивидуализм - выражение «духа» человека нового времени в противоположность коллективизму масс средневековья. Гениальной личностью эпохи был разносторонне образованный ученый и художник Леонардо да Винчи.

В труде Н. Макиавелли «Государь» родилось новое политическое мышление, связанное с открытием принципа разделения церковной и светской властей и отходом от средневековых ориентаций на главенство римской церкви.

Мыслителями-гуманистами были и М. Монтень, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон и др.

Возникают и литературно-философские социальные утопии. Казнен премьер-министр Англии Т. Мор (автор «Утопии»), долгие годы провел в монастырской тюрьме Т. Кампанелла (автор «Города Солнца»).

Появилась экспериментальная наука: механика и астрономия Галилея, медицина (А. Везалий, Парацельс), Н. Коперник создал гелиоцентрическую систему мира.

Но научные идеи распространялись в борьбе с церковно-средневековым мировоззрением. Свирепствовала инквизиция. Сожжены Дж. Бруно, врач М. Сервет, Г. Галилей вынужден отречься от своих идей и т. д.

Индивидуально-личностная убежденность свойственна и мореплавателям. Только сознание правоты позволило Колумбу плыть на Запад, а Магеллану – вокруг земного шара. Началась эпоха открытия других народов и культур (Америки, Индии, Китая, Японии, Филиппин и пр.). В Германии М. Бехайм создал глобус (1480-1507 гг.), в Нидерландах Г. Меркатор – современную картографическую проекцию (1595 г.).

Как пишет русский ученый В. Розанов, Ренессанс, как «новая история есть антитеза средним векам; человек не хочет более о себе молчать: всякое малейшее чувство, шелохнувшуюся мысль, он торопится высказать другим, зарисовать ее в красках, расцветить в звуках, непременно закрепить печатным станком».

В Италии творили Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккаччо («Декамерон»); художники Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Джорджоне, Тициан и др.

Зарождалось теория изобразительного искусства: «Трактат о живописи» Альберти (XV в.), труд Вазари «Жизнеописании знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.).

«Северное Возрождение». Это литераторы Ф. Рабле (Франция), В. Шекспир (Англия), художники А. Дюрер (Германия), П. Брейгель (Нидерланды) и др. Ярким народным поэтом был нюрнбергский мейстерзингер Г. Сакс, десятки песен которого пели по всей Германии.

После изобретения книгопечатания И. Гутенбергом, во второй пол. XV в. активно начала распространяться литература на национальных языках (английском, итальянском, испанском, немецком, французском и др.).

Народное ренессансное мировосприятие, связанное с карнавалами, отразил Ф. Рабле в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль». Действие относится к 1552 г. Карнавалы были популярны в Италии и Южной Франции еще в средневековье, но широко распространились в эпоху Ренессанса.

М. Бахтин в работе «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения» (1965 г.) назвал мир карнавала с его обрядами, перевёрнутыми «с ног на голову» понятиями и соответствующими моделями поведения человека «карнавально-смеховой культурой». Мир карнавала не эквивалентен просто «смешному», это некий мир «наоборот», выход из повседневной реальности. Мир «карнавально-смеховой культуры» противоположен средневековому идеалу достижения святости – пути человека наверх, к Богу. Ведь Иисус в евангелических рассказах никогда не смеётся, а лишь грустно улыбается. В средневековье смех считался атрибутом дьявола («дьявольский смех» у Мефистофеля), и «смеховой» мир – путь человека вниз, к дьяволу.

В карнавальном веселье, переодеваниях, шутовстве, играх, участвовали все слои населения: простолюдины, шуты, мимы, бродячие артисты, знатные синьоры и духовные лица. Особое течение времени в мире карнавала отделяло массы от повседневности. Привычный уклад жизни, принятые нормы здесь меняли свое значение «наоборот»: мужское менялось с женским, умное с глупым и т. п. Обычной одежде противопоставляли лохмотья, богатству - бедность, церкви – таверну, кабачок. Пародировалась даже церковная служба.

Переодевались в одежду другого пола, надевали маски, подчеркивали телесную наготу, пол. В смеховых текстах допускались нескромные шутки, нецензурные выражения (от сохранившегося языческого ритуального сквернословия).

Начавшаяся в последний век Ренессанса (XVI век) религиозная Реформация всколыхнула народные массы в Германии, Нидерландах, Англии, Швейцарии, Франции и др.

Реформация - религиозное и социальное движение (ее лидерами были Лютер, Меланхтон, Кальвин, Цвингли, Т. Мюнцер). 31 октября 1517 г. М. Лютер прибил к дверям свой церкви в Виттенберге 95 «тезисов», где потребовал исправления церкви в духе первоначальных евангельских идеалов, осудил торговлю индульгенциями, право римского папы управлять церковью и др. Представители 14 немецких городов поддержали его, издав «Protestatio» (отсюда – протестанты) против осуждения деятельности М. Лютера католической церковью.

Аугсбургское исповедание (1530 г.) было изложением основ нового христианского вероучения. Его основные принципы:

- обращение, в основном, к Новому Завету, а не к Ветхому Завету;

- резко негативное отношение к папству, монашеству, целибату (безбрачию) духовенства;

- признание меньшего, нежели семь, числа таинств (таинства крещения и евхаристии (пресуществления);

- принцип «sola fide» (только верой) - человек заслуживает вечного спасения лишь благодаря своей личной искренней вере в искупительную жертву Христа (в противоположность католицизму и православию с их утверждением, что «вне церкви нет спасения»).

Католическая церковь с помощью инквизиции проводила свою «контрреформацию» и укрепляла свои позиции в Западной Европе и латиноамериканских колониях.

в). Новое время (XVII в. – нач. ХХ в.).

Начиная с революций в Нидерландах и Англии, в Западной Европе происходит становление буржуазных отношений, утверждение научно-рационального мышления (Р. Декарт, Ф. Бекон и др.), развитие науки и техники, секуляризация церкви, формирования новых эстетические идеалов (течения «барокко», «рококо», «классицизм»). Появляется историзм в науке и начинается проникновение его в общественное сознание (до Нового времени считалось, что история человечества насчитывает библейские семь тысяч лет).

Великие географические открытия повлекли развитие кораблестроения, возрастание роли торгового капитала, стремительное накопление золотых запасов у европейских монархов и банкиров, установление приоритета товарно-денежных отношений и как следствие, условия для развития капитализма.

В XVII-XVIII вв. в Западной Европе стремительно нарастала промышленная и экономическая деятельность. Шотландца Джона Ло можно считать «отцом» финансовой пирамиды. Он считал, что благосостояние страны зависит от финансового оборота - изобилие денег оживит торговлю и производство и предложил правительству Франции, переживавшей финансовый кризис, ввести бумажные деньги. В 1716 г. Джон Ло открыл в Париже Всеобщий банк. Золотые, серебряные монеты, драгоценности, государственные долговые обязательства заменили бумажными банкнотами. Французская экономика оживилась. Но количество напечатанных денег намного превысило реальное обеспечение банком. В 1720 г. герцог Бурбонский предъявил банку банкноты на 60 млн. ливров и увез звонкую монету на трех каретах. Касса опустела, началась паника, Джон Ло сбежал. Банкноты превратились в бумажки с картинками. Королевский банк был закрыт. Финансовая афера Ло надолго затормозила введение бумажных денег, но в дальнейшем банкноты оказались идеальным средством государственного околпачивания – ведь ни в одной стране обыкновенный человек не знает, какова их реальная стоимость.

Эпоха Просвещения характерна утверждением светского образа жизни, расцветом искусства классицизма (живопись, театр, музыка), развитием науки и свободомыслия. Искусство просветители называли средством возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности, исправления пороков общества. Дидро писал: «Сделать добродетель – притягательной, а порок – отвратительным, вот истинная цель для всякого честного человека, владеющего пером или кистью, или резцом скульптора».

Ж.-Ж. Руссо, отмечая противоречивый характер буржуазного общества считал, что «цивилизованные» народы испорченные, морально «развращенные», а развитие наук и искусств не способствовало улучшению их нравов. Идеализируя жизнь крестьян, заокеанских племен («естественного» человека), он призывал «вернуться назад, к природе».

XVIII в. во Франции стал временем распространения в общественном сознании идей Свободы, Равенства и Братства. Под такими лозунгами прошла Великая Французская революция 1789-94 гг., идейно подготовленная просветителями (Вольтер, Дидро, Руссо и др.). Эпоха Просвещения и Французская революция по своим последствиям преобразили культуру Западной Европы, вдохнув в нее рационализм, светскую жизнь, свободу личности и вероисповедания. Самодержавные монархии начинают сменяться конституционными монархиями и республиками. Происходит формирование политических партий и законодательно предопределяется их противоборство.

Западноевропейская культура вместе с европейскими переселенцами и миссионерами распространялась в американских колониях Испании, Португалии, Англии, Франции. В Латинской Америке на базе европейских языков и христианства происходило постепенное смешение культуры европейских колонистов с культурой индейцев-аборигенов и привозимых из Африки негров. Восстание негров на Гаити привело к появлению в 1792 г. первой в Америке свободной негритянской республики.

В XIX вв. городской образ жизни, связанный с промышленностью, экономикой и финансами, охватывает все больший процент населения стран Западной Европы. В 1851 г. состоялась первая Всемирная выставка. Построен уникальный хрустальный дворец в Лондоне. В 1889 г. вторая Всемирная выставка. В Париже Эйфель построил «Эйфелеву башню» (303 м.).

С каждым десятилетием происходят новые технические достижения: появляются железные дороги, электричество, телефон, радио и др. Наука становится важнейшей формой общественного сознания, распространяется атеизм, оттесняя религию на второй план. Развиваются экономические и политические теории. Возникают Академии наук и нарастает научная деятельность. Начинается расцвет экспериментальных наук (физика, химия и др.), при доминировании естественных.

Пресса превращается в четвертую власть (после законодательной, исполнительной, судебной). Развитие литературы и научных изданий стимулирует книгоиздательское дело: Европа становится регионом господства книжной культуры (в противоположность, устной культуре античности и средневековья). Этому способствует развитие школьного образования. В 1870 г. в Англии принят закон об обязательном обучении детей и всеобщей грамотности.

Западноевропейский тип культуры в наибольшей степени характерен динамичностью, новациями в науке, технике, искусстве, экономике и политике, которые распространяются в ХХ в. как важнейшие черты всей современной общемировой культуры.

VI. 6. Специфика российского историко-культурного типа

(см.: «Культурология» под ред. Кагана и Солонина. СПб, 2005 г.)

Определение места и роли России в мире связано с осмыслением самобытности российской культуры. В XVIII в. публицист Н.И. Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: