Правовой режим земель лесного фонда

Принципы государственного управления лесным фондом. Полномочия государственных органов в управлении лесным фондом

Основные принципы государственного управления леснымфондом заключаются в следующем:

1) устойчивое развитие (сбалансированность развития экономики и улучшения окружающей среды);

2) рациональное, непрерывное, неистощительное использование ЛФ в интересах РФ и субъектов РФ;

3) несовместимость реализации функций государственного управления в области охраны, использования, защиты ЛФ и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства ЛФ отражены в ст. 46, 47, 49 ЛК РФ.

Так, к полномочиям РФ относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства;

2) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных актов РФ, контроль за их соблюдением;

3) определение порядка предоставления участков РФ в пользование;

4) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

5) осуществление государственного контроля за использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, установление порядка проведения этого контроля;

6) владение, пользование, распоряжение ЛФ;

7) установление видов платежей за пользование ЛФ;

8) определение порядка и организация ведения ГУЛФ и ГЛК, мониторинга лесов, лесоустройства, а также иные полномочия, отраженные в ст. 46 ЛК РФ.

К полномочиям субъектов РФ относятся:

1) разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

2) разработка и принятие законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ;

3) принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду;

4) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой ЛФ и воспроизводством лесов и другие полномочия, отраженные в ст. 47 ЛК РФ, а также полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ.

Полномочия органов местной власти по управлению территорией на сегодняшний день велики. В компетенцию и сферу их интересов входит управление природными ресурсами на подведомственной территории. В ст. 49 ЛК РФ говорится, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере управления лесным фондом.

Как мы отмечали, к землям лесного фонда относятся территории, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предназначенные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Согласно Лесному кодексу РФ в него не входят:

- защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

- защитные лесные насаждения в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также магистральных каналов;

- озеленительные насаждения, а также группы деревьев в городах и иных населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;

- деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Лесной фонд страны находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Основным целевым назначением земель лесного фонда являются выращивание древесины, необходимой для народного хозяйства, сохранение и восстановление леса как важнейшего элемента природной среды и жизнедеятельности человека. Регулирование их использования осуществляется на базе Лесного кодекса РФ с 22 декабря 1996 г.

Лесной фонд страны состоит из лесов государственного значения (находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства) и лесов, предоставленных в бессрочное пользование негосударственным предприятиям (колхозам, акционерным обществам, товариществам, сельскохозяйственным кооперативам).

В соответствии с народнохозяйственным значением и выполняемыми функциями государственные леса подразделяются на леса первой, второй и третьей группы, ведомственные леса - на леса первой и второй группы.

В первую группу входят леса, имеющие особое народнохозяйственное значение: защитные, охранные, специальные леса зеленых и лесопарковых зон, санитарно-гигиенические и оздоровительные. К этой же группе относятся леса заповедников, национальных парков, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, лесоплодовые зоны и насаждения, притундровые и субальпийские леса.

В лесах первой группы запрещена промышленная рубка; разрешается лишь рубка ухода или санитарная.

Ко второй группе отнесены леса, расположенные в лесонедостаточных регионах страны (например, южных и центральных районах ее европейской части), где необходим строгий режим пользования для сохранения защитных функций лесов и неистощения их запасов. В них разрешается промышленная рубка, но в ограниченных размерах.

К третьей группе относятся леса, расположенные в лесоизбыточных регионах (Север, Сибирь, Дальний Восток и т.п.). Это основные эксплуатационные леса; промышленная рубка в них ведется в необходимых объемах, но при условии обязательного восстановления.

Земли лесного фонда находятся в ведении как государства, так и отдельных ведомств. Согласно Лесному кодексу РФ государственное управление использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляют президент РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В систему специальных (ведомственных) органов входят Федеральная служба лесного хозяйства России и ее местные подразделения. В республиках, краях, областях и автономных образованиях соответствующие организации имеют неодинаковые названия (в республиках ‑ министерства лесного хозяйства, государственные комитеты и комитеты лесного хозяйства; в краях, областях и автономных образованиях ‑ управления лесами).

Местными подразделениями Федеральной службы лесного хозяйства являются лесхозы и лесничества; они относятся к непосредственным фондодержателям, то есть за ними закрепляются определенные участки лесного фонда для ведения лесного хозяйства.

Функции Президента РФ по государственному управлению лесным фондом определены Конституцией страны. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти в данной сфере, при необходимости может принимать указы и распоряжения по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.

Функции правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местных администраций определены Лесным кодексом РФ.

Так, к ведению правительства РФ относятся:

- разработка лесного законодательства;

- определение порядка деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

- установление норм и правил пользования лесным фондом, порядка распоряжения лесным фондом;

- установление расчетной лесосеки на территории страны и др.

К ведению субъектов Федерации относятся:

- разработка программ развития лесного фонда на подведомственной территории;

- распоряжение лесным фондом в ее пределах;

- организация ведения лесного хозяйства;

- государственный контроль за использованием и охраной лесов;

- утверждение лимитов лесосечного фонда и др.

Аналогичные функции, но в пределах соответствующих территорий относятся к компетенции местных органов власти (районных, городских администраций).

Специальные органы государственного управления лесным хозяйством осуществляют отраслевое управление. К их функциям относится проведение конкретных мероприятий по ведению лесного хозяйства, использованию и охране лесов на выделенной территории.

Так, главными задачами Федеральной службы лесного хозяйства, определенными Положением об этой службе (утверждено правительством РФ 25 декабря 1992 г.), является разработка:

- основных направлений федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства;

- проектов законодательных актов в этой сфере;

- государственных программ развития лесного хозяйства;

- основных положений о порядке использования лесов.

Функции органов управления лесным хозяйством субъектов Федерации зафиксированы в соответствующих положениях. Как правило, они заключаются в руководстве деятельностью лесхозов (лесничеств), контроле за соблюдением ими лесного законодательства, обеспечении учета лесного фонда, проведении лесоустройства, организации работ по лесовосстановлению, охране и уходу за лесом.

Лесхозы (лесничества) осуществляют учет лесного фонда, отвод лесосек и определение иных мест лесопользования, выдачу лесорубочных билетов (ордеров), контроль за осуществлением лесных пользований и соблюдением противопожарных правил и т.д. Как владельцы лесного фонда они обязаны осуществлять мероприятия по лесовосстановлению и защите лесов, противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда и др.

Субъекты права пользования лесами подразделяются на землепользователей и лесопользователей.

Землепользователям выделяются участки лесного фонда для выращивания лесной продукции и ее охраны (лесхозы, лесничества и т.п.), а также для использования в побочных целях (сенокошение, выпас скота и др.). Лесопользователи (юридические и физические лица) не получают каких-либо прав на землю; они могут заготавливать древесину (основное лесопользование), а также ягоды, грибы, кору, луб, травы, древесный сок, производить сенокошение и выпас скота (побочное лесопользование).

Площадь леса, предназначенная для рубки, называется лесосекой. Совокупность таких площадей в масштабе страны составляет государственный лесосечный фонд, ежегодно распределяемый между заготовителями. Древесина отпускается им, как правило, за плату по утвержденным расценкам. В период лесозаготовки с них взимается также земельный налог в сумме 5% указанных расценок.

Различают промышленную (эксплуатационную) и санитарную рубку (первая называется также рубкой главного пользования, вторая ‑ рубкой ухода). Право на их проведение оформляется выдачей лесорубочного билета, а в случаях мелких рубок ‑ ордера; эти документы выписываются лесхозом.

Лесопользователи имеют право:

- осуществлять пользование лесным фондом в пределах объемов, сроков и видов пользования, указанных в разрешительных документах;

- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности;

- строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом.

На лесопользователей возложены следующие обязанности:

- вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- не допускать перерубов; не оставлять недорубов и заготовленной древесины;

- производить очистку лесосек от порубочных остатков;

- выполнять условия, установленные лицензией;

- своевременно вносить плату за пользование лесным фондом;

- осуществлять лесовосстановительные работы, указанные в разрешительных документах.

Наряду с основным лесопользованием (заготовкой древесины) на землях лесного фонда имеет место побочное лесопользование. В правовом отношении оно подразделяется на общедоступное и специальное.

К числу общедоступных побочных пользований относятся сбор плодов, ягод, грибов, хмеля, трав, соков и т.п. Они осуществляются гражданами бесплатно, во всех лесах и без специального разрешения (за исключением сбора ягод и плодов на учтенных дикорастущих плантациях). Все собранные плоды и ягоды принадлежат приобретателю на праве личной собственности.

В числе специальных (закрепляемых) побочных лесопользований наиболее важное значение имеют сенокошение и выпас скота. Порядок предоставления сенокосов и пастбищ установлен Лесным кодексом РФ. Земельные участки выделяются органами лесного хозяйства (лесхозами, леспромхозами и др.) во временное пользование сроком до 3 лет.

Сенокошение и выпас скота разрешаются во всех лесах, за исключением тех, где они могут причинить вред лесному хозяйству. Сроки и нормы предоставления устанавливаются органами лесного хозяйства по договоренности с заявителями. Документом, удостоверяющим право сенокошения и выпаса скота, является договор временного пользования, в котором указываются не только срок пользования и размер участка, но и другие условия использования, а также права и обязанности сторон.

За пользование участками взимается налог, исходя из ставок, установленных для земель сельскохозяйственного назначения. Право на лесопользование (лесорубочный билет) не дает одновременного права и на землепользование; то и другое оформляется раздельно, хотя не исключено и совмещение. Участки лесного фонда могут передаваться и в аренду соответствующей местной администрацией по согласованию с органами лесного хозяйства.

Изъятие земель лесного хозяйства для государственных и общественных нужд осуществляется в порядке, установленном Лесным кодексом РФ.

Помимо лесов, закрепленных за лесохозяйственными предприятиями (лесхозами, леспромхозами и др.), к землям лесного фонда относятся также лесопокрытые площади, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Как правило, они передаются в бессрочное (постоянное) пользование, хотя в отдельных случаях возможна и аренда.

Правовой режим таких земель определяется Лесным кодексом, а также Положением о колхозных лесах, утвержденным Постановлением СМ СССР от 4 марта 1968 г. (в части, не противоречащей действующему законодательству). Леса, закрепленные за сельхозпредприятиями, могут иметь как естественное, так и искусственное происхождение (лесные полосы, противоэрозионные насаждения, водоохранные леса и т.д.). Их площади и возможность использования в сельскохозяйственном производстве (сенокошение, выпас скота) определяются при проведении внутрихозяйственного землеустройства и лесоустройства. Пользование древесиной осуществляется в установленном порядке. Оно носит платный характер, но может быть и льготным.

Управление приписными лесами осуществляется соответствующими сельхозпредприятиями и создаваемыми ими лесхозами. По вопросу ведения лесного хозяйства (расчет лесосеки, лесоустройство, охрана леса) они подчиняются государственным лесохозяйственным органам.

Лесопользование в приписных лесах осуществляется в соответствии с выдаваемыми лесорубочными билетами, где указываются место отведенной делянки, объем рубки, породы деревьев, подлежащих рубке. Реализация сельхозпредприятиями лесной продукции на сторону может осуществляться при оформлении соответствующих разрешений в органах местной власти или наличии лицензии в установленном порядке.

Перевод лесных площадей в другие виды угодий допускается только по согласованию с органами лесного хозяйства.

В соответствии со статьями Лесного кодекса РФ все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству, а также защите от вредителей и болезней.

Осуществление мер по охране и защите лесов возлагается на лесохозяйственные предприятия, организации и учреждения, которым поручено ведение лесного хозяйства, а в приписных лесах ‑ соответствующим сельхозпредприятиям.

Исполнительные органы власти, включая местную администрацию, обеспечивают проведение мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, запрещают на период высокой пожарной опасности и в других необходимых случаях вход и въезд в леса.

Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны по согласованию с соответствующими государственными органами проводить технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану лесов. Охрана полезащитных лесных полос или иных озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в состав государственных лесов, обеспечивается землепользователями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: